Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2019
Антон САЛОВ  29 декабря 2018

Облачные итоги-2018

«Китайская экспансия», противостояние Роскомнадзора и Telegram, PaaS-инициативы Mail.Ru и «Яндекса», облака от «Ростелекома» и большой тройки операторов, проект «Сберклауд», M&A, сервисная модель ИТ для ФОИВов и РОИВов, последствия «налога на Google»…

Прошедший год принес нашей тихой облачной гавани много сюрпризов. Казалось бы, миновали все потрясения: валютные флуктуации позади, курс биткоина упал, сделав еще более популярным GPU-хостинг для бизнеса. Далее можно было ожидать только роста на 20–40% (в зависимости от сегмента облаков). Но не все так просто.

Противостояние и коллаборация

С начала года в профессиональном сообществе пошли разговоры о «китайской экспансии»: во-первых, Alibaba Cloud «заехал» в ЦОД DataLine, арендовав целый машинный зал, а, во-вторых, ожидался выход на российский рынок традиционного ИКТ-вендора Huawei со своим облаком. Оба этих события не должны были сильно повлиять на наш обособленный облачный рынок, если бы не «учения имени Дурова», а именно предпринятые в начале весны попытки заблокировать популярный в некоторых кругах мессенджер Telegram.

Противостояние Роскомнадзора и основателя «ВКонтакте» вылилось в блокирование целых подсетей в публичных облаках Amazon, Microsoft Azure, IBM SoftLayer и Google. Блокирование пулов адресов сначала парализовало работу ряда ресурсов, которые самонадеянно эксплуатировали исключительно глобальные облачные сценарии. Это, казалось бы, должно было привести к росту популярности и выручки отечественных облачных провайдеров, но на деле они не спешили принимать «перебежчиков» в объятия своих подсетей. Дело в том, что те, кто пытались в первую очередь арендовать виртуальные машины у менее известных облачных провайдеров, стремились таким образом обойти блокировки и заработать на хайпе, продавая VPN-доступ к Telegram. Тем самым они вызывали «шквальный огонь» со стороны Роскомнадзора и его «реактивных операторов» по подсетям ни в чем не повинных провайдеров и их клиентов. И никакой AI тут помочь не в силах. Арендовать в то время виртуальную машину у неблокированного провайдера, имеющего мощности за переделами РФ, – это то же самое, что снять квартиру в Мюнхене. Проблема не в том, что дорого, а в том, что без рекомендации не получится. Но все это относительно быстро закончилось. Все, кому одинаково важны и российский, и глобальные рынки, выучили для себя новую концепцию multicloud и построили архитектуру, адекватную новым реалиям. По экспертным оценкам, за счет «учений» популярность российских облачных провайдеров увеличилась примерно на столько же, на сколько возросла популярность Telegram. В итоге вроде бы все довольны.

Однако мы отвлеклись. В конце марта Huawei представила свою коллаборацию с «уникальной сетью клубных дата-центров» 3data. Что, в свою очередь, вылилось в проект нового облачного провайдера Huawei 3data Cloud, который предложил российском рынку пока лишь малую часть базовых сервисов, доступных из оригинального Huawei Cloud. Но не смотря на ограниченный ресурс, к осени все мощности нового провайдера были уже заняты. В первую очередь клиентами из Поднебесной.

С одной стороны, эта колаборация снимает ряд вопросов, в том числе лицензионных и вопросов документооборота, которые должна была решить китайская компания, выходя с новыми продуктами на зарегулированный российский ИКТ-рынок. С другой стороны, ставка на нишевого игрока рынка ЦОДов ЦФО – это отсутствие моментальной и перспективной эластичности в отношении стойко-мест. Последнее, впрочем, вполне компенсируется модой большинства бизнесов держать офисы и облака внутри МКАД. Китайская компания хорошо изучила московский бизнес-менталитет. Однако готова ли целевая аудитория перейти на облако Huawei? 2019-й год покажет, хотя уже сейчас новое облако приросло знаковыми партнерами, например Syssoft (ведущий поставщик ИТ-решений) и LoudPlay (сервис облачных игр).

А вот о коммерческой активности Alibaba Cloud ничего не слышно. Вероятно, пока облако компании используется для внутренних нужд Alibaba и обеспечения соответствия 152-ФЗ собственных e-commerce-проектов AliExpress и Tmall. Но не исключено, что активный выход на российский рынок не заставит себя ждать. Правда, он может представлять угрозу лишь проекту Huawei 3data Cloud, но не традиционным игрокам рынка облачных платформ, который, надо сказать, составляет всего 5% отечественного облачного пирога, и то во многом за счет вертикальных коммуникационных PaaS вроде ITooLabs и Voximplant.

