Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 9 2006 |
Сергей МАРГАРЯН | 01 сентября 2006 |
Всяк сверчок знай свой шесток
Вот так, всего лишь с помощью русской пословицы, можно обрисовать опыт технологического «брожения», идущего в недрах профессиональной мобильной радиосвязи и прорывающегося на поверхность связи общего пользования.
«Цифра» и ее сторонникиTETRA. Результаты развертывания систем на основе этой технологии можно оценивать по-разному. Если говорить о количественных показателях и пресловутом «федеральном стандарте», то цифровая TETRA потерпела крах. Однако следует понимать, что сами претензии на «федеральность» при отсутствии развернутой инфраструктуры и разнородности потенциальных пользователей были, мягко говоря, необоснованными. Технологические радиосети, в отличие от радиосетей общего пользования (РОП), строятся с учетом индивидуальных потребностей конкретного заказчика. Даже «примерить» их на всех сразу не удастся.
В действительности же развертывание TETRA-сетей происходит вполне адекватно потребностям российского рынка ПМР (сравните с темпами и графиком создания радиосетей Wi-Fi), где влияние субъективных факторов велико, а инерция общеизвестна. TETRA, APCO 25 и другие технологии последовательно занимают (хотя и ни шатко ни валко) свои ниши на рынке.
Усилия «ТЕТРАРУС» по формированию «федерального стандарта» отрицательно сказались на развитии TETRA в России. Без громких заявлений технология получила бы у нас намного более широкое распространение. А при наличии реально развернутой инфраструктуры TETRA могла бы стать стандартом де-факто, который впоследствии можно было оформить и де-юре.
APCO 25 сегодня принят как отраслевой стандарт для МВД. Это сильный субъективный фактор в борьбе очень близких между собой технологических решений. И у него есть главное стратегическое преимущество – реально развернутая инфраструктура. Часть заказчиков, планировавшихся в проекте «ТЕТРАРУС» «под TETRA», вероятно, оттянет на себя GSM-R (РАО «РЖД»), некоторые системы, возможно, будут построены на протоколе Tetrapol. Но и у TETRA остается еще относительно емкая ниша.
Привлекательность той или иной технологии определяется ее возможностями удовлетворить реальные потребности рынка ПМР на конкретном этапе его развития. Вместе с тем в настоящее время для основной группы потенциальных пользователей (силовые структуры, промышленность, транспорт) они вполне удовлетворены за счет эксплуатируемых ими аналоговых систем.
Старые и новые конкуренты «цифры»
У цифрового транкинга возникли новые конкурентные угрозы. Одни (довольно серьезные) со стороны, казалось бы, уже поверженных конвенциональных узкополосных систем, другие (более слабые) – от новых широкополосных технологий передачи данных.
Последние используют отличный от цифровых ПМР диапазон радиоволн – СВЧ. Несомненно, они отвоюют часть потенциальных ПМР-пользователей, хотя и незначительную. Причина – те самые различия в используемых диапазонах и полосах радиочастот и, соответственно, в решаемых с их помощью прикладных задачах.
Основная борьба ожидается между транкинговыми и конвенциональными радиосетями. Несмотря на слабое освещение в прессе, она никогда не прекращалась. Вчистую проиграв на поле речевого обмена, конвенциональные системы взяли реванш в мире обмена данными.
Сегодня конвенциональные технологии безраздельно господствуют в технологических (профессиональных) стационарных радиосетях (телемеханика, телеметрия, телеуправление – всего не менее 10 тыс. сетей различного масштаба). Они широко применяются и в ПМР-системах обмена данными: например, в США, Канаде, Центральной и Латинской Америке работает более 1,5 тыс. таких сетей для служб общественной безопасности, промышленности и транспорта, не говоря уже о вооруженных силах. Из них не менее 30% – конвенциональные, построенные в последние 5 лет, т.е. в годы становления и активного развития APCO 25, TETRA и других цифровых технологий в мире и в нашей стране. Результаты последних, даже вместе взятых, существенно скромнее: в среднем примерно по 100 «на брата».
Еще один конкурентный вопрос – стоимость оборудования. Да, сегодня «цифра» обходится дороже. Но для развития и конкурентоспособности важна не «реперная точка», а тенденция: цены на аналоговое оборудование и эксплуатационные расходы будут расти. Следствие – сокращение предложений, объемов производства, запасов комплектующих для поддержания работоспособности ранее установленного оборудования. Для цифровых систем тенденция к снижению наблюдается уже 4–5 лет, а значит, будут расти предложения, объемы производства, инсталлированной базы, усилится конкуренция внутри сегмента, что приведет к повышению качества продукции. Так что будущее, несомненно, за цифровыми системами, независимо от их сегодняшней стоимости.
