Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2016 |
Наталия КИЙ | 06 сентября 2016 |
Где вы храните свои рентгеновские снимки?
Вопрос на миллион для ИТ-компаний и информатизаторов здравоохранения.
Свой скелет в шкафу в прямом смысле слова есть у каждого, шутят медики. Я, например, купила красивые коробки в форме старых чемоданов, вставила в окошечко листок с пометкой «X-ray», положила туда «кости» всей семьи и водрузила на платяной шкаф.
На деле вопрос хранения (а значит, и безопасности!) персональных медицинских данных во исполнение ФЗ-152 и 242 не ограничивается поликлинической регистратурой с лабиринтами каталожных шкафов. «Ваша личная медицинская информация распылена по многим медорганизациям: государственное здравоохранение, коммерческая медицина, фитнес-центры, «серая зона», т.е. частные консультации у авторитетных специалистов, составляющие 30% всех медицинских услуг», – напоминает Борис Зингерман, заведующий отделом ИТ Гематологического научного центра Минздрава России, руководитель проекта Мед@рхив. Добавьте к этому данные фитнес-гаджетов, которыми по статистике пользуются более 60% граждан до 35 лет (и лишь треть из них делится информацией со своим врачом).
Информация, которая возникает у пациента, должна найти путь в здравоохранение и стать востребованной. «Вовлечение пациента в заботу о собственном здоровье – мировой тренд. Грамотность пациентов возросла, они должны иметь возможность «выгрузить» свои данные в большие медицинские ИС», – считает Б.Зингерман.
Сбор информации – одна сторона медали. Другая – доступ к своим данным. Как сообщалось на недавнем заседании рабочей группы ИТ-специалистов медорганизаций «Виртуальная медицина и mHealth», в США как «ужас» расценили данные опроса, по которым 53% людей не имеют доступа к своей медицинской информации. Известен пятилетний позитивный опыт национального портала здравоохранения Дании sundhed.dk, который предоставляет круглосуточный доступ к персональным медицинским данным для всех граждан страны и медработников в государственной системе здравоохранения с использованием уникального е-индентификатора, пароля, логина, карты с одноразовыми кодами.
Специалисты называют как минимум шесть держателей медданных в России: сам пациент, его доверенное лицо, медицинская организация, страховая компания, учреждения социальной сферы, облачные хранилища данных мобильных приложений и носимых устройств. «Получение данных – отнюдь не бесплатно и не быстро, – комментирует Константин Чеботаев из компании «Медстрах». – Вы как пациент – владелец данных, а не рентгеновской пленки, бумаги и файлов. Порой срок реакции медучреждения на запрос пациентом его медицинской информации доходит до полугода».
Как известно, в этом году Минздрав утвердил Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских ИС медорганизаций (в феврале) и региональных МИС (в июне). «Одно из функциональных требований к МИС – доступ к личному кабинету и получение пациентом информации в электронном виде, – говорит Б. Зингерман. – Необходимо сделать ГОСТ по персональной ЭМК. Разработчики МИС должны предусматривать возможность передачи пациенту его данных. Минздраву надо подготовить нормативные документы, обеспечивающие предоставление и доставку пациенту электронных копий его документов».
В начале августа Единая медицинская информационная автоматизированная система (ЕМИАС) Москвы сообщала о том, что 69 поликлиник Департамента здравоохранения города полностью перешли на электронные медкарты, ЭМК «получили» свыше миллиона москвичей. ЭМК содержит данные о результатах осмотра, диагнозы, назначения, рецепты, направления, справки и листки нетрудоспособности. Данные карты будут доступны по запросу авторизованным в системе врачам разных специальностей, а также скорой помощи. А вот у пациента доступа к своей ЭМК нет. «Так как в ЭМК содержатся персональные и медицинские данные, которые сейчас очень надежно защищены, то доступ пациента к ним возможен только при условии сохранения этого высокого уровня защиты информации», – пояснили «ИКС» в пресс-службе ЕМИАС.
Иными словами, двусторонняя «медаль» персональной мединформации застыла на ребре информационной безопасности. Статистики по безопасности медданных, как свидетельствуют медики и айтишники, нет, зато есть учащающиеся сообщения о проникновении хакеров в информационные системы медучреждений.
Безопасность медданных организаций и отдельных граждан, в сети медицинского учреждения и в облаке, – сколь серьезное, столь и необъятное поле для ИТ-индустрии.
Люди, имеющие отношение к медицине, – известные циники. Шутят про все, с недавних пор – и про инфобезопасность персональных медданных: «у Святых Врат вы можете узнать, что умерли не от тяжелой болезни, а от того, что 14-летний подросток взломал ваши данные, поменяв дозировку лекарства». Шутки шутками, а безопасность прежде всего.