Облачные платформы над Россией

В этом году состоялись облачные релизы двух новых игроков рынка, которые способны серьезно увеличить долю PaaS. Я говорю об облачных инициативах Mail.Ru и «Яндекса». Крупнейшие игроки Рунета наконец-то осознали, что именно им, несмотря на огромные армии хейтеров и фанбоев, выпала роль повести отечественных разработчиков в облачное будущее тотального импортозамещениия. Пусть «институты развития» призывают «гоу глобал!», но наши разработчики, которые сфокусированы на российском рынке ИТ (или которым важно low latency), будут использовать именно эти платформы.

У этих проектов разная идеология: у MCS – Mail.Ru Cloud Solutions – Open Stack собственной степени «ванильности», а у Яндекс.Облако платформа опирается исключительно на собственные разработки, хотя тоже на базе открытых технологий. У обоих подходов есть плюсы и минусы, однако судить о том, кто будет лидером, еще рано. В командах обоих проектов – известные, сильные и опытные бойцы облачного рынка, оба имеют уникальные разработки. На чьей стороне сила – покажет время. У Mail.Ru есть фора в раннем старте и white label-проекте с «МегаФоном», но нельзя гарантировать, что у Яндекс.Облако нет «джокеров» – слишком мало времени прошло с момента запуска. В любом случае при должном терпении именно Mail.Ru Cloud и Яндекс.Облако суждено стать драйверами развития российского PaaS, так как у них есть баланс между аудиторией разработчиков, доверяющих вендору, и возможностями монетизации в долгосрочной перспективе, чего нет, например, у тех же операторов связи с их облаками.

Операторы в облаках

Говоря о большой четверке операторов связи на рынке облаков, отметим, что за границами внимания исследователей облачного рынка остается «Ростелеком», который при наибольшей емкости ЦОДов и самом широком портфолио гипервизоров (если сравнивать с оценками ведущих игроков рынка) давно занимает лидирующие позиции, хотя и не раскрывает данные о своих успехах. Однако трансформироваться в «единое окно по ИКТ» для заказчиков у него пока не получается. Виден курс на свертывание верхнеуровневых облачных и ИТ-сервисов для бизнеса и фокусирование на сервисной модели для государственных заказчиков. Судя по сайту госзакупок, национальный оператор решил оснастить свои дочерние и зависимые компании по полной программе и успеть до введения в действие указания по переходу на отечественные разработки.

Безусловным конкурентом «Ростелекома» на рынке инфраструктуры и облаков среди операторов видится МТС. У компании есть все слагаемые успеха: ресурсы, недавно купленный ЦОД, центр компетенций новых услуг – Центр инноваций МТС, в котором сосредоточена экспертиза по разработке собственных облачных решений. Ее успех подтверждается запуском в кратчайшие сроки предложения на базе Azure Stack. Кроме того, у МТС есть b2b-маркетплейс для бизнеса с возможностью формировать предложения услуг связи в комплекте с услугами маркетплейса. Правда, по состоянию на декабрь 2018 года, ссылка на продукты b2b-маркетплейса отсутствует, что очень «по-операторски».

«Билайн» в этом году вывел на рынок BeeCloud, который построен на базе технологий Ormuco (особый рецепт приготовления Open Stack).

Не очень заметны пока и облачные успехи «Сберклауда», которому, как и «Ростелекому», в свете предписания об ускоренном переходе на отечественные разработки будет сложнее конкурировать с коммерческими игроками. Сейчас Сбербанк активно снижает маржу в канале поставок средств бухгалтерского учета, CRM и прочих бизнес-приложений, предоставляя их практически или совсем бесплатно тем ИП и малому бизнесу, которые подписались на банковское обслуживание. Стратегия верная, но пагубная для рынка.

Дело о 20%

Но самым важным событием конца облачного 2018 года можно считать подготовку к вступлению в силу закона о «налоге на Google». С одной стороны, эта инициатива вызвала лишь некоторые предположения о том, как это отразится на рынке ИКТ, с другой – «учения по блокировке Telegram» не оставили сомнений в действенности наших законодательных инициатив. Большая часть зарубежных облачных провайдеров решили встать на налоговый учет в ФНС – Google, Microsoft, Amazon, Alibaba и Hetzner сделали это еще в 2017 году. В декабре дрогнули и зарегистрировались DigitalOcean LLC и IBM. Лазейка, позволявшая телематические (по своей сути) услуги предоставлять как лицензию на ПО без НДС, закрылась. Это своеобразный подарок под елочку для Mail.Ru Cloud и Яндекс.Облако, потому что именно они примут клиентов, которые не хотят платить больше за 20%-й НДС AWS, Azure и DigitalOcean.

