Рубрикатор |
Статьи |
Николай НОСОВ | 12 мая 2020 |
Новая жизнь – новая медицина
Законодательные барьеры в дистанционном предоставлении медицинских услуг снизились, но не исчезли совсем. Оплата страховыми компаниями услуг телемедицины поможет сохранить здоровье в условиях самоизоляции и карантинных мер.
Нелегко в наше время сохранить здоровье. По телевизору нагоняют жуть и непрерывно крутят передачи про коронавирус. Трудно от этой темы спрятаться и в интернете. Спорт на открытом воздухе запрещен, спортплощадки закрыты, в парке не погуляешь. Срочно купленная беговая дорожка и скачанный с Youtube курс йоги для начинающих оказались слабой заменой ежедневным утренним пробежкам по теперь закрытому и тщательно охраняемому стадиону. Появилось навязчивое желание заглянуть к врачу.
Районную поликлинику в соседнем доме переделали в коронавирусный пункт, о чем регулярно напоминают проносящиеся под окнами кареты скорой помощи с включенными сиренами. Отыскал полис ДМС и с удивлением узнал, что обслуживающие по нему медицинские учреждения закрыты из-за пандемии. С трудом нашел в интернете расположенную неподалеку частную клинику, распечатал QR-код на поездку в медицинское учреждение и отправился в путь.
Увидев мою физиономию в защитной маске, сестра в регистратуре задумалась, натянула свою маску на нос и дала градусник. Другая громко чихнула, потом тоже решила поискать маску. Может не так все страшно – немного прикрыл стоящий на столе монитор. Во всяком случае температура подпрыгнула, но осталась ниже 37,0. Терапевт не глядя отправил на рентген легких и, убедившись, что все нормально, стал выписывать направления на анализы.
Похоже, что в клинике я единственный посетитель. Это не удивительно, если учесть, что почти весь персонал ходит без масок, а на картах в интернете регулярно появляется информация о госпитализированных с диагнозом COVID-19 людях из соседних домов. Здоровые к врачу не пойдут, лечиться офлайн стало слишком опасно, да и маска только снижает, но не исключает риск заражения.
Медицинская помощь нужна всем
Даже акушеров бросают на прием коронавирусных больных. А кто будет заниматься ведением беременностей? Куда обращаться в случае осложнений? Из-за пандемии женщины не перестали рожать. И болеть старыми, но не менее опасными болезнями люди не перестали.
Трудно приходится и здоровым. Что уж говорить о хронических больных, которых призывают к максимально возможной изоляции из-за повышенного риска заражения коронавирусом. При этом им нужна постоянная медицинская поддержка, а иногда, как онкологическим больным, очень серьезная медицинская помощь. Но что им делать в свете нашумевшего постановления главного санитарного врача Санкт-Петербурга, запретившего в апреле любую плановую госпитализацию в больницы и плановые посещения амбулаторных медицинских учреждений? «Если не наладить телемедицинскую помощь пациентам, жертв последствий введения защитных мер будет намного больше, чем жертв непосредственно коронавируса», – заявил на вебинаре «Телемедицина: развитие технологий и защита персональных данных» руководитель направления цифровой медицины «Инвитро» Борис Зингерман. Рост косвенных последствий пандемии подтверждается статистикой – в минувшем апреле в Москве умерли 11 846 человек, что на 1840 человек превышает прошлогодний показатель этого месяца. При этом согласно официальной статистике, к жертвам COVID-19 отнесено только 618 человек.
Что за рубежом?
Число посещений медицинских учреждений сокращается не только у нас. Согласно исследованию Гарвардского университета, количество амбулаторных приемов сократилось на 60% в середине марта и оставалось низким в апреле.
