Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 04 2010 |
Артем МИНАЕВ | 06 апреля 2010 |
Надо вступать в партнерские отношения
Вряд ли сервисы будут приносить операторам сотовой связи столько же денег, сколько трафик. Но у этих направлений есть огромный потенциал для совместного развития, считает Артем МИНАЕВ, руководитель службы по связям с общественностью ОАО «ВымпелКом».
При сочетании трафиковой и сервисной моделей возникает синергический эффект, который позволит операторам значительно повысить доходность своего бизнеса. Быть «трубой» не так плохо, как может показаться. К тому же просто «трубой для трафика» сегодня уже никто не станет. Логика развития отрасли требует от операторов стать «smart pipe-провайдерами».
Сегодня в разных странах СНГ перечень услуг «Билайна» варьируется в зависимости от потребностей абонентов и наших технических возможностей. Во многих из них мы оказываем услуги мобильной и фиксированной голосовой связи, доступа в Интернет, передачи данных и транзита трафика, предоставляем контентные сервисы, включая IPTV, а также предлагаем абонентское оборудование.
В начале активного освоения сегмента доступа в Интернет и передачи данных мы столкнулись с давлением со стороны интернет-провайдеров. Сейчас мы остро ощущаем конкуренцию со специализированными розничными сетями в сегменте абонентского оборудования.
В соответствии с глобальным трендом телеком-рынка – появлением множества поставщиков специфических услуг – большую часть контента для абонентов «Билайна» готовят партнеры, и число их постоянно растет.
Мобильному оператору сложно пытаться конкурировать со всеми. С кем-то надо вступать в партнерские отношения, кому-то позволять оказывать тот или иной вид услуг и делить выручку и т.д. Позиция компании: каждый должен заниматься тем, что лучше умеет. Мы обеспечиваем рост числа потенциальных потребителей сервисов, а поставщики контента придают услугам «Билайна» дополнительную ценность в глазах клиентов. Это относится как к доступу к информации, деловым приложениям, так и к развлекательным проектам.
Вместе с партнерами мы развиваем и такое направление, как «строительство» социальных сетей. Для отработки этой идеи мы создали на Украине интегрированную социальную сеть Beeline Caf. На ее веб-портале есть все необходимое для общения, знакомств и самовыражения: поиск друзей, «стена», блоги, функция быстрой загрузки фотографий и видеороликов, чат.
Главное отличие Beeline Caf от аналогичных порталов заключается в том, что его пользователям не обязательно все время находиться дома у компьютеров, ноутбуков или мобильных устройств, подключенных к Интернету. Все участники нашей социальной сети, независимо от того, абонентами какого оператора они являются, могут обмениваться сообщениями в режиме Internet to WAP, Internet to SMS/MMS, WAP to SMS/MMS и наоборот. При этом для абонентов «Билайна» общение по WAP, SMS и MMS полностью бесплатно, для абонентов других сетей – согласно их тарифным планам. Мы рассматриваем этот проект как площадку для конвергенции всех видов наших услуг, а в перспективе и как новый источник доходов.
Сегодня глобальный рынок телекоммуникаций практически достиг зрелости: в этом году количество абонентов сотовой связи приблизится к 5 млрд, и для всех очевидно, что притока новых абонентов больше не будет. Так что на повестке дня отрасли – поиск новых источников роста.
Их несколько: технологический, связанный с развитием широкополосного Интернета; географический, предполагающий освоение территорий, еще не охваченных мобильной связью, например Бирмы или Северной Кореи. Однако, скорее всего, основным источником роста станет консолидация игроков на локальных рынках, которая обеспечит создание дополнительной ценности для акционеров. Этот процесс начался еще до кризиса, затем приостановился, и я думаю, что его возобновление не за горами.