Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 3 2018 |
Александра КРЫЛОВА | 07 ноября 2018 |
Медицина обретает цифровой контур
«Компьютеризация» -- «информатизация» -- «цифровизация» -- таковы основные этапы затянувшегося пути здравоохранения к насыщению современными информационными технологиями, двигаться по которому ему предстоит по крайней мере до конца 2024 г.
Вопросы: «К чему идем? Куда хотим прийти?» требуют детального рассмотрения.
Основа для цифровизации
Постановление Правительства РФ от 5.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» подвело черту под действующей концепцией информатизации. Новый документ оставил за ЕГИСЗ только федеральный сегмент, отделив от нее информационные системы регионального уровня и уровня медицинских организаций, и сфокусировал ее на агрегации отраслевой статистики и управленческой информации.
Системы, призванные обеспечить хождение электронных рецептов и учет льготных лекарственных средств, будут внедряться на уровне регионов, т.е. в РМИС, или, как их теперь называют, государственные информационные системы (ГИС) в сфере здравоохранения субъектов РФ. Персонализированные интегрированные электронные медицинские карты (ИЭМК) будут вестись и храниться в медицинских информационных системах медорганизаций (МИС МО), а в одноименной подсистеме ЕГИСЗ эти данные будут содержаться в деперсонифинцированном виде.
Для обмена информацией подсистемы ИЭМК медицинской организации с внешними системами будет использоваться Регистр электронных медицинских документов (РЭМД) -- подсистема, входящая в состав ЕГИСЗ.
Изменения в роли ЕГИСЗ были подхвачены и развиты при подготовке паспорта Национального проекта «Здравоохранение», в составе которого есть проект федерального значения «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ». За его реализацию будет отвечать заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Наталья Хорова. Заявленная цель проекта – создание механизмов цифрового взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ. А основные направления, в которых он будет развиваться, -- внедрение и развитие медицинских информационных систем во всех медицинских организациях и электронный медицинский документооборот между медорганизациями и органами управления здравоохранением.
Таким образом, ЕГИСЗ в новом своем качестве становится мостом между программой информатизации российского здравоохранения и федеральным проектом, направленным на его цифровизацию, обеспечивая эволюционное развитие процесса, а значит, сбережение уже сделанных в него на разных уровнях инвестиций.
Вместе с тем, признают эксперты, термины «электронное здравоохранение» и «цифровое здравоохранение» пока не устоялись и границы между ними размыты. Интересную точку зрения на этот счет высказал Георгий Лебедев, директор Института цифровой медицины и завкафедрой информационных и интернет-технологий Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Он считает, что Федеральным законом от 29.07.2017 № 242-ФЗ были созданы правовые основы для электронного здравоохранения: регламентировано применение ЕГИСЗ, легализованы оказание медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий и электронный документооборот в медицинских организациях. А цифровая медицина – это надстройка над системами электронного здравоохранения в виде математических методов и алгоритмов, которые применяются при обработке больших данных для поддержки принятия решений врача в экспертных системах. И разработка ее правовых основ регулятору и профессиональному сообществу еще предстоит.
Телемедицина де-юре и де-факто
Как показали первые девять месяцев, миновавшие после вступления закона № 242-ФЗ в силу, реализация его норм внутри медицинских организаций – дело нелегкое. Есть и определенные технические сложности: для консультаций в формате «врач -- пациент» барьером является идентификация участников телемедицинского сеанса в Единой системе аутентификации и идентификации. А при проведении телемедицинских консультаций «врач -- врач» возникают проблемы с оплатой услуг телеконсультанта.
«Наша система оказания медицинской помощи такова, что все деньги, которые выделяются ОМС на телемедицину, получает та медорганизация, которая ведет пациента», -- комментирует ситуацию Михаил Плисс, заместитель директора департамента по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ. А оплата услуг опытного врача, выступающего в роли консультанта, по его словам, в телемедицинском тарифе в одних регионах вообще не оговорена, в других -- оговорена, но «криво», а в ряде случаев лечащий врач находится в одном субъекте РФ, а консультант -- в другом.