Медицина стремительно перебирается в виртуальное пространство. И на это уже стали реагировать законодатели разных стран. Администрация Трампа 23 апреля приняла в связи с эпидемией COVID-19 решение, упрощающее применение телемедицинских технологий. В нем говорится: «хотя телемедицина пригодна не для всех услуг, властям штатов следует пересмотреть медуслуги, даже если они традиционно не оказывались таким образом». Так что телемедицину можно будет использовать не только психотерапевтам, как это практиковалось в некоторых штатах. Важным для развития телемедицины Борис Зингерман считает решение американцев о паритете ставок возмещения страховыми компаниями стоимости оказания телемедицинских и очных услуг.
В австралийском штате Новый Южный Уэльс пошли дальше и создали первую виртуальную больницу. Об этом сообщил местный телеканал 7 News. Поступивший в отделение скорой помощи больницы пациент, в том числе с COVID-19, может отказаться от госпитализации и вместо нее взять с собой домой устройство, которое будет отслеживать показатели его жизнедеятельности. Устройство носится на запястье. Через него передаются показатели функционирования сердца и легких. Системы искусственного интеллекта анализируют данные, передают информацию врачам. По результатам анализов при необходимости запрашивается госпитализация.
Ну и, конечно, телемедицина минимизирует контакты врачей с пациентами с подозрением на коронавирус или с уже подтвержденным диагнозом. Так, в швейцарских больницах внедрена дистанционная платформа для проверки симптомов COVID-19. Удаленное подключение позволяет медицинским работникам контролировать состояние пациента без использования ограниченных ресурсов больницы и собирать полезную информацию о пациентах, состояние которых улучшается. Платформа представляет собой адаптированную версию системы PROHUG компании Kaiku Health – цифровой платформы, отслеживающей развитие опухолей у онкологических больных.
Развитие телемедицины в России
Телемедицина развивается и в России. Много критических стрел было выпущено в сторону Германа Клименко. Но нельзя не отметить, что одной из главных своих задач советник президента по интернету считал принятие закона о телемедицине, и в июле 2017 года он был принят. Появилась возможность оказания удаленной врачебной помощи и выписки электронных рецептов. Говоря словами первого и последнего президента СССР, «процесс пошел».
Пандемия повысила интерес к медицинским услугам, предоставляемым через интернет. Госдума РФ приняла так долго обсуждавшийся закон, разрешающий продажу через интернет безрецептурных лекарств. Теперь, не выходя из дома, можно не только получать назначения врача, но и покупать в аптеке лекарства.
В Москве начала круглосуточно работать служба телемедицинской помощи для пациентов с коронавирусной инфекцией. В ходе консультации врачи пользуются электронной медицинской картой пациента и другими сведениями из Единой медицинской информационно-аналитической системы . При необходимости назначается очный осмотр или организуется экстренная медицинская помощь.
24 апреля Минздрав опубликовал рекомендации беременным и роженицам в ситуации пандемии коронавируса. В них говорится о допустимости консультационного приема с применением телемедицины, о необходимости поддержки коммуникации между беременными и врачом, о дистанционном опросе о состоянии пациентки врачом и возможности использования фотографий. Дистанционно может оказываться и поддержка в послеродовый период.
В настоящее время в интернете нетрудно найти предложения дистанционной консультации врачей. Как правило, первичный прием заканчивается предложением приехать в клинику и заплатить за очный осмотр. Никаких диагнозов и тем более выписанных рецептов, чтобы не войти в конфликт с законом.
Но пандемия и здесь внесла коррективы. Обратился на несколько сайтов – везде верили на слово сделанным непонятно где анализам и назначали конкретные лекарства. Даже не просили прислать сканы документов, впрочем, и технические возможности для этого были не на всех на изученных сайтах. Случай простой, рекомендации по лечению вполне адекватные и совпадающие у разных врачей, что повысило доверие к консультантам. Но в итоговый документ, присланный по почте, они не попали – юридически значимых следов медики по-прежнему стараются не оставлять.
