Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 04 2010 |
Роман ВОЛОДИН | 06 апреля 2010 |
Увеличивать сечение трубы бессмысленно
Оператор остается оператором, пока занимается передачей трафика, в противном случае он превращается в сервисную компанию. Другое дело, что зарабатывая на трафике, он сможет улучшить свои финансовые и маркетинговые показатели, если будет развивать сервисы, убежден Роман ВОЛОДИН, директор по продуктам «TELE2 Россия».
По моим оценкам, за последние два года цена голосовой минуты в сетях операторов сотовой связи в России снизилась на 30–35%. Мегабайт дешевеет еще быстрее. Так что за два года средняя цена мегабайта упала гораздо больше чем на 30%. Однако ни по голосу, ни тем более по передаче данных насыщения потребления еще не произошло. Очевидно, что средний счет абонента за передачу данных в мобильных сетях будет расти. Усилению позиций операторов в этих условиях помогает эффект масштаба, сокращение издержек и применение новых технологических решений, позволяющих при падении цены на единицу трафика «переваривать» больший его объем, сохраняя при этом свою маржинальность.
Основа бизнеса TELE2 в России – это трафик, но это не значит, что мы видим свое будущее только в передаче данных. Мы делаем первые шаги по развитию сервисов: занимаемся Instant Messaging, запустили ряд проектов в партнерстве с интернет-компаниями, например кобрендинговый поиск от Яндекса на нашем WAP-портале. Как правило, новые сервисы, требующие инвестиций, предлагаются нами по модели разделения доходов, когда провайдер услуги обеспечивает техническую составляющую, а мы – маркетинговую, т.е. коммуникацию с абонентом и его обслуживание.
Опыт наших европейских коллег показывает, что операторы больше озабочены развитием сервисной бизнес-модели, потому что опередили нас: достигли дна маржинальности услуг передачи данных, и поставщики интернет-сервисов начали серьезно угрожать их бизнесу. Вместе с тем операторы в Европе отдают себе отчет в том, что сервисная модель внедряется ими для защиты модели заработка на трафике. И я не думаю, что кто-то из них в обозримом будущем откажется от трафикового бизнеса.
Другое дело, что сейчас большинство мобильных операторов уже поняли, что увеличивать «сечение трубы» до бесконечности неэффективно. Не найдя ответа на вопрос: «Что способствует росту потребления – появление сервисов а-ля YouTube или расширение сетевой емкости?», они думают о том, как без потерь качества оптимизировать трафик, прежде всего в мобильных сетях, для того чтобы снизить нагрузку на сеть и повысить usability услуги для абонента.
Замечу, что интернет-компании и операторы связи движутся навстречу друг другу, а точнее, пытаются развивать схожие направления и получать за счет них прибыль. Интернет-компании создают продукты, замещающие sms-сервисы и передающие голос. В то же время операторы запускают услуги Instant Messaging, VoIP, электронной почты. Единственный вид сервисов, где операторы пока значимо не проявили себя как самостоятельные игроки, – это поиск. Опыт TELE2 в Европе показывает, что мобильный поисковый сервис от неизвестного бренда или white label абоненты используют в основном для запроса ссылки на Google.
При этом бизнес интернет-сервисов строится на сетевой инфраструктуре операторов связи, поэтому они должны быть заинтересованы в том, чтобы она поддерживалась и развивалась, а для этого бизнес операторов должен оставаться прибыльным.
Все это дает основание полагать, что интернет-игроки и операторы связи должны искать сферы для взаимовыгодного сотрудничества. Поисковые и картографические сервисы – это как раз то поле, на котором могли бы развиваться долгосрочные партнерские отношения. Оператор мог бы поставлять в них допустимую информацию об абоненте или его местоположении, делая рекламу более таргетированной. Более того, благодаря мобильным платежным сервисам он мог бы обеспечить неразрывность цепочки – от доставки рекламного сообщения абоненту до факта покупки.
Возможно, результатом такого сотрудничества станут какие-то новые бизнес-модели. Какими они будут? На этот вопрос ответить трудно, поскольку все бизнес-модели, кажущиеся сейчас новыми, являются повторением хорошо известных. Таковы, например, модель трафика, окупаемого за счет рекламы, или модель, при которой сервис оплачивается за счет трафика абонента с последующими расчетами между оператором и его партнером. Относительно новой может стать модель МVNO для интернет-компаний. По крайней мере, мне не известно ни одного примера созданного ими виртуального оператора.
Однако я не сомневаюсь, что и через пять лет операторы связи будут зарабатывать на передаче трафика. Хотя вопрос о том, какова будет ее доля в его суммарных доходах, остается открытым.