Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Все новости | ![]() |
Новости отрасли | ![]() |
![]() |
Евросоюз строит экосистему для развития искусственного интеллекта
26 февраля 2020 |
В феврале 2020 года Еврокомиссия представила документ, излагающий политику Европы касательно искусственного интеллекта (ИИ), которая ставит целью обеспечить доверенное и безопасное развитие этих технологий, при этом соблюдая права граждан. Он дополняет ранее выпущенные директивы в области ИИ и является частью инициатив ЕС по цифровой трансформации.
Представленный в феврале 2020-го Еврокомиссией документ не является первым, где излагается стратегия и видение развития ИИ в Европе. В 2018 году в ЕС была представлена стратегия развития ИИ и позже - основанный на ней скоординированный план действий, рассчитанный на срок до 2027 года.
Политики, представленные в феврале 2020-го, дополняют предыдущие инициативы. Основной акцент в них сделан на развитии экосистемы ИИ в ЕС, объединении усилий стран-членов ЕС и разработке необходимых для этого законодательных изменений.
Планируется собрать обратную связь, предложения и провести публичные консультации касательно нового документа, после чего Еврокомиссия предлагает странам-членам ЕС пересмотреть ранее разработанный скоординированный план и принять новую его версию до конца 2020 года. С учетом предложений в итоге стоит цель выработать европейский подход к ИИ.
Документ сфокусирован на двух направлениях:
- Разработка свода политик, нормативных документов, которые выстроили бы в один ряд усилия в области развития ИИ на европейском, национальном и локальном уровнях. Они должны позволить бизнесу совместно с государством мобилизовать свои ресурсы для создания «экосистемы передового опыта», включая полную производственную цепочку – от начала исследований и разработки до внедрения решений на базе ИИ, в том числе в сегменте среднего и малого бизнеса (СМБ).
- Разработка ключевых элементов регуляторной базы, которая создала бы уникальную «экосистему доверия». Регуляторная база в этом случае будет направлена на то, чтобы обеспечить соблюдение фундаментальных прав и потребительских прав при использовании систем ИИ. Речь идет, в первую очередь, о системах, несущих высокие риски. Еврокомиссия поддерживает подход, ориентированный прежде всего на человека, подчеркивается в документе.
Развитие экосистемы передового опыта предполагает сосредоточение усилий на работе с сообществом, ведущим исследования и разработки. Существующий ландшафт центров компетенций в Европе довольно фрагментированный и не позволяет достигнуть того масштаба, который позволил бы конкурировать на глобальном уровне, полагают авторы документа. Поэтому важно обеспечить большую синергию между различными европейскими исследовательскими центрами в области ИИ. Еврокомиссия будет способствовать созданию центров лучших практик и тестирования, которые могли бы функционировать за счет привлечения национальных и частных инвестиций.
Отдельное внимание уделяется профессиональной подготовке. Планируется ряд мер для привлечения лучших ученых и профессоров, а также предоставление лучших мировых программ обучения в сфере ИИ.
Направление создания экосистемы передового опыта предполагает создание ситуации, когда в каждой стране-члене ЕС есть хотя бы один центр цифровых инноваций, обладающий высокой степенью специализации на ИИ. Поддержка таким центрам может оказываться в том числе за счет программы «Цифровая Европа».
Здесь же предполагается запуск пилотной схемы, в рамках которой будет предоставляться финансирование инноваций в области ИИ в обмен на акции компаний-разработчиков. Общий объем финансирования пилота – 100 млн евро.
Еще одна инициатива – создание государственно-частного партнерства в области ИИ, робототехники, в рамках которого планируется объединить усилия, обеспечить координацию исследований и разработок и взаимодействовать с центр цифровых инноваций и тестирования, о которых шла речь выше.
Другая инициатива – продвижение и адаптация решений ИИ в госсекторе. Еврокомиссия планирует запустить серию открытых и прозрачных диалогов с приоритетом в области здравоохранения, администраций небольших населенных пунктов и государственным операторам сервисов, чтобы выработать план по ускорению разработки, экспериментов и адаптации технологий.
Построение экосистемы доверия опирается, в первую очередь, на создание регуляторной базы для ИИ, исходя их того, что ИИ, как и другие технологии, приносит и новые возможности, и риски. Граждане опасаются, что останутся бессильными в защите своих прав и безопасности в условиях, когда решения принимаются с участием алгоритмов. В свою очередь, бизнес озадачивается законодательной неопределенностью в этой сфере.
Ряд уже принятых документов затрагивает эти проблемы и необходимость совершенствования законодательства в сфере ИИ, а представленные в феврале 2020-го политики обозначают их роль в создании экосистемы доверия с учетом уже существующих законов и правовых актов. Еврокомиссия отмечает, что любые изменения в законодательстве должны определяться четко обозначенными проблемами, для которых есть посильные решения.
По мнению Еврокомиссии, в существующее законодательство него могли бы вноситься изменения, затрагивающие следующие риски и ситуации:
- Эффективное применение и контроль исполнения существующих законов национального уровня и уровня ЕС. Для этого могут потребоваться изменения нормативных актов в некоторых областях, чтобы обеспечить большую прозрачность законодательства;
- Ограниченность спектра существующего законодательства ЕС: оно сфокусировано на продуктах, а не на сервисах, соответственно, здесь есть пробел и в отношении сервисов с использованием ИИ;
- Меняющаяся функциональность систем на базе ИИ: существующее законодательство не учитывает риски в области безопасности, которые могут быть этим вызваны, фокусируясь на тех рисках, которые присутствуют в момент выхода системы на рынок;
- Неопределенность в распределении ответственности между поставщиками: основная часть ответственности лежит на производителе решения, но существует регуляторная неопределенность для случаев, когда функции ИИ добавляются к решению позже кем-то другим, а не производителем этого решения;
- Изменения концепции безопасности: законодательство в сфере безопасности должно учитывать не только риски, которые могут нести продукты в момент вывода на рынок, но и потенциальные риски, которые они могут нести в будущем в результате получения обновлений или самообучения.
Источник: TAdviser
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.