Другой козырь конкурентов – скорость обмена данными. В узкополосных подвижных радиосетях она достигает 64 кбит/с для канала с шагом сетки радиочастот 25 кГц. В цифровых транкинговых – от 8 кбит/с (APCO 25) до 28,8 кбит/c (TETRA, при использовании всех четырех слотов только для обмена данными). Поскольку возможности по наращиванию пропускной способности в узкополосных каналах теоретически исчерпаны, на рынке появилась аппаратура, позволяющая организовать подвижную радиосеть по каналам обмена данными с шагом сетки радиочастот 50 кГц на скорости 128 кбит/c. А эта цифра уже позволяет заложить основу для дальнейшего развития конвенциональных ПМР-систем и обслуживания прикладных задач, связанных с обменом графической информацией.
Тенденция – к интеграции
В развитии мирового рынка и технологий ПМР прослеживаются две тенденции. Первая – специализация (разграничение областей применения): транкинговые системы уверенно занимают нишу речевого обмена, конвенциональные – обмена данными. Вторая – интеграция технологий. Все чаще появляются сети, в которых транкинговое и конвенциональное оборудование используется в одной системе для обмена соответственно голосовыми сообщениями и данными.
Так, в развертываемой в настоящее время радиосети в Австралии (17 базовых станций, 2200 подвижных объектов) на полицейских автомобилях устанавливаются цифровые радиостанции с поддержкой транкинга стандарта APCO 25 производства Motorola (передача речи) и конвенциональная система Paragon/Gemini производства Dataradio для обмена данными (мониторинг местоположения, автоматизированное оперативно-диспетчерское управление, удаленный доступ в базы данных). Похожее решение на базе оборудования Tetrapol для голосовых сообщений и Paragon/Gemini для обмена данными реализуется и для полиции Мехико (население – около 18 млн человек, примерно 12 тыс. подвижных объектов). В обоих случаях цифровую транкинговую радиосеть предполагалась построить на базе TETRA (в первом Motorola дважды безуспешно пыталась внедрить TETRA).
В нашей стране ведется проработка проекта интегрированной радиосети для подразделений МВД РФ, которая будет использовать существующую аналоговую транкинговую аппаратуру для передачи речевых сообщений и конвенциональную – для обмена цифровой информацией. Детали проекта пока не раскрываются, но вероятно появление решения, способного продлить жизнь многим существующим аналоговым транкинговым радиосетям в России.
Об альтернативах
Противопоставлять TETRA другим цифровым системам – APCO 25 или Tetrapol, равно как и GSM-R, – нельзя. Каждая из технологий и систем имеет своего пользователя. Точно так же нельзя рассматривать DECT и GSM в качестве конкурентов для ПМР – это аппаратура для РОП.
И широкополосные Mesh-системы, и спутниковые каналы для сбора информации с протяженных объектов ориентированы на конкретные приложения. Вероятно, Mesh-сети найдут свою нишу (с выходом технологии на промышленный уровень), хотя объективно оценить потенциал этой технологии в нашей стране достаточно сложно. Но наряду с Mesh-сетями будут существовать и другие, как минимум дублирующие работу этих сетей.
В 80-х годах прошлого столетия МО США развернуло стационарную национальную сеть обмена данными DDN с использованием Mesh-подобной технологии. Но сеть не смогла удовлетворить все потребности этого ведомства. Поэтому параллельно были созданы другие системы, дополняющие и дублирующие ее возможности. Применение Mesh-технологии в подвижных радиосетях на порядок сложнее, а ее возможности оказываются ниже требований современных ПМР.
Спутниковая связь широко используется для создания магистральных каналов и организации передачи данных на дальние (более 300 км) расстояния. Тем не менее львиная доля протяженных объектов (до нескольких тысяч километров) в настоящее время (и в обозримом будущем) обслуживает разное оборудование, подключаемое как по конвенциональным, транкинговым, радиорелейным или спутниковым каналам связи, так и по проводам. Применение спутниковых каналов связи для подключения отдельных контролируемых объектов в большинстве случаев оказывается экономически необоснованным.
***
Россия, конечно же, не останется в стороне от столбовой дороги развития современных цифровых технологий в области ПМР, и каждая из них займет отведенное ей место. Но определение размеров их ниш сегодня сродни гаданию на кофейной гуще. Очевидно, что развитие ПМР, хотя и с запозданием, будет следовать по дороге, проторенной ИС предприятий, постепенно наращивая разнообразие сервисов, в которых доля речевой связи будет падать, а обмен данными – расти.
Сравним оперативные характеристики ПМР (транкинговых и конвенциональных радиосетей служб общественной безопасности, промышленности и транспорта, вооруженных сил) и РОП (GSM, CDMA, в значительной части DECT и Wi-Fi).
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!