Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2014
Александра КРЫЛОВА  08 декабря 2014

Медиакоммуникационной отрасли быть!

Свершилось. Операторы связи и провайдеры услуг ШПД, производители ТВ- и интернет-контента объединяют усилия в наращивании объема российского рынка платных сервисов. Ради достижения синергического эффекта все они стали участниками новой индустрии медиакоммуникаций с общими правилами игры и неведомыми доселе бизнес-моделями. 

Участники рынка

Местом рождения новой отрасли, основанной на конвергенции телекоммуникационной, медийной и интернет-индустрий, стал традиционный форум RIW–2014, знаково изменивший слово Internet в своем названии на Interactive. Именно на его площадке была представлена Концепция развития медиакоммуникационной отрасли до 2025 г.

Этот 400-страничный документ стал результатом исследования, которое на протяжении полугода вели более 100 авторитетных экспертов некоммерческого партнерства, учрежденного крупнейшими игроками трех рынков, полтора десятка лет развивавшихся параллельно. Цель, которую ставили перед собой его разработчики, – выработать систему совместных долгосрочных инициатив, направленных на построение и развитие в России платной модели потребления видеоконтента, в том числе и в интернете. (Сегодня российское домохозяйство тратит на разные платные видеосервисы в среднем 0,4% семейного бюджета в месяц, тогда как в развитых странах расходы на эти цели оцениваются в 1,5 – 2%.)

В ходе активной работы над документом представителями компаний – членов медиакоммуникационного союза (МКС) в партнерстве с PwC был проведен анализ развития российского рынка платного контента в разрезе медиа, интернета и телекоммуникаций, определены основные тренды, драйверы и барьеры. Например, в качестве вызовов, стоящих перед представителями всех этих отраслей, были названы ограниченность экстенсивного роста, зависимость от рекламного рынка, экстремальный уровень пиратства.

Д. Багдасарян (справа): «увеличение доли потребления платного ТВ на 10% обеспечивает удвоение объема рынка»

Полученные результаты анализа были взяты за основу при моделировании разных сценариев развития рынка платных видеосервисов на 10-летнюю перспективу, которое проводилось на втором этапе. О глубине проработки свидетельствует слово «форсайт», которое использовал, представляя Концепцию участникам RIW–2014, Дмитрий Багдасарян , председатель правления НП «МКС».

Сценариев было выработано 15, из которых после бурной дискуссии эксперты выбрали два: перспективный и запасной. В случае реализации первого объем медиакоммуникационного рынка в России с 2014 по 2025 гг. вырастет с 421 млрд до 831 млрд руб., к тому же изменится его структура: увеличатся доли онлайн-видеосервисов, OTT (при оптимистичном сценарии на протяжении десяти лет этот сегмент будет расти со среднегодовыми темпами 30% в год), а также платного телевидения и беспроводного ШПД (темпы роста – 7 и 8% в среднем в год соответственно). Таким образом, в 2025 г. 10% в совокупном объеме медиакоммуникационного рынка будет приходиться на ОТТ-сервисы, 14% – на платное ТВ, 30% – на услуги беспроводного ШПД, еще 20% – на ШПД и 26% – на эфирное ТВ.

Для воплощения в жизнь перспективного сценария в документе предусмотрено полтора десятка инициатив, из которых наиболее показательны две. Первая – снижение уровня пиратского потребления и насыщение рынка востребованным контентом и сервисами, а вторая – создание условий для устойчивого развития инфраструктуры доставки контента.

По словам Сергея Петрова , президента НП «МКС», дельта между итоговым объемом рынка платных видеосервисов, предусмотренным перспективным сценарием, и объемом, указанным в запасном, оценивается экспертами в 750 млрд руб., так что игрокам объединенной отрасли медиакоммуникаций есть за что побороться. Вот почему в МКС сейчас разрабатывается дорожная карта со сроками реализации Концепции, составом участников и ожидаемыми результатами.

За подготовкой дорожной карты, считает Владимир Ханумян , заместитель генерального директора «Газпром-медиа», должны последовать серьезные шаги по ее реализации. «За эти годы мы научились монетизировать контент, используя рекламную модель, а овладеть всеми многогранными возможностями монетизации, которые открываются благодаря новым технологиям, еще только предстоит», – определил он задачу, стоящую сегодня перед медиакомпаниями. Во всем мире эта задача решается методом проб и ошибок. А в России, констатировал В. Ханумян, телеком-, медиа- и интернет-компании уже выработали единые подходы, позволяющие по-новому распространять и монетизировать высокачественный видеоконтент.

