Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2006
А. МУСИЕНКО  М. ЧУМИЧЕВ  01 сентября 2006

Каспийский трубопровод APCO 25 объединяет «цифру» и аналог

В начале 90-х годов технологическая радиосвязь вдоль трубопровода была организована с помощью 17 конвенциональных радиосайтов и одного транкингового (SmartNet, на морском терминале), работающих в диапазоне 160 МГц. Шло время, совершенствовался технический уровень производства, росли требования к экологической и производственной безопасности трубопровода, планировалось расширение производственных мощностей. Тогда-то и встал вопрос о модернизации существующей системы технологической УКВ-связи.

Исходя из технических условий и выделенного для КТК дополнительного частотного ресурса в России и Казахстане (160 МГц), для модернизации производственно-технологической системы (ПТС) была выбрана технология стандарта APCO 25, которая позволяла совершить эволюцию – плавно перейти к полностью цифровой транкинговой системе и одновременно удовлетворить все требования КТК к связи.

Анализ, проведенный специалистами КТК, ЗАО «Моторола» (генподрядчик проекта) и ЗАО «Сага» (дистрибьютор «Моторола»), показал, что оптимальным решением может стать смешанная, аналого-цифровая конфигурация ASTRO 25 – SmartZone 4.1, в которой найдут свое место как цифровые, так и аналоговые абонентские радиостанции. Такая система обеспечит цифроаналоговую транкинговую радиосвязь и при необходимости даст возможность интегрировать в систему конвенциональные ретрансляторы.

Таким образом, сохранялась возможность дальнейшей эксплуатации существующего практически нового (и немалого) парка абонентского оборудования аналоговой радиосвязи, а кроме того, плавно и без влияния на производственный процесс можно было перевести пользователей системы на новые цифровые абонентские радиостанции. При этом, как уже говорилось, предложенная транкинговая система стандарта APCO 25 способна взаимодействовать с «конвенциональными абонентами» – оперативными авиационными подразделениями (ретрансляторы авиационных каналов размещены на некоторых удаленных радиосайтах).

Сегодня любой пользователь, находящийся на территории объектов КТК или перемещающийся вдоль трубопровода, имеет гарантированную связь с другими абонентами своих разговорных групп, а также с диспетчером, находящимся на морском терминале вблизи Новороссийска (пос. Южная Озерейка). Протяженность трубопровода – немногим более 1500 км, общее количество сайтов – 18, зона покрытия на морском терминале, где происходит загрузка танкеров и размещен центральный сайт системы, – около 10 км. Центральный сайт связан транспортной ВОЛС (оборудование Siemens OTN) со всеми удаленными сайтами, расположенными вдоль трубопровода и обеспечивающими непрерывное покрытие этого протяженного объекта.

Транспортные каналы и каналы управления оборудованием системы имеют несколько степеней резервирования. Удаленные радиосайты при нарушении связи с центральным переходят в режим автономного «сайтового транкинга», сохраняя функции группового вызова в пределах зоны покрытия данного сайта. В случае занятости речевого ретранслятора любого удаленного сайта может быть временно использован ретранслятор контрольного канала для передачи речи (функция Voice on Control – VoC).

Система предоставляет радиотелефонную связь на всех сайтах вдоль трубопровода, имеет диспетчерскую подсистему и подключена к другим подсистемам технологической связи КТК (корпоративная телефония, иные радиосистемы). Передача данных телемеханики о состоянии технологического оборудования для перекачки нефти в танкеры с выносных причальных устройств морского терминала организована с помощью оборудования MOSCAD (производства ЗАО «Mоторола») по конвенциональным радиоканалам.

Диспетчерские консоли Centracom, обеспечивающие местное управление технологической радиосвязью, служат для координации работы разговорных групп, их переконфигурации как по заранее сформированным «шторм-планам», так и непосредственно для оперативного управления, в том числе для объединения в единые разговорные группы конвенциональных и транкинговых абонентских радиостанций.

Система управления радиосети размещена на центральном сайте. Ее приложения позволяют конфигурировать режимы работы оборудования, следить за его состоянием и загруженностью радиоресурсов, дистанционно производить диагностику неисправностей, а также обеспечивают авторизацию пользователей как на уровне отдельных мобильных радиостанций, так и разговорных групп.

