Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2015
Наталия КИЙ  Александра КРЫЛОВА  Евгения ВОЛЫНКИНА  02 марта 2015

ТВ в заколдованном круге

На недавней выставке CSTB. Telecom & Media’2015 российское телевидение искало инвесторов, боролось с законодателями и надеялось на кризис.

Выставка и деловой форум CSTB продолжает демонстрировать серь­езность намерений превратиться в актуальную экспозиционную площадку не только для телевидения и спутников, но и для широкого телекоммуникационного и медийного пространства. И новая приставка к названию – Telecom & Media – об этом свидетельствует и не столько заявляет о претензиях на объединительный статус, сколько констатирует реальное положение вещей.

По данным организаторов, за три дня выставку в отдаленном «Крокусе» посетило больше 22 тыс. человек. CSTB привлекла немалое по кризисным временам число компаний-участников – 400 из 29 стран, сумела найти поддержку профильного ведомства и агентства, правительства Москвы и деловых структур.

CSTB сегодня делает работу, которую несколько лет как забросил многоуважаемый «Связь-Экспокомм», сдавший в архив статус главной телеком- и ИТ-выставки страны и Восточной Европы и превращающийся в набор случайных экспозиций поставщиков инфраструктуры.

Медийная часть на CSTB всегда была сильна, как и спутниковая. Производители контента просто в силу своей профессиональной спе­цифики не дают забыть о себе. Телеком же заявлял о себе в выставочной экспозиции то громче, то тише. Но всегда заметно – в деловой программе, которой на CSTB раз от раза хочется отдавать должное. Она не любит овал, не стремится сгладить углы, бежит впереди паровоза и сталкивает лбом конкурентов – «видовых» и «родовых». Примеры противоборства линейного и нелинейного ТВ, общедоступного эфирного и платного кабельного и спутникового здесь можно наблюдать, не только сопоставляя цифры из сообщений аналитиков, но и прислушиваясь к живым дискуссиям апологетов.

Во что инвестировать?

ТВ- и телеком-сообщество собралось на форуме CSTB, чтобы помочь инвестору найти ответ на этот вопрос. Признаться, благоприятный для отрасли ответ никак не хотел складываться. С какой стороны ни заходили эксперты и участники рынка, приходили к одному выводу: рассчитывать на серьезные инвестиции в сферу платного ТВ и медиа, объединяющую кабельное, спутниковое и IP-TВ, производителей контента и телеканалы, не стоит. Виной тому не экономический кризис, а нестабильность среды, иными словами, регуляторные риски (и это в пору, когда и рыночных рисков хватает!).

Доходило до крайностей. «Мне стыдно, что мы инвестируем в РТРС!» – заявил гендиректор крупного кабельного регионального оператора «ЭР-Телеком» Андрей Семериков , имея в виду планировавшиеся поправки в закон «О связи» и закон «О СМИ», по которым государство создает благоприятные условия для существования собственной компании, пусть и инфраструктурной, подрубая возможности для бизнеса другим участникам рынка. «РТРС – единый государственный оператор сети телерадиовещания. Это отдельная структура, назначенная государством распространять сигнал для удовлетворения социальных, культурных, информационных потребностей жителей. РТРС – источник цифрового сигнала высокого качества для кабельных операторов», – увещевал Виталий Стыцько, заместитель гендиректора РТРС и один из самых авторитетных специалистов в сфере телерадиовещания. «Есть задачи государственного решения, а есть бизнес-задачи. Складывается впечатление, что создается базовый оператор в виде РТРС, а мы все превратимся в «последнюю милю» РТРС», – президент Ассоциации кабельного ТВ России Юрий Припачкин, как всегда, был настроен решительно.

Время объединяться

Получается так, что законодательная чехарда второй половины 2014 – начала 2015 г. работает не только против бизнеса ТВ-операторов и поставщиков контента, но и против инвестиций в большую и совсем недавно успешную индустрию под названием «телеком и медиа». И хотя по гамбургскому и госстатовскому счету такой отрасли не существует, важно, что представители двух отраслей – телекома и производителей контента перед лицом общей опасности готовы объединять усилия. «Мы стремимся сблизиться, но для инвестора мы две разные отрасли. Пока телеком-компании здоровы, пока есть деньги у операторов кабельного ТВ, есть денежка и у нас», – говорит Кирилл Лыско, гендиректор «Цифрового телевидения».