Первичная консультация – самый спорный момент в телемедицине. И так процент правильных диагнозов по статистике невысок, а тут еще человека врач в первый раз видит только через экран монитора. Плохо обстоит дело и с дистанционным «вторым мнением». Обратиться к нескольким врачам на разных сайтах можно, но оценку врачей-экспертов крупных клиник ни за какие деньги через интернет не получишь. По мнению Бориса Зингермана, самое перспективное направление телемедицины «пациент – врач» – это дистанционное сопровождение лечащим врачом, который ранее лично осматривал больного, доверяет анализам, следит за динамикой болезни.
Медицина как бизнес
Врачам тоже придется приспосабливаться к новой реальности. Привычная схема – принял в кабинете пациента, получил деньги со страховой компании – уже не работает. Основной доход будут приносить приемы, не основанные на личных встречах.
Давать консультации через мессенджеры типа WhatsApp или Zoom – это благотворительность, а не бизнес. Врач хочет получать за работу деньги и не оказываться в ситуации, когда больные в любое время звонят ему по телефону. У врача должна быть своя личная жизнь.
В этой ситуации помогут компании-посредники и специализированные платформы, позволяющие, с одной стороны, контролировать действия врача, с другой – обеспечивать конфиденциальность контактов и оплату услуг. Ведь люди готовы за такие консультации платить.
Более того, согласно опросу, проведенному SaaS-сервисом Medsenger, канал связи с лечащим врачом – услуга не только востребованная (ею хотели бы воспользоваться 77% опрошенных), но и та, платить за которую готовы больше всего клиентов (36%).
Медицина – большой бизнес. Руководитель направления ИИ в медицине Сбербанка Сергей Гилев оценил потенциал российского рынка цифрового здоровья в 2023 году суммой 500 млрд руб. Основные игроки рынка – провайдеры и разработчики, офлайн-клиники и медицинские центры, маркетплейсы записи к врачу – не обладающие медицинской лицензией агрегаторы услуг и имеющие ее онлайн-клиники.
Помимо классических медицинских сервисов к отраслям цифровой медицины относятся: телеветеринария (люди легко расстаются с деньгами при оплате лечения детей и животных), носимые устройства (для съема электрокардиограммы, измерения давления, температуры тела, содержания кислорода в крови), консультации психологов, дистанционная торговля лекарствами и медицинским оборудованием, дистанционный осмотр некоторых категорий работников.
Проблем много, как их решать?
Врачи не умеют работать в новых условиях, увеличивается число врачебных ошибок. Компаниям трудно удерживать клиентов, которые теперь легко переходят к конкурентам. Часто высказывается озабоченность защитой персональных данных, но, по мнению участников вебинара, проблема преувеличена и, скорее, служит формальным барьером на пути внедрения новых технологий.
Серьезное препятствие – жесткость законодательства. В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий возможность постановки первичного диагноза с использованием средств телемедицины в условиях ЧС. Этот законопроект рекомендован комитетом Госдумы по охране здоровья к принятию в первом чтении. Возможность законной постановки диагноза и назначения лечения через интернет имеет и сторонников, и противников. В условиях пандемии такой вариант может оказаться единственно возможным, особенно в удаленных районах, где и в мирное время врачей не хватает. Мировой опыт противоречив. Телемедицину без первичного осмотра нельзя применять в Германии, зато можно в Китае (за исключением частных врачей) и в некоторых штатах США.
Может быть, стоит обратить внимание на оплату телемедицинских услуг по страховке? В некоторых российских регионах такие услуги уже можно оплатить за счет территориальных программ обязательного медицинского страхования. Возможно, в условиях пандемии стоит выделять деньги на телемедицину и из федерального бюджета? Причем конкретно на телемедицину, а не абстрактную информатизацию медицины, деньги на которую тратились по усмотрению регионов. И навести порядок с ДМС. Во всяком случае, станет понятно, на что потратило деньги предприятие, купившее бесполезные в условиях пандемии страховые медицинские пакеты для
сотрудников.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!