Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Николай НОСОВ | 28 ноября 2017 |
Новая жизнь интернет-торговли
Половина предприятий интернет-торговли не выполняет требования законодательства.
Покупки через интернет становятся все популярней. Дешево и удобно – выбрал сайт, оплатил банковской картой и получил товар от курьера. Вполне понятно желание налоговых органов контролировать этот процесс в рамках проводимой реформы контрольно-кассовой техники. Первого июля 2017 года вступили в силу поправки в 54-ФЗ, согласно которым принимающие к оплате банковские карты интернет-магазины обязаны в момент расчета с помощью онлайн-кассы формировать фискальный чек и отправлять его покупателю на e-mail или телефон, указанные в заказе.
Проведенное весной этого года исследование показало, что только треть магазинов (28%), принимающих оплату в интернете, технически была готова выдавать покупателям чеки в момент расчета в соответствии с обновленным 54-ФЗ. Чуда не произошло, и, по данным компании АТОЛ, половина магазинов так и не выполняет требования уже вступившего в силу законодательства.
Причины разные. В некоторых крупных компаниях доля интернет-торговли в бизнесе мала, и до нее просто не дошли руки. Например, Leroy Merlin, по словам руководителя программы проектов компании Максима Владимирова, при переходе на новые кассы, которые автоматически передают данные в ФНС, и без того пришлось провести огромный объем работы: в стране уже 70 гипермаркетов Leroy Merlin и в каждом в среднем по 45 касс. Но до конца года работу по приведению интернет-торговли в соответствие с законодательством планируется завершить.
Многие мелкие интернет-компании выжидают, действуя по принципу «подожди выполнять – отменят», надеясь на продление сроков или на то, что закон реально не заработает. Тем более что пока налоговики за его неисполнение никого не наказывали.
Сумма штрафа за несоответствие закону для юридических лиц – от 30 тыс. рублей за каждый случай нарушения. Сейчас основные усилия ФНС направлены на реорганизацию надзора в традиционной торговле. Но, как считает руководитель бизнес-проекта «АТОЛ Онлайн» Юлия Носова, уже во втором квартале следующего года налоговики возьмутся за интернет-магазины всерьез и уклониться от выполнения законодательства не удастся.
Помочь выполнить закон могут услуги «Касса-как-сервис», предлагаемые по облачной модели. Так поступил интернет-магазин «Эльдорадо», перешедший на использование «АТОЛ Онлайн». Покупатель оформляет заказ в интернет-магазине и указывает адрес электронной почты или номер телефона. Запрос на оплату поступает в платежную систему, откуда в интернет-магазин возвращается подтверждение оплаты заказа. Далее интернет-магазин посылает информацию о совершенной покупке в систему «АТОЛ Онлайн», которая формирует фискальный чек и отправляет его оператору фискальных данных (ОФД). ОФД отправляет чек в налоговую службу и может отправить его покупателю. В свою очередь, покупатель может сравнить чек, полученный от интернет-магазина, с чеком из ОФД и проверить правильность уплаты компанией налогов.
Если говорить о реформе в целом, с учетом обычной розничной торговли, то картина будет намного лучше. По словам начальника управления оперативного контроля ФНС России Андрея Бударина, на текущий момент по новому порядку зарегистрировано 1 478 тыс. касс, в месяц фиксируется выручка до 2 трлн рублей, в день приходит более 100 млн чеков.
Это огромные объемы информации. Анонсировалось, что в результате реформы ККТ компании получат большое количество данных для управления бизнесом, для анализа рынка средствами Big Data. Можно будет оперативно обрабатывать статистическую информацию по товарам – что, где и почем продавалось, оперативно оценивать воздействие рекламных кампаний и сообщений в СМИ на объемы продаж, т.е. стимулировать переход предприятий к новым методам работы не только кнутом, но и пряником.
Но собираемые сегодня данные не годятся для глубокого бизнес-анализа. «Указание в чеке наименования товара – атавизм. Нужно указывать код товара или группы товаров, потому что на наименовании товара мы никакой аналитики не построим», – считает заместитель директора департамента по работе с федеральными органами власти X5 Retail Group Дмитрий Русаков.
Реформа идет, работы продолжаются. Уточняется законодательство – очередные поправки, касающиеся индивидуальных предпринимателей, будут приняты в ближайшее время Госдумой. На смену формату фискальных данных 1.0, использование которого заканчивается в следующем году, приходят 1.05 и 1.1, более точно описывающие существующие бизнес-процессы в розничной торговле. По мнению Дмитрия Русакова, следующим шагом должен стать формат 1.2, в котором появится требование передачи в чеке кода товара или кода группы товаров. Это позволит предприятиям розничной торговли использовать все современные технологии анализа больших данных.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.