Такое единение дает результаты. Сразу после открытия выставки стало известно, что Совет Федерации одобрил закон, снимающий запрет на размещение рекламы на кабельных телеканалах с преимущественно российским контентом (с 1 января в соответствии с поправками в закон «О рекламе» реклама была снята с платных кабельных каналов, что могло бы как минимум привести к повышению тарифов и как максимум – поставить такие каналы на грань выживания). Позволительная доля иностранного контента составляет теперь 25%.

Инвестор с деревообрабаты­вающим лицом

Возврат рекламы на кабельные каналы, конечно, радует, но проблем не снимает. Одна из них – возникшая дилемма «национальный – иностранный контент». «Ни в одной стране мира нет таких ограничений. Мы хотим вкладывать деньги в Россию, а местное законодательство нам препятствует. Производство российского контента обойдется дороже, чем закупка иностранного. А сейчас все сокращают производственные издержки. Это значит, что без иностранных инвестиций развивать нашу сферу в России невозможно!» – возмущена Ольга Паскина, вице-президент и гендиректор Disco­very Networks в Северо-Восточной Европе. «Да, какие-то иностранные каналы уходят с российского рынка. Они будут замещаться. Готов ли будет абонент заплатить за эту замену?» – резонно спрашивает Светлана Шамзон, вице-президент оператора ТТК. Это с одной стороны. С другой, в силу законодательных ограничений все будут пытаться производить российский контент, а хороший контент, как известно, требует ресурсов и денег, а их нет. Еще один виток в заколдованном круге.

Известно, что инвесторы работают там, где правила игры определены и разумно постоянны. А пока инвесторы ждут определенности, деньги уходят в... деревообрабатывающую промышленность. Это не только хорошая шутка нынешнего CSTB-форума, но и реальность бизнеса: по свидетельству Николая Орлова, гендиректора «Первого ТВЧ», инвесторы холдинга, куда входит его компания, именно так и поступили, оценив регуляторную нестабильность в медийной сфере.

На кризис надейся

Но бизнес останавливаться не намерен, планируя использовать преимущества кризиса. Спутниковое ТВ демонстрирует самую высокую жизнеспособность в условиях затяжных экономических неурядиц: по данным iKS-Consulting, больше всего в абсолютных показателях – на 1,7 млн – выросло число платных подписчиков спутникового ТВ. «Наш рынок – рынок развлечений. От развлечений в кризис отказываются в последнюю очередь, – говорит Алексей Холодов, глава лидера рынка спутникового и платного ТВ, компании «Триколор ТВ», которая в 2014 г. показала 9%-ный рост абонентской базы, 28%-ный прирост годовой выручки и 24%-ную прибавку ARPU. – Ожидаем роста доходов. Это простая математика: абонентская база выросла – рост доходов неизбежен». Вместе с тем «Триколор ТВ» заявил о переходе с 2015 г. на новую учетную политику, соответствующую мировым стандартам: теперь абонентами признаются лица, имеющие действующий договор и платную подписку на основную услугу оператора. Этот шаг сократил отчетное число абонентов ЗАО «Национальная спутниковая компания» с 15 млн до 10 млн 919 тыс. Стать более прозрачными и требовательными к себе «Триколор ТВ» пригласил и своих конкурентов.

«В кризис серьезного прироста абонентской базы ожидать трудно. Но замечено, что в кризисные года доля рынка недорогих развлечений растет», – считает Кирилл Махновский, гендиректор компании «Орион-Экс­пресс», второго по величине оператора спутникового ТВ в стране, который в 2014 г. показал 30%-ный рост абонентской базы. В 2015 г. оператор намерен расти быстрее прогнозных цифр рынка – 12 орионовских процентов против 5% рынка.

В нынешнем году, по прогнозам iKS-Consulting, под влиянием кризисных факторов, с учетом правовой ситуации и стадии развития объем рынка платного ТВ увеличится меньше, чем в 2014 г., – на 5% и составит 64,4 млрд руб., абонентская база прирастет на 4%, превысив 38,8 млн домохозяйств. Драйверами рынка станут спутниковое и цифровое ТВ, услуги на основе аналоговых технологий расти практически не будут.