Для того чтобы телемедицинские технологии начали активно внедряться в практику оказания услуг медицинской помощи, действующей нормативной правовой базы мало: нужна большая организационная работа по оснащению кабинетов для дистанционных консультаций, пересмотру действующих бизнес-процессов и регламентов.
Михаил Плисс: Требуется провести аудиты технических стандартов, определить уровень и квалификацию специалистов, которые могут проводить телемедицинские консультации, обязать их выделять в распорядке рабочего дня слоты времени на дистанционную помощь коллегам. |
Игорь Шадеркин, завотделом региональной урологии НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина, в котором консультировать пациентов дистанционно по различным каналам связи начали еще до принятия 242-ФЗ, считает ожидаемые выгоды от применения телемедицинских технологий несколько преувеличенными. По его мнению, вряд ли они сделают услуги высококвалифицированных специалистов доступней. «У хорошего врача всегда есть пациенты, а вот времени свободного очень мало, -- говорит он. -- Конечно, на платную консультацию время, может быть, найдется, но все равно мы упремся в ограниченное количество высококвалифицированных специалистов».
К тому же применение дистанционных медицинских технологий, по его мнению, не облегчает работу врачей. Напротив, количество обращений, к примеру, хронических больных увеличивается.
Игорь Шадеркин: Если раньше пациент с мочекаменной болезнью приходил на прием один раз в два месяца, то благодаря телемедицинским технологиям он получает возможность «стучаться» ко мне каждый день. |
Выход из сложившейся ситуации эксперт видит в «вооружении» пациентов медицинскими приборами для дистанционного мониторинга состояния здоровья и простыми средствами аналитики – инструментами, в том числе автоматическими, которые позволят людям корректировать свой образ жизни в соответствии с их рекомендациями.
Эволюционное движение
В Федеральном законе № 242-ФЗ есть нормы, обязывающие Минздрав России регламентировать использование в медицинских организациях документов в электронной форме. В начале 2018 г. ведомством был принят приказ №2н, вносящий изменения в приказ этого же ведомства от 15.12.2014 № 834 «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению». Новым приказом, в частности, разрешается ведение медицинских документов как в бумажном, так и в электронном виде, но «в порядке, установленном Минздравом России». Между тем как раз единого для амбулаторных и стационарных учреждений порядка ведения электронных документов нет. А по мнению Бориса Зингермана, члена Экспертного совета по ИКТ Минздрава РФ, единый регламент, объясняющий, как вести медицинские документы в электронной форме, необходим.
Борис Зингерман: В медицинском документообороте сегодня существует целый клубок проблем, которые нужно решить, и, к сожалению, он такой большой, что медорганизациям проще вести документацию и в бумажном, и в электронном виде. |
Нельзя сказать, что движения в этом направлении нет. По словам Татьяны Зарубиной, главного внештатного специалиста по внедрению ИС в здравоохранении Минздрава России, заместителя директора ЦНИИОИЗ МЗ РФ и завкафедрой РНИМУ им. Н.И. Пирогова, уже определены структура документов, направляемых в подсистему федеральной ИЭМК ЕГИСЗ, их кодирование и формат передачи информации.
К тому же тот факт, что электронный документооборот между всеми медицинскими организациями, органами здравоохранения выбран одним из двух направлений федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ», свидетельствует о понимании регулятором важности этого вопроса. Правда, становится ясно, что его решение планово растянется до 2024 г., срока, к которому должен быть реализован Национальный проект «Здравоохранение».