Таких результатов удалось достичь во многом благодаря тому, что у операторов связи и у медиакомпаний немало точек соприкосновения, считает Светлана Шамзон , вице-президент ТТК. Помимо борьбы с пиратством, распространению которого часто способствуют домовые сети, в которых «большие операторы» видят недобросовестных конкурентов, такой точкой является качество инфраструктуры доставки контента. По мере роста потребления видео высокой четкости и 3D-видео нагрузка на нее увеличивается, а не за горами уже и новый формат – 4К. «Объем трафика в магистральной сети растет в среднем на 22% в год, и основная его доля – потоковое видео, потребляемое физическими лицами», – отметила она. Также дискуссии в ходе разработки Концепции показали необходимость законодательного определения статуса ОТТ-операторов, которые уже доросли до того, чтобы их деятельность регулировалась государством.

Интернет-пользователи

По данным фонда «Общественное мнение», месячная аудитория Рунета достигла 62% населения страны, или 71,7 млн человек. Хотя бы раз в сутки интернетом пользуется половина россиян в возрасте 18 лет и старше, или 58,4 млн человек. Большинство интернет-аудитории приходится на жителей городов-миллионникав. Так что прирастать она будет в регионах. По самым оптимистичным прогнозам, т.е. при условии что будут выполнены планы Минкомсвязи по обеспечению услугой ШПД малонаселенных пунктов, стоимость терминалов доступа будет низкой, тарифы операторов связи и интернет-провайдеров доступными для населения, к лету 2020 г. доля пользователей сети достигнет 82,4 % населения в возрасте 18 лет и старше.

Согласно данным исследования «ФОМнибус» за вторую неделю октября 2014 г., 77% интернет-пользователей за последний месяц смотрели видео (54% суточной аудитории) или слушали аудио (36%), притом преимущественно потоковое: число тех, кто скачивал контент, по сравнению с результатами такого же опроса годичной давности, сократилось. А вот тех, кто стал смотреть интернет-телевидение, напротив, стало немного больше.

Количество же пользователей, умеющих отличать легальный контент от нелегального, не увеличилось. Среди участников опроса таковых только 29% – преимущественно мужчин моложе 30 лет, проживающих в Москве и имеющих уровень дохода выше 20 тыс. руб. в месяц. Представители этой группы отмечают такие отличительные особенности легального контента, как его качество, платность и обязательность регистрации на веб-ресурсе, где он представлен. В целом же на вопрос «Готовы ли вы платить за контент в интернете?» 21% участников опроса ответил утвердительно, 51% – отрицательно и 28% затруднились ответить. Причин, по которым больше половины пользователей не видит необходимости платить за контент, по большому счету две: во-первых, это дорого, а во-вторых, нет смысла платить за то, что можно найти бесплатно.

Как отрицательный тренд Светлана Борисова, руководитель проекта «ФОМ-Рунет», отметила рост на 11%, по сравнению с результатами прошлогоднего исследования, количества людей, не готовых платить за контент в интернете, что, очевидно, связано с текущей экономической ситуацией. Впрочем, не все так плохо: как оказалось, 23% участников опроса имеют опыт оплаты потребления контента в сети. Ситуация, по мнению аналитика, может исправиться, когда подрастет поколение активных пользователей мобильного интернета, уже привыкших платить за игры, музыку, фильмы на Google Play или в iTunes.

В среднем на одного россиянина приходится 2,4 устройства, с помощью которых он может получать доступ к контенту в сети. Такие данные привел Михаил Райбман , директор по работе с рекламными агентствами компании TNS. Самым популярным из них по-прежнему является смартфон, им пользуются 68% месячной интернет-аудитории (TNS оценивает ее в 65% населения), еще 64% выходят в сеть с настольного компьютера и 40% – с планшетов. Понятно, что эти аудитории пересекаются, однако количество людей, использующих для выхода в интернет исключительно мобильные устройства, растет. Чаще всего со смартфонов и планшетов они обмениваются сообщениями, смотрят карты и заходят в социальные сети.

Пока первые пять строчек из ТОП-15 мобильных ресурсов, по оценке TNS, занимают исключительно бесплатные сервисы: соцсеть «ВКонтакте», поиск Google, месседжер WhatsApp, еще одна социальная сеть Instagram и почта Mail. Ru. С другой стороны, количество потребителей ТВ-контента в интернете увеличилось за год на 13%, достигнув 23% населения. Еще б'ольший прирост – на 30% – демонстрирует  Smart TV