В этом есть определенная справедливость. Теперь все хостеры в равных условиях. Это не отразится на крупных клиентах, которые могут «перезачесть НДС», а вот для СМБ и ИП, которые, как правило, применяют упрощенную систему налогообложения, привлекательность российских облаков резко повысится. Но больше всего это, вероятно, отразится на Office 365 как самом популярном офисном пакете для СМБ. Он уже недоступен для прямой продажи новым клиентам с сайта Microsoft. Теперь пакет можно приобрести только через канальных партнеров, которые получат больше выручки, но продавать эти облака станет сложнее. Ожидается, что темпы роста в данном сегменте и его и не такая уж большая прибыльность в итоге снизятся. К сожалению, достойных альтернатив для СМБ пока нет.

Трендом ближайших лет станет консолидация рынка. МТС купил себе десятый ЦОД – «Авантаж», один из крупнейших в России, за 8,9 млрд руб. «Ростелеком», понимая, что конкурировать одним лишь ЦОДом в Удомле не сможет, готовится к приобретению DataLine, чьи мощности он и так использовал для ряда проектов. Вероятно, о сделке объявят в начале следующего года. Надо сказать, что и «Росэнергоатом», партнер «Ростелекома» по «Удомле», тоже прочно встал на рельсы цифровой трансформации. Он планирует выйти на рынок услуг ЦОДов и облачных услуг, а в случае успеха такой модели экспортировать связку «АЭС + ЦОД» за пределы России.

ИТ как сервис для госсектора и не только

В свете госпрограммы «Цифровая экономика РФ» и курса на сервисную модель ИТ для ФОИВов и РОИВов определенные инновации ждут нас и в госсекторе. Концепция «АРМ чиновника» становится все более актуальной, несмотря на то что пока никто не предложил целостной рабочей модели. Попытки собирать сервисную модель АРМ на базе VDI разбиваются об экономику самой технологии, а практические реализации далеки от чистоты с точки зрения импортозамещения, хотя все слагаемые для успеха в Реестре отечественного ПО уже вроде бы есть. Однако успех этой концепции будет во многом зависеть от позиции Минкомсвязи.

Развитие сервисной модели ИТ, вероятно, приведет к росту востребованности модели Desktop as a Service, которая расширяет концепцию типового АРМа на бизнес-сегмент. Похожую схему с арендой техники Apple и HP активно продвигает сейчас Softline. Такой подход – точка роста для тех же операторов большой тройки, которые в свете внедрения 5G смогут предложить мобильное рабочее место на базе ноутбука, облачного и локального ПО, предоставляемого по подписочной модели. А вот это уже то самое «единое ИКТ-окно» для бизнеса, причем с гигантской пожизненной ценностью клиента и гарантированным трехгодовым сервисным контрактом. Если, конечно, цели по OIBDA позволят его реализовать.

Глобальные платформы, локальные игроки

Стоит отметить, что ни АРМ, ни DaaS не смогут сильно увеличить темпы роста глобальных облачных платформ, таких как AWS, Azure или Softlayer. Несмотря на то что они расширяют свои партнерства, особенно в канале российских дистрибьюторов, идущих в облака (Merlion, Treolan, МОNТ и OCS), общая конъюнктура рынка играет против них и на руку локальным игрокам. Эти игроки также прирастают зарубежными клиентами, что обусловлено спросом на соответствие 152-ФЗ у иностранных компаний. Доля зарубежных клиентов в среднем по рынку составляет 2,2%, у IaaS-провайдеров – примерно одну треть.

При этом доля иностранных облачных платформ в общероссийском облачном пироге невелика. AWS и Azure занимают примерно 80% услуг иностранных IaaS/PaaS, потребляемых в России, и доли их примерно одинаковы. У AWS есть такие знаковые клиенты, как Bitrix24 и «МегаФон», однако блокировки Telegram сильно сократили число поклонников платформы. Azure в этом плане меньше пострадала, но введение НДС явно отразится на спросе. В свое время Microsoft активно раздавала Azure в рамках BizSpark – международной программы для стартапов. Многие из них пока не переросли стадию «ООО на упрощенке», а значит, для них уготован неприятный сюрприз с 1 января. Google Сloud Platform пока так и не удалось занять заметных позиций в среде российских разработчиков, несмотря на старания своего ключевого партнера в РФ – Softline. C другой стороны, проекты, которые изначально целятся на глобальные рынки, активно используют AWS и Azure, во многом за счет зрелости и богатого инструментария для работы с набирающими популярность сегментами IIoT и AI.

Антон Салов, независимый эксперт RCCPA
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен