Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2014 |
Андрей КИРИЛЛОВИЧ  Сергей ПЛОТНИКОВ  | 08 декабря 2014 |
Партнерство – это бизнес
Осваивая новые рынки и развивая новые сервисы совместно со стратегическими партнерами, ГПКС намерено к 2020 г. войти в топ-5 глобальных спутниковых операторов.
Рынки ждут ресурса и услуг
В современных условиях растущей конкуренции на глобальном рынке услуг спутниковой связи национальным спутниковым операторам необходимо уходить от сугубо регионального покрытия и географически диверсифицировать свой бизнес, не опираясь лишь на домашний регион. Российский национальный оператор спутниковой связи ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) придерживается именно такой стратегии. На рынках Западной Европы и Ближнего Востока ГПКС присутствует с начала 2000-х годов, реализуя различные схемы взаимодействия и бизнес-модели как со стратегическими партнерами (например, с европейским спутниковым оператором Eutelsat), так и напрямую с конечными пользователями. Следует отметить, что профиль таких клиентов за последнее время несколько изменился. Раньше это были в основном крупные европейские сервис-провайдеры, генерирующие трафик на направлении Европа – Ближний Восток. Сегодня устойчиво растет число клиентов, работающих внутри ближневосточного региона. В первую очередь среди них нужно назвать телекомпании, местный бизнес и сотовых операторов. Активно развиваются и приложения для морских судов в акваториях Средиземного моря и Персидского залива. Спутники «Экспресс-АМ22» (53° в.д.) и «Экспресс-АМ44» (11° з.д.) хорошо известны в Европе, на Ближнем Востоке и Северной Африке и востребованы клиентами. Стратегия ГПКС состоит в плановой замене аппаратов новыми с улучшенными характеристиками, что дает заказчикам возможность не только перевести трафик на новый борт, но и расширить свои спутниковые сети в будущем. Одним из примеров такого подхода является запуск в октябре 2014 г. спутника «Экспресс-АМ6», который заменит «Экспресс-АМ22» в точке 53° в.д.
Справка ИКС |
В 2013 г. в топ-5 глобальных спутниковых операторов по объему выручки вошли Intelsat ($2,64 млрд), SES ($2,56 млрд), Eutelsat ($1,79 млрд), Telesat ($838,6 млн) и JSAT ($594,9 млн). ГПКС в рейтинге американского издания SpaceNews занимало девятое место (около $182 млн или 5,8 млрд руб.).
|
С переводом в июне 2014 г. КА «Экспресс-АМ3» из позиции 140° в.д. в точку 103° в.д. ГПКС вышло на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, заключив с австралийским спутниковым оператором NewSat трехлетнее соглашение об аренде емкости перенацеливаемого луча этого спутника. Ресурсы «Экспресс-АМ3» будут использоваться для предоставления услуг операторам мобильной и беспроводной связи в Юго-Восточной Азии. В дальнейшем планируется это сотрудничество развивать, а спутниковый ресурс наращивать: на замену КА «Экспресс-АМ3» должен будет придти «Экспресс-103».
В ближайшее время, после успешного вывода на орбиту КА «Экспресс-АМ6» и запланированного на первую половину 2015 г. запуска двух новых аппаратов («Экспресс-AM7» (40° в.д.) и «Экспресс-AM8» (14° з.д.)) ГПКС намерено осваивать три новых рынка.
Первый из них – это Латинская Америка (в основном Андский регион и дельта Амазонки), где спутниковая связь наиболее востребована из-за сложного ландшафта и наличия большого количества удаленных населенных пунктов. Стратегия на этом рынке предполагает альянсы с крупными местными операторами фиксированной и мобильной связи, а также создание с одним из партнеров сервисной платформы для предоставления услуг VSAT корпоративным пользователям.
Кроме того, ГПКС планирует осваивать регион Африки южнее Сахары. Это рынок с большим потенциальным спросом, который, правда, несколько нивелируется низкой платежеспособностью населения и жесткой конкуренцией. В прошлом году оператор активно собирал единомышленников для «африканского похода» – и сегодня из откликнувшихся выделяется ГК «Романтис», которая предлагает на спутниковом ресурсе ГПКС оборудование для Африки. В настоящее время компании совместно разрабатывают новую технологическую телевизионную платформу для этого континента. Комплексная услуга телевещания позволит существующим и новым вещательным компаниям создавать и распространять национальные и региональные телевизионные программы на всей территории Африки. В решении будет использована емкость нового спутника связи и вещания «Экспресс-АМ6» и немецкий телепорт VicusLuxLink. После введения спутника в коммерческую эксплуатацию в июле 2015 г. ГПКС и «Романтис» начнут оказывать услуги телевещания на африканском рынке, при этом вещательные компании получат готовое решение для организации таких услуг.