Наталия КИЙ

 

 

Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е   П Р О Ц Е Н Т Ы

Вытеснение аналогового телевизионного вещания цифровым находится уже на финишной прямой, а вот конкуренция между традиционным линейным телесмотрением и новым нелинейным способом просмотра ТВ-программ только начинается. Хотя первые ОТТ-видеосервисы, в число которых входят catch up (отложенный просмотр), timeshift (пауза и перемотка транслируемой передачи) и multiscreen (возможность просмотра ТВ-программ на планшетах, смартфонах и т.п.) начали предоставляться у нас еще в 2007 г. По данным J'son & Partners, проникновение ОТТ-видеосервисов в России в первой половине 2014 г. составляло 44%, а в 2017 г., по прогнозу, должно достичь 69%. Но по объему рынка динамика выглядит более эффектно: если год назад «нелинейные» российские телезрители заплатили за ОТТ-видеосервисы 2,3 млрд руб. (ARPU – 136,9 руб./мес.), то в 2017 г., по мнению J'son & Partners, они выложат за них 11,4 млрд руб. (рост почти в 5 раз).

Технологии catch up, timeshift и multiscreen реализуют в телевидении те возможности, которые уже давно продвигаются в интернете – доступ должен быть всегда, везде и на любом устройстве. Правда, в сфере ТВ эти технологии пока имеют свои ограничения по времени просмотра и по поддерживаемым устройствам. Но для операторов, предоставляющих услуги IPTV, такие сервисы уже фактически перешли в категорию обязательных. Они есть в арсенале «большой четверки». Развивает их и «ЭР-Телеком», но, как отметил Сергей Пухарев, руководитель службы разработки продуктов на рынке В2С, оператор не ожидает от них быстрой финансовой отдачи, ведь еще несколько лет назад клиенту приходилось долго объяснять, почему он должен платить за 30–40 каналов кабельного ТВ. Сейчас сервис catch up «ЭР-Телекома» позволяет смотреть ТВ-архив за последние три дня, и это реально делают лишь 6% абонентов. У услуги multiscreen проникновение еще ниже – лишь 1% абонентов смотрит ТВ-программы на планшете.

Все игроки рынка, продвигающие сервисы нелинейного телесмотрения, отдают себе отчет в том, что линейность и нелинейность будут сосуществовать еще долго. Как сказал коммерческий директор Okko Иван Городецкий, абоненту, который смотрит в основном каналы первого мультиплекса, нелинейные технологии неинтересны и для большинства абонентов еще долгие годы самым востребованным продуктом будет пакет из 200 каналов. Аудитория нелинейных сервисов – это пользователи, желающие сами выбирать, что и когда смотреть, и готовые платить за это в среднем 300 руб. в месяц. Их доля составляет сейчас единицы процентов, однако, как отмечает И. Городецкий, каждый такой пользователь приносит оператору на порядок больше денег, чем обычный.

Что касается технологического обеспечения нелинейного телесмотрения, то в нем недостатка нет. Например, на CSTB’2015 открытую платформу Unified Hybrid TV Platform для построения ОТТ-сервисов демонстрировала компания Huawei Technologies. Платформа предназначается для операторов связи любой специализации – кабельных, мобильных, телевизионных, IPTV и т.д. С ее помощью любой оператор может предоставлять своим абонентам, имеющим стационарные и мобильные клиентские устройства с разными технологиями доступа, интерактивные телевизионные, видео- и телефонные сервисы. В состав решения входят и операторская платформа, и абонентские приставки. Платформа открытая, т.е. производитель предоставляет оператору весь инструментарий для управления платформой, разработки новых сервисов, их внедрения и мониторинга их потребления. Причем разработчиками Huawei написано для этой платформы более 1200 API-интерфейсов, так что уже сложно придумать сервис, для которого нет готового API. Платформа в принципе ориентирована на крупных операторов, а для небольших она, возможно, будет поставляться в виде облачного решения: оператор будет покупать только абонентские приставки для своих клиентов, а доступ к операторской платформе он получит в облаке провайдера.

Евгения ВОЛЫНКИНА

 

О T T - Д Р А Й В Е Р

Несмотря на высокие темпы роста сегмента онлайн-видеосервисов, его доля в мировом объеме видеорынка по-прежнему не слишком существенная. Огромные затраты на приобретение прав на контент не позволяют даже таким крупным OTT-игрокам, как Netflix, выйти на окупаемость во всех странах своего присутствия. Так что, по мнению аналитиков, поле онлайн-видеосервисов могут с не меньшим, а то и с большим успехом возделывать традиционные игроки – операторы связи, кабельного телевидения, провайдеры IPTV. Для них вещание в Сети – это новая возможность получения доходов, повышения ARPU, удержания своих абонентов и повышения их лояльности.

Пока в России операторы связи в сегменте онлайн-видеосервисов, объем которого к концу 2014 г. составил 5 млрд руб., а к 2017 г. удвоится, работают не очень активно, отметил на IPTV Форуме в рамках СSTB’2015 Роман Лещенко («Нэт Бай Нэт Холдинг»). Основными игроками в этом сегменте остаются именно OTT-провайдеры и интернет-компании. А между тем у операторов связи есть перед ними определенные преимущества. Помимо лояльной абонентской базы это и сам видеоконтент, и инфраструктура его доставки, и выстроенная система продаж, и опыт продвижения услуг платного телевидения.

Для того чтобы самим предоставлять услуги интернет-вещания одновременно на пять различных устройств абонента в рамках одного тарифного плана, а заодно и «утилизировать» ресурсы сети LTE, компании «МегаФон» и «Нэт Бай Нэт» еще в прошлом году представили рынку WiFire TV – телематическую услугу организации беспроводного цифрового телевидения, которое можно смотреть на ПК, на смартфонах и планшетах под управлением Android и iOS, а c недавних пор – и на телевизорах из линейки LG Smart TV. В недалеком будущем обе компании будут готовы предлагать WiFire TV как услугу небольшим операторам фиксированной связи.

«Граница между интернетом и телевидением сегодня фактически неразличима, – констатирует Дмитрий Кулаковский  (МГТС). – Мы видим, как абоненты нашей сети GPON одновременно смотрят ТВ-передачу и ищут дополнительную информацию к ней в интернете». Этот оператор, входящий в группу компаний МТС, в 2014 г. вел масштабную модернизацию своей ТВ-платформы, включая пользовательский интерфейс, и расширил свою базу пользователей платного ТВ. И весь этот период активно «играл» с пакетированием сервисов. В результате к концу года его абоненты получили возможность пользоваться услугами 4-play и 5-play. А в 2015 г. оператор планирует вывести на рынок и пакеты 6-play, в которых к услугам голосовой связи, ШПД, платного ТВ, мобильной связи и мобильной передачи данных добавятся каналы мобильного телевидения.

Понятно, что на столичном рынке, где проникновение услуг платного ТВ достаточно высоко, привлечь 100 тыс. новых абонентов МГТС смогла, скорее всего, от конкурентов за счет такого преимущества, как функция «Персональное ТВ», благодаря которой пользователи могут сами формировать пакеты телеканалов, исходя из своих потребностей.

Неудивительно, что Александр Косарев  (ГК «АКАДО Телеком») главным фокусом своей компании назвал удержание абонентов и повышение их лояльности, основными инструментами которых являются повышение качества сервиса и предложение новых услуг. «Понятно, что монетизация OTT-сервисов и интерактивного ТВ пока под вопросом, – сказал он, – но крупному оператору проще реализовать такие платформы и такие решения для того, чтобы повысить ARPU за счет оказания абонентам новых услуг».

Отметим, что движение операторов цифрового телевидения поддерживают своими решениями производители систем защиты контента. Несмотря на санкции, многие ведущие зарубежные компании принимали участие в выставке. Компания Conax, например, демонстрировала Conax OTT Access – экономичный клиент для обеспечения безопасности при воспроизведении контента на устройствах под управлением iOS и Android.

В ГК «АКАДО Телеком» уже приступили к реализации возможностей персонального ТВ. Внедрение системы закрытия контента VCAS3 компании Verimatrix позволит дополнить классическое цифровое однонаправленное ТВ различными интерактивными сервисами. Персонализацию телевидения оператор планирует осуществлять поэтапно, используя модель разделения доходов с заинтересованными участниками рынка, в числе которых могут быть как контент-агрегаторы, так и поставщики онлайн-видеосервисов.

Последних, по оценкам компании J’son & Partners, в России насчитывается 10–12 (из которых пять недавно вошли в одну бизнес-группу «Ростелекома»). И ни один из игроков пока не повторил успех компании Netflix, сумевшей занять более половины «домашнего» рынка. На долю самого крупного интернет-вещателя – компании Okko – приходится только 12% доходов российского рынка онлайн-видеосервисов.

В качестве заявки на лидерство Михаил Шеховцев  (J’son & Partners) предлагает рассматривать вышеупомянутое объединение активов холдинга «Газпром-Медиа» и «Ростелекома» (RuTube, Zoomby, Now, Zabava, TNT-Online). Вместе с тем, оценив совокупную долю рынка, на которую может претендовать новый игрок, в 14%, эксперт не исключил, что в силу сложностей интеграции она может снизиться до 10%.

«Пока возможность занять лидирующую позицию примерно равна для всех действующих игроков», – констатировал он, добавив, что даже когда это произойдет, на рынке останется место для молодых ОТТ-компаний, предлагающих один-два премиальных ТВ-канала как напрямую конечным пользователям в интернете, так и «добираясь до них» в пакетах других операторов.

Отсюда можно сделать вывод о том, что операторы связи, кабельного ТВ и OTT-игроки еще некоторое время могут развиваться параллельно и даже вступать в партнерские отношения. Такое положение, как считает Виталий Шуб  (ТТК), сохранится до тех пор, пока не начнется активный переход к вещанию каналов сверхвысокой четкости – Ultra HD 4К (с разрешением 38402160 пикселов) и 8К (76804320 пикселов). По его мнению, этот процесс уже пошел и его не остановить.

«Большинство участников рынка, с которыми мне удалось пообщаться, пришли к единому мнению о том, что массовый переход к трансляции контента в формате UHD 4К повлечет за собой изменение бизнес-моделей операторов связи и, возможно, резко сузит поле деятельности ОТТ-игроков», – сказал В. Шуб.

Понятно, что оператор может допустить присутствие онлайн-видео в общей полосе, если оно занимает в ней единицы процентов. Но он совершенно не готов выделить всю ее емкость интернет-компании для передачи видеоконтента в формате 4K. Разрешение этого конфликта интересов – в переходе к модели разделения доходов, в которой ОТТ-провайдеру придется платить за предоставление полосы для передачи «тяжелого» контента.

Но пока UHD-контент остается экзотикой, у игроков телеком- и ОТТ-рынка есть время для доработки бизнес-моделей, продуктов и технологий.

Александра КРЫЛОВА

 

К О С М И Ч Е С К О Е   С Ж А Т И Е 

Телевидение (и линейное и нелинейное), а также немалая часть интернета невозможны без спутниковой связи. В последние годы этот сегмент рынка развивался довольно активно: восстановление российской орбитальной группировки сняло дефицит спутниковой емкости, появилась и реально заявила о себе российская VSAT-платформа компании «Истар», российский рынок начали осваивать зарубежные операторы спутниковой связи. Однако, как отметил гендиректор Altegro Sky Сергей Пехтерев, падение цен на нефть, введение санкций и антисанкций, государственный курс на импортозамещение сильно осложнили ситуацию в этом секторе рынка, которую прямо отразила экспозиция CSTB, – площадь, занимаемая «спутниковыми» стендами, сократилась фактически вдвое, отказались от участия в выставке даже некоторые крупные компании, не говоря уже о небольших региональных фирмах.

С одной стороны, на рынке (пусть и искусственным образом) созданы условия для конкуренции между операторами, но с другой – дела у основного российского потребителя спутникового интернета, а именно у нефтегазового сектора, обстоят неважно, и значит, спутниковым операторам будет очень непросто. Многие из них предоставляют услуги с использованием ресурсов иностранных спутников (например, у «Интерспутника» из двух десятков спутников, расположенных в диапазоне от 14° з.д. до 183° в.д., половина «иностранцев»), а в имеющихся российских спутниках б'ольшая часть оборудования импортного производства. Все понимают, что номинирование тарифов в долларах или евро сразу резко сократит абонентскую базу, так что впереди работа с партнерами, изыскание внутренних резервов и все равно повышение цен. В связи с этим показательно выглядит история оператора «Орион Экспресс», который после 10 лет работы на рынке спутникового ТВ в 2014 г. запустил VSAT-сервис. Компания, имеющая более 2,5 млн абонентов-частников, в предоставлении VSAT-доступа вынуждена ориентироваться исключительно на корпоративных клиентов и оставить планы развития сервиса для домашних пользователей до лучших времен.

Тем не менее жизнь продолжается, и наши спутниковые операторы ищут новые возможности для развития. Так, ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) весь прошлый год занималось подготовкой к запуску новой услуги передачи видеорепортажей в Ka-диапазоне на базе спутника Eutelsat Ка-Sat. Сервис предназначен для ТВ-каналов и компаний, занимающихся интернет-вещанием. Как отметил заместитель гендиректора ГПКС Евгений Буйдинов, цена услуги будет невысокой (почти вдвое дешевле, чем с использованием станций Ku-диапазона), так что воспользоваться ею смогут и небольшие компании. Для этого сервиса разработаны спутниковая станция с возможностью автоматического наведения для установки на автомобиль и переносная репортажная станция, с доставкой и обслуживанием которой справятся два человека. В дальнейших планах ГПКС – реализация этого решения на базе спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6», имеющих на борту ретрансляторы Ка-диапазона.

Е. ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!