Новые зоны для законотворчества
Эксперты в области информатизации здравоохранения признают, что после создания основ для электронного здравоохранения нужно создавать правовую базу для цифровой медицины, включающей в себя экспертные системы и системы поддержки принятия врачебных решений, а также применение технологий и устройств медицинского интернета вещей. И всевозможные «умные» приборы, и сложные интеллектуальные продукты – математические методы и алгоритмы, которые используются в экспертных системах, требуют, по их убеждению, проведения клинических испытаний, верификации и сертификации.
За результатами приема – в личный кабинет Клиенты ГК «Медси» могут воспользоваться мобильным приложением SmartMed для получения с помощью своих смартфонов дистанционных консультаций по видеосвязи или в чате как с врачами-терапевтами и педиатрами, так и с узкими специалистами: аллергологами, гастроэнтерологами, кардиологами и т.п. Все заключения, которые выдаются после телемедицинских консультаций, заверяются электронной цифровой подписью врача. В приложении, работающем на iOS- и Android-устройствах, пациентам из любой точки мира доступны запись на очный прием в клиники и центры компетенции ГК «Медси», заказ плановых и срочных онлайн-консультаций, данные из их медицинской карты, а также обмен медицинскими документами, например результатами исследований, с врачами. Приложение SmartMed соответствует требованиям Минздрава России к оказанию услуг с применением телемедицинских технологий, так что пациенты «Медси» могут быть спокойны за сохранность и защищенность своих персональных медицинских данных. За техническое обеспечение услуги отвечает партнер сети частных клиник – оператор МТС, организовавший хранение медицинской информации в защищенном сегменте своего облака #CloudМТС, где развернут комплекс специализированных решений безопасности, аттестованных по требованиям ФСТЭК, в том числе системы сертифицированной криптографической защиты каналов связи, антивирусной защиты, противодействия угрозам несанкционированного доступа и анализа уязвимостей. |
Эта позиция вступает в противоречие с точкой зрения представителей институтов развития, убежденных в том, что для инновационных разработок медицинских стартапов подобные процедуры должны быть упрощены. Позиция последних закреплена в нормативной «дорожной карте» -- плане мероприятий по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров, разработанном в поддержку развития Национальной технологической инициативы по направлению «Хелснет».
В этом документе, утвержденном по стечению обстоятельств также 5 мая 2018 г., предусмотрена разработка 25 новых нормативных актов, регулирующих спорные вопросы использования цифровых технологий в медицине, в период с 2018 по 2035 гг.
«Умное» приложение для мобильных пациентов Сеть клиник «К+31» в марте 2018 г. предложила своим пациентам сервис личного кабинета, пользоваться которым они могут как на мобильных устройствах на платформах iOS и Android, так и через веб-браузер. Поставщиком технического решения по модели white label выступила компания ONDOC. В личном кабинете пациенты пользуются расширенной цифровой медкартой. В автоматическом режиме из медицинской информационной системы, установленной в каждой из трех клиник сети, по защищенному каналу в обезличенном виде в сервис поступают результаты консультаций и анализов. В обеих версиях личного кабинета: и в мобильном приложении, и в веб-версии -- есть раздел для мониторинга показателей здоровья -- их можно вносить вручную или передавать с фитнес-браслетов и «умных» гаджетов. Здесь же можно вести курсы приема лекарств, отмечать прогресс в самочувствии и реакцию на медикаменты. При этом сервис личного кабинета доступен только пациенту (решение соответствует требованиям ФСТЭК и закона о «О персональных данных»). Пациент сам настраивает доступ к информации о своем здоровье: может открыть любой из его разделов -- медкарту, список визитов, мониторинг показателей -- своему врачу или участнику семейного профиля (члену своей семьи). В ближайшее время к сервису личного кабинета сети частных клиник «К+31» добавятся телемедицинские консультации. |
Как организовать проверку адекватности технологических разработок – аппаратных и программных средств, помогающих людям следить за состоянием своего здоровья, чтобы лучшие из них быстро находили дорогу к пациентам? Вопрос, ответить на который еще предстоит.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!