С т а р т а п – это р и с к
Юлия ШАХМАНОВА, гендиректор, «Спутниковое телевидение» Мы выходили на рынок с громкими лозунгами и тяжелым сердцем, поскольку понимали, что далеко на нем не первые. Любой стартап – это риск. Но мы заявляли, что будем предоставлять исключительно качественные услуги и считаем это своим конкурентным преимуществом. Однако через короткий промежуток времени произошла авария на спутнике ABS-2. Могу сказать, что благодаря усилиям наших стратегических партнеров, в первую очередь ГПКС, удалось удержать качество услуг на заявленном уровне. Эта ситуация подчеркнула важность выстраивания бизнеса по чистой модели. Тогда можно гарантировать и качество, и резервирование, и для любой ситуации находить не только поддерживающие, но и упреждающие решения. |
Как показал первый опыт захода на «черный» континент, несмотря на обилие на геостационарных орбитах спутников, покрывающих его территорию, когда обсуждаются проекты в конкретной стране или регионе, у российских спутников оказывается один – максимум два конкурента. Здесь ГПКС также ведет работу с крупными телекомами, конечными потребителями и планирует создание сервисной платформы. Кроме того, подготовлено специальное предложение для новых операторов, выходящих на рынок VSAT-услуг, обусловленное крепнущей тенденцией смещения этого бизнеса в Африку.
Третий макрорегион в планах ГПКС – Южная и Юго-Восточная Азия и Австралия. В Юго-Восточной Азии оператор намерен расширить покрытие и выйти на рынок Индии, Мьянмы и Индонезии. В Австралии рассчитывает создавать стратегические альянсы с местными игроками по примеру сотрудничества с NewSat.
Таким образом, ГПКС ставит перед собой задачу к 2016 г. активно работать как минимум в шести регионах мира и к 2020 г. войти в пятерку крупнейших операторов спутниковой связи и вещания.
Вещатели дождались аутсорсинга
В последние два года ГПКС регулярно анонсировало ввод в эксплуатацию технологической платформы для телерадиовещателей, облик которой формировался с учетом возможностей спутников, наземных технических средств и центров обработки сигнала предприятия. В марте нынешнего года платформа, обеспечивающая техническую реализацию всех возможных вариантов телерадиовещания, стартовала. Для ее создания задействованы космические ресурсы спутника ABS-2, а в наземном сегменте – мощности ЦКС «Дубна» и центра компрессии и мультиплексирования для оказания телерадиовещателям полного спектра услуг связи, включая передачу сигнала телеканалов в формате MPEG-2 и MPEG-4.
Производители контента, операторы кабельных сетей и систем непосредственного спутникового вещания получают возможность работать в режиме «одного окна»: им не нужно заботиться об организации транспортной среды, не требуется арендовать наземные каналы связи и станции подъема и проч. Надежность услуг гарантируется полным резервированием всех компонентов сети. Платформа оказалась очень востребована – сразу после ее запуска в ГПКС обратились несколько телеканалов. Самым крупным пользователем платформы и партнером ГПКС стала созданная в конце 2013 г. компания «Спутниковое телевидение», которая, заключив в начале текущего года первый контракт с компанией «Дельта Телевижн», владеющей каналом Travel + Adventure, к настоящему времени агрегировала уже около 50 каналов. «Спутниковое телевидение» предоставляет вещателям комплексный сервис: распространение сигнала в форматах SD, DV и HD, а также обеспечение круглосуточного эфира телеканала.
Для развития платформы ГПКС планирует, агрегировав на своих технических площадях и ресурсах большое количество медиапотоков телеканалов и имея при этом разветвленную волоконно-оптическую DWDM-сеть, организовать центр коммутации медийных потоков и предложить телеканалам услуги доставки их сигнала в разных вариантах (прием с любого «видимого» ГПКС спутника и подъем на любой спутник, раздача в любые точки, прием из стойки раздачи, из студии и проч.). С запуском новых спутников и использованием уже существующих «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2» это направление будет развиваться, а платформа – расширяться.