Безусловно, модернизация системы связи на работающем предприятии при весьма протяженной территории размещения оборудования – задача очень сложная. Но многих проблем удалось избежать благодаря хорошей логистике проекта и слаженной работе монтажных бригад и местных специалистов КТК, выполнявших оснащение российского и казахстанского участков трубопровода.

Наибольшие трудности вызвала модернизация существующей сети на главном объекте КТК – морском терминале, поскольку ее пришлось осуществлять в условиях необходимости непрерывной работы радиосвязи. Для перехода на новую систему предоставлялось непродолжительное (несколько часов) согласованное «окно», когда производственные службы терминала и линейной части трубопровода могли находиться без УКВ-связи.

В таком режиме был запущен центральный и один удаленный сайты, а затем к ним последовательно подключались остальные удаленные сайты. Таким образом, в процессе модернизации вся территория и объекты трубопровода постоянно обслуживались двумя системами: по мере перевода очередного сайта на новый режим работы одна система расширялась, а другая становилась все меньше и меньше.

Для обеспечения практически постоянного функционирования системы связи работа была разделена на этапы. Первый – обследование существующей системы: бригада специалистов-исполнителей объехала каждый сайт с целью диагностики оборудования и доработки антеннофидерных устройств и изучения вместимости блок-боксов (контейнеров) для коммуникационного оборудования. Затем, с учетом имеющегося в них свободного места, для каждого сайта были подготовлены монтажные комплекты (включая расходные материалы: обжатые кабели, переходники и пр.), необходимые для замены частотно-зависимого и контроллерного оборудования. Следующим этапом стала тренировка инженеров в сервисном центреЗАО «Моторола» в Москве: отрабатывалась каждая операция по замене оборудования. Аналогично тщательно была проработана логистика по доставке и пусконаладке устанавливаемого оборудования для каждого сайта. Итог – все было смонтировано и введено в действие за один месяц.


О проекте

Каспийский трубопроводный консорциум был создан в 1992 г. для строительства и эксплуатации трубопровода Тенгиз–Южная Озерейка, предназначенного для транспортировки нефти с месторождений Каспийского моря на мировые рынки. Его основателями выступили правительства России, Казахстана и Султаната Оман, а в 1996 г. к ним присоединился ряд частных нефтяных компаний, ведущих разработку казахстанского сектора Каспийского моря.

На начальном этапе трубопровод КТК использовался только для поставок нефти с Тенгизского месторождения. Вместе с тем проект предусматривал возможность использования магистрали для транспортировки сырья из других месторождений Казахстана, а также из России.

Протяженность трубопроводной транспортной системы . . . . . . . . . . . . . . . .1500 км

Проектная пропускная способность трубопровода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67 млн т в год

Суммарные капитальные затраты на реализацию проекта . . . . . . . . . . . . . . . .$4,3 млрд



О стандарте APCO 25

Американский стандарт АРСО 25 (Association of Public Safety Communications Officials – ассоциация начальников служб безопасности, по заданию которой и был создан данный стандарт) базируется на технологии множественного доступа с частотным разделением (FDMA) и предназначен прежде всего для организации узкополосной радиосвязи служб, обеспечивающих общественную безопасность и помощь населению в экстренных ситуациях.

АРСО 25 предусматривает работу как в транкинговом, так и в конвенциональном режиме. А его основа, технология FDMA, позволяет поддерживать обратную совместимость цифровых абонентских устройств с имеющимися у пользователей аналоговыми.

Стандарт регламентирует работу цифровых систем радиосвязи любого размера (от базирующейся на одиночном ретрансляторе до транкинговой государственного масштаба), обеспечивая связь между десятками тысяч абонентов разных организаций.

Основные требования стандарта: цифровая передача голоса или данных со скоростью 9,6 кбит/с по частотному каналу шириной 12,5 кГц (с возможностью перехода на канал 6,25 кГц), а также поддержка режима шифрования без потери качества передачи голосового сигнала или сокращения зоны покрытия.

В России APCO 25 недавно принят в качестве ведомственного стандарта ПМР для МВД. Такие системы развернуты для обеспечения связью подразделений правоохранительных органов в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен