Рубрикатор |
Статьи |
Владимир ЩЕТИНИН | 26 декабря 2018 |
Экономить на ЖКХ
Переход к технологиям интернета вещей в сфере ЖКХ открывает новые возможности для формирования единого информационного пространства отрасли и позволит в рамках существующих бюджетов улучшить обслуживание конечных потребителей.
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства сегодня считается одной из самых сложных. Причин этого много. Одна из них заключается в том, что потребителями отрасли выступает большая часть населения, а Россия, по некоторым данным, входит в десятку стран с самым большим количеством собственников жилья. В ходе приватизации право собственности на свое жилье оформили около 80% жителей многоквартирных домов. Отсюда и сложности с управлением и регулированием отрасли.На одной из последних конференций по теме цифровизации ЖКХ (All over IP) сообщалось, что при учете ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства потери могут достигать 60%. Основные причины: некорректное сведение баланса, ошибки при снятии показаний, попытки собственников жилья «экономить», потеря информации при передаче от управляющих компаний к ресурсоснабжающим организациям. По данным Росстата, размер долгов по коммунальным платежам к середине 2018 года вырос до 1,4 трлн руб.
Все это, по мнению экспертов, делает сектор ЖКХ первым кандидатом для цифровизации. Сегодня рынок уже предлагает современные методы учета на базе технологий IoT, которые позволяют стимулировать экономию энергоресурсов потребителями и наладить цивилизованные отношения между поставщиками и абонентами. Онлайн-передача информации по коммунальным услугам в центры сбора данных поможет навести порядок в сфере расчетов за жилищно-коммунальные услуги – создать объективную систему, минимизирующую участие человека с целью повышения точности и прозрачности сбыта и потребления ресурсов. «Умные» датчики будут передавать информацию также о и состоянии оборудования, за счет чего можно осуществлять его превентивное обслуживание. Это позволит не только сократить эксплуатационные расходы, но и уменьшить количество аварийных случаев, а, следовательно, число отключений водоснабжения, электричества и пр.
Кроме того, цифровизация бизнес-процессов ЖКХ, переход к технологиям интернета вещей, открывают новые возможности для формирования единого информационного пространства отрасли, создания ИТ-системы информирования потребителей и обработки полученной информации, внедрения мобильных и облачных решений, в том числе средств анализа больших данных.
В уходящем году были запущены пилотные проекты по «умному» учету потребления ресурсов в Москве, Перми и Иркутске. Так, на юго-западе столицы в компании, управляющей многоквартирными домами, на ЖКХ-инфраструктуре проводится техническая демонстрация системы сбора и передачи показаний с приборов учета и датчиков контроля доступа. Тестовые водосчетчики (ХВС/ГВС) и электросчетчики подключены c помощью технологии LoRaWAN. Кроме того, установлены IoT-датчики открытия/закрытия технологических дверей и люков. В одном из городов-миллионников проект «цифровое» ЖКХ разворачивается в 400 зданиях учреждений дошкольного и школьного образования.
Цифровизация ЖКХ только начинается. Сложность здесь не столько в технологиях, сколько в изменении отношения непосредственных потенциальных заказчиков IoT-решений – ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний многоквартирных домов и коммерческой недвижимости. Выгодоприобретателям необходимо увидеть экономический эффект от внедрения цифровых решений, который в первую очередь заключается в выявлении неплательщиков и снижении потерь, что позволит им в рамках существующих бюджетов улучшить обслуживание конечных потребителей ресурсов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!