Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Все новости | ![]() |
Новости отрасли | ![]() |
![]() |
Наталия КИЙ | 04 мая 2017 |
Тренды регулирования – 2017
Весна предложила довольно внушительный список новых и не очень новелл регулирования в сфере телекома и ИТ.
Формирование программы цифровой экономики. Тренд самый величественный, стратегический и, пожалуй, самый неопределенный. Начать работу по разработке ключевых направлений межведомственной программы до 2025 г. поручено Минкомсвязи. По данным ведомства, программа в формате предложения должна быть представлена президенту в июне текущего года. За этим последует разработка дорожной карты ее реализации на период 2017—2020 гг. В команде «единомышленников и организаций», по выражению министра Николая Никифорова, представители Минкомсвязи, Минэкономразвития, Экспертного управления Президента, «Ростелекома», Фонда информационной демократии, компаний «Р-Фарм» и «1С», Агентства стратегических инициатив, НИУ информационных технологий.
Переход органов госвласти на отечественное офисное ПО. Декларируемая цель – повышение уровня информационной безопасности и обеспечения устойчивой работы органов государственной власти. Программа рассчитана на 2016—2018 гг. По информации Н. Никифорова, отечественное ПО тестируется в восьми ведомствах, разработан проект Постановления Правительства с требованиями к такому ПО.
Новая сфера надзора – аудиоивизуальные сервисы (онлайн-кинотеатры). Вступающий в силу 1 июля 2017 г. закон устанавливает, что аудиовизуальные сервисы, зарабатывающие деньги на платной подписке и рекламе и имеющие посещаемость более 100 тыс. российских пользователей в сутки, вносятся в специальный реестр Роскомнадзора. В обязанности владельца ресурса входит установка ПО, предлагаемого службой надзора, для подсчета количества пользователей.
![Александр Жаров Александр Жаров](/data/2017/05/04/1237612793/жарDSC_2521.jpg)
Защита персональных данных и «больших данных» – вопрос национальной безопасности. Защита персданных трансформируется в понятие цифрового суверенитета личности, расширяется до задач законодательного регулирования рынка «больших данных», который, как сообщил руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, по итогам 2016 г. в России составил 22 млрд руб. и продолжает экспоненциально расти. Инициируется создание концепции регулирования безопасности больших персональных данных, проводится идея создания национального оператора «больших данных».
Движение к облачной квалифицированной электронной подписи. Планируется осуществление пилотного проекта для продвижения данной технологии, по выражению Н. Никифорова, «в широкий бизнес-оборот, оборот гражданских лиц».
Продление льгот по страховым взносам для российских ИТ-компаний до 2023 г. На сегодня 6,9 тыс. компаний получили соответствующую аккредитацию и применяют данную льготу. «Эта политическая поддержка крайне важна для того, чтобы российская ИТ-индустрия продолжала развиваться такими серьезными темпами. Предоставление льгот на самом деле ведет к увеличению взносов в федеральный бюджет и соответствующие внебюджетные фонды», – прокомментировал Н. Никифоров на майской коллегии Минкомсвязи.
Изменение парадигмы предоставления универсальных услуг связи. На 3 908 точек доступа (ТД), с помощью которых должны быть оказаны универсальные услуги связи (УУС), приходится 575 Тб трафика, а на 20 978 пунктов коллективного доступа (15 тыс. из которых расположены в отделениях «Почты России»), – всего 0,9 Тб. Очевидная разница в объеме трафика на три порядка вынуждает Федеральное агентство связи сместить приоритеты в развитии универсальных услуг с ПКД на точки доступа. В населенных пунктах, где есть ТД, располагается около 400 тыс. домохозяйств. При этом, как известно, пересматривается необходимость эксплуатации количества действующих универсальных таксофонов в крупных городах (сегодня их число по стране в целом составляет 147 675). «В крупных городах пункты коллективного доступа давно не нужны. Часто и таксофоны покрыты толстым слоем пыли», – прокомментировал руководитель Россвязи Олег Духовницкий. Однако несмотря на то, что руководство Россвязи на расширенном совещании по итогам деятельности в 2016 г. и основным задачам на 2017 г. обозначило курс на изменение парадигмы в сфере универсальных услуг, в целевых показателях агентства на 2017 г. цифры по ПКД и таксофонам остаются неизменными по сравнению с 2016 г.
![Олег Духовницкий Олег Духовницкий](/data/2017/05/04/1237612768/духDSC_2604.jpg)
По оценке Россвязи, у операторов практически нет долгов по резерву универсального обслуживания, отчисления составили 99,7% от запланированного. При этом, по словам О. Духовницкого, 7 млрд руб. с 2015 г. из резерва недополучено. По итогам 2016 г. в резерв универсального обслуживания собрано 13,7 млрд руб. Из средств резерва Россвязь возместила убытки за оказание УУС на 2,074 млрд руб., финансовое обеспечение оказания УУС – на 8, 806 млрд руб. По заключению заместителя председателя Счетной палаты РФ Веры Чистовой, «Россвязь как администратор доходов по фонду универсального обслуживания недоработал – из бюджета возвращен не весь резерв, а сумма меньшая».
Возможное усиление судебно-претензионной работы со стороны Россвязи в ответ на критику Счетной палаты. По оценке заместителя председателя Счетной палаты РФ Веры Чистовой, прозвучавшей на апрельском итоговом заседании Россвязи, наблюдается «недосбор денег в бюджет из-за низкой судебно-претензионной работы»: на первое полугодие 2016 г. бюджет недополучил 117 млн руб., некоторые иски не доведены до конца, истекли сроки давности, повисли безнадежные дебиторские задолженности. По данным Россвязи, поступление в доход федерального бюджета по администрируемым агентством платежам в 2016 г. было максимальным – 14,5 млрд руб. (план на 2017 г. – 15, 1 млрд руб.).
Приоритет транспортной безопасности. Согласно действующему законодательству технические средства обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной сертификации (Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам техсредств ...»). Россвязи поручено проведение сертификации в отношении средств связи, приема и передачи информации в аэропортах, на вокзалах и других объектах транспортной инфраструктуры. В процесс включается ЦНИИС как орган сертификации (на его базе в интересах государственных и коммерческих заказчиков также планируется создать новый научный центр «Вопросы информационной безопасности»). Будет составлен реестр оборудования, подлежащего сертификации. Получена первая заявка на испытания и получение сертификата соответствия.
Совместное использование операторами инфраструктуры связи и радиочастотного спектра. Как известно, решения ГКРЧ прошлого года открыли операторам возможность совместно использовать РЧС для сетей неновых стандартов GSM и UMTS в диапазонах от 890 МГц до 2,1 ГГц. Так называемые равные условия использования радиочастот для операторов в разных диапазонах от 890 МГц до 1880 МГц обусловлены перечнем условий по обслуживанию небольших населенных пунктов численностью от 1 тыс. до 10 тыс. человек, которые должны быть выполнены в семилетний срок. Так, за первый год услугами связи должно быть покрыто 10% населенных пунктов, через два года – 25%, через три – 40%, к истечению семи лет – 99%.
Расширение диапазона частот для безлицензионного использования радиорелейного оборудования в соответствии с решением ГКРЧ от 10 марта 2017 г. Отсутствие необходимости получения разрешения на каждую станцию упростит организацию линий связи и позволит повысить их пропускную способность, например в условиях плотной городской застройки, при ликвидации «воздушек», прокинутых между зданиями.
Реформирование предприятий госсобственности. Федеральные унитарные предприятия (ФГУП) акционируются, приобретают формат акционерных обществ с государственной собственностью. В прошлом году был акционирован издательский центр «Марка». В 2017 г. процедуру акционирования пройдут «Электросвязь» Чеченской Республики и «Российские сети вещания и оповещения» (РСВО), специализирующиеся на давно устаревшем проводном вещании, которое еще пока рассматривают как канал оповещения о ЧС. «Финансово неустойчивые ФГУПы будут присоединяться к успешным», – сообщил О. Духовницкий. Так, к РСВО в качестве слабого предприятия был присоединен ГСПИ РТВ (Государственный специализированный проектный институт радио и телевидения), по признанию главы Россвязи, не нашедший новых компетенций на нынешнем рынке. Объединение позволило предотвратить банкротство, сохранить коллектив проектировщиков и архив.
Снижение административного давления на операторское сообщество. «Важно строить работу через профилактику. Лучше не наказывать лишний раз рублем, а профилактировать», – наставлял министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров на коллегии Роскомнадзора в конце апреля 2017 г. Смена философии контроля и надзора в направлении профилактики и так называемого бесконтактного надзора декларируется не первый год и называется «риск-ориентированный надзор». По данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций, количество плановых проверок в области связи сократилось с 2,7 тыс. в 2012 г. до 427 в 2016 г. В 2017 г. количество плановых проверок будет сокращено еще на 9% – до 391. По словам заместителя руководителя Роскомнадзора Олега Иванова, в 2017 г. на риск-ориентированный надзор будет «дополнительно переведено 38 видов контроля». Как говориться в публичном докладе службы, основными показателями эффективности органов контроля и надзора «будет являться не количество выявленных нарушений и размер санкций, а размер предотвращенного ущерба». Способы определения такого размера в публичном докладе не указываются.
Зоны высокого риска для безопасности граждан и государства, а значит, прицельного внимания надзора – незаконное распространение сим-карт и распространение запрещенного контента в интернете.
По информации О. Иванова, в 2017 г. к проверке Роскомнадзора спланированы «Ростелеком», Костромская ГТС, «Электросвязь» Чеченской Республики, «Бащинформсвязь», «К-телеком», Почта Крыма, «Мегафон», МТС.
Автоматизированный контроль за противоправной информацией. Как сообщил на недавней коллегии руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, с 1 декабря 2016 г. контроль за исполнением операторами требований по ограничению доступа к противоправной информации осуществляется с использованием автоматизированной системы «Ревизор».
Ведомственное образование под угрозой? Сложная структура отраслевого образования, берущая свои истоки в послевоенном времени и строго подчиненная ведомственным задачам, подвергается критики, которая прозвучала и на итоговом заседании Россвязи в апреле из уст заместителя директора Института образования Высшей школы экономики Сергея Малиновского: «Университеты связи оказываются исключенными из широких образовательных программ». НИУ ВШЭ претендует на роль помощника в обновлении образования и повышении его эффективности в отрасли инфокоммуникаций и предлагает: выйти за рамки ведомственного подхода, включить в образовательные программы телемедицину; содействовать ИКТ-грамотности населения; разработать новые форматы интеграции с предприятиями отрасли и обеспечения запросов отрасли; дифференцировать роли связных университетов в образовательном пространстве с несколькими базовыми компетенциями (флагман с академической направленностью и центр постдипломного образования, университет прикладных наук, драйвер развития территориальных кластеров). В упрек вузам, подведомственным Россвязи, ставится то, что они занимаются подготовкой кадров не только по профилю «ИТ и телеком» (из 27 тыс. студентов – «лишь» 20 398 узкопрофильные). По признанию О.Духовницкого, связные вузы ощущают «неравноправную конкуренцию с непрофильными вузами» по выделению бюджетных средств. «В ведомственных вузах особенно востребована специальность «Экономика и управление», и спрос на нее со стороны наших предприятий высокий, поскольку выпускники знают отраслевую специфику. А Министерство образования советует нам брать экономистов с рынка. Эти якобы непрофильные направления и зарабатывают средства для наших вузов, которые финансируются государством на 70%. Система отраслевого образования работает, дает плоды, нет смысла ее менять. В рамках выполнения общих задач нельзя потерять системное образование», – говорит О. Духовницкий.
Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров констатирует кадровый дефицит в ИТ-отрасли. «Увеличиваем госзаказ на подготовку ИТ-специалистов. Благодаря совместным усилиям с коллегами из Минобрнауки количество ИТ-специалистов с 2014 г. по 2016 г. выросло более чем на 70%: с 25 тыс. до более 42,5 тыс. Планируем и дальнейшее увеличение в предстоящие годы», – сказал министр в мае на итоговой коллегии ведомства.
Читайте также:
Такси используют для оповещения населения
Президент на ПМЭФ — об информационных технологиях
В России создадут автомобильную экосистему на базе ОС «Аврора»
«РАСКОМ» стал первым заказчиком темных волокон на новой линии связи TEA NEXT
На рынок планируется вывести полностью российское решение NRI
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.