Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Краткие результаты исследования российского рынка легальных видеосервисов по итогам 2021 года

28 апреля 2022

Общая выручка рынка легальных видеосервисов от предоставления услуг в России в 2021 году составила рекордные 98,9 млрд рублей без НДС. Это оценка по легальному видео именно в РФ, т.к. многие онлайн-кинотеатры расширяют географию своего присутствия и имеют доходы от иностранных граждан. Кроме того, с 2019 года она рассчитывается с учетом пересечений выручки в результате партнерства различных игроков между собой.

Индустрия легального видео в России продолжает поддерживать высокие темпы роста. После скачка в 2019 (65,7%) и некоторого замедления в 2020 (50,4%), в 2021 году объем выручки вырос на 59,8%.
Благодаря опережающим темпам роста Россия в общемировом рынке продолжила наращивать свою долю, которая составила по результатам 2021 года 1,1%.
Основные факторы, повлиявшие на рынок в 2021 году:
  • Бум производства сериалов уровня полнометражного кино - originals
  • Высокий интерес к подписной модели. Рост выручки по модели составил 80%
  • Увеличение количества подписок на домохозяйство до 3,0 против 2,4 в 2020 г.
  • Эффективная работа экосистем, в которых онлайн-кинотеатры играют ключевую роль в формировании лояльности пользователей.
  • Высокие темпы роста онлайн-видеорекламы на фоне экономического кризиса.
В период 2014–2021гг. российский рынок рос со среднегодовым темпом 38,29% и практически достиг психологически важной отметки в 100 млрд рублей. В 2021 году выручка только по SVoD составила 47,8 млрд и превысила выручку по AVoD 44,8 млрд. Подписка выросла как следствие высокого интереса к оригинальным и эксклюзивным продуктам, которые оказались недоступны по рекламной модели. Бум originals на рынке онлайн-кинотеатров стал самым важным фактором роста рынка. По оценкам экспертов J’son & Partners количество релизов в 2021 году более чем вдвое превысило показатель 2020 года. В 2021 году на онлайн платформах вышло 87 наименований сериалов и полнометражного кино, против 38 в 2020 году. 

Компания J’son & Partners Consulting ежегодно проводит онлайн-исследование в российских городах с населением от 100 000 человек, основной задачей которого является выявление особенностей просмотра профессионального видео контента. По данным нашего исследования наиболее популярными с точки зрения подписки являются Кинопоиск, ivi и Okko – 18%, 17,8% и 15,1% опрошенных соответственно. Кинопоиск впервые занял первую строчку в этом исследовании. 
С точки зрения объема фактической подписки Кинопоиск так же занимает первую строчку с показателем 12 млн. подписчиков, на втором Okko с 5,6 млн. и замыкает тройку лидеров новичок на рынке – KION с 4 млн. подписчиков. Нужно отметить, что все три сервиса являются главными частями экосистем Яндекса, Сбера и МТС соответственно, а указанные значения показывают объем экосистемных подписок, в которые входит доступ к видеосервисам.

В 2021 году самым популярным для просмотра видео в интернете у всех зрителей стал смартфон 63%, на втором месте компьютер или ноутбук 51%, и третье место занимает Smart TV - 30%.
Кризис в Украине весной 2022 года привел к массовому исходу, приостановке или сворачиванию деятельности мировых брендов на Российском рынке. Это драматически сказалось на объеме рекламного рынка. На Россию были наложены разнообразные санкции в ряде сегментов и отраслей экономики в том числе и в области приобретения лицензионных прав на кино и сериалы. Все это непосредственно повлияет на рынок онлайн видеосервисов и объем прогнозируемой выручки. Аналитики J’son & Partners составили негативный и условно позитивный прогноз для различных сценариев преодоления кризиса.

По итогам 2022 года рынок может упасть на 46,3%. Выручка онлайн-видеосервисов составит 53,2 млрд.
 
Падение рекламной выручки. В онлайне рекламная выручка может упасть более чем на 60%, что прямо и непосредственно отразится на соцсетях, видеохостингах и других сервисах, работающих по модели AVoD. Крупнейший видеохостинг YouTube пока не закрыт, но уже отказался от рекламной монетизации российского контента. 

Снижение выручки по подписной модели. Отказ мировых студий от сотрудничества лишает видеосервисы мировых премьер, что было важным мотивом сохранения и продления подписки. В телевидении рекламная выручка может упасть на 30%–40%, что отразится на выручке медиахолдингов, и, как следствие, способности производить качественные originals в прежнем объеме. Возможно снижение качества производства до уровня телевизионных сериалов. Одновременно возможно снижение объема и качества производства у standalone и экосистемных онлайн-кинотеатров из-за санкций и роста стоимости производства. На объем подписки также окажет негативное влияние возобновление практики использования пиратских сервисов.

При относительно позитивном сценарии, когда восстановление начнется раньше, а падение будет менее масштабным, аналитики J’son & Partners прогнозируют снижение выручки в 2022 году на 18% с восстановительным ростом к 2024 году до уровня около 100 млрд руб. 
Позитивный прогноз основан на предположении о быстром завершении активной фазы кризиса на Украине и заключения приемлемых, с точки зрения мирового сообщества, соглашений между Россией и Украиной. Это позволит предположить более скорое возвращение сотрудничества с мировыми студиями и меньший отток пользователей от подписной модели. Также на меньшее падение подписки может повлиять то, что многие продакшн проекты, планировавшиеся на 2022 год уже запущены, а финансирование на них выделено и зафиксировано. На 2022 год был запланирован рост объема originals, если эти планы удастся реализовать, это может сохранить мотивацию пользователей продлевать подписку. 

Также при положительном разрешении кризиса можно ожидать более скорого возвращения мировых брендов, ушедших в рамках cancel culture, и соответствующий рост рекламных доходов. В позитивном сценарии отражен оптимистичный взгляд на объем перетекания рекламных доходов от YouTube и сервисов Meta Platforms (признана в России экстремистской организацией и запрещена) к сервисам Яндекс, VK и RuTube.

Источник: J’son & Partners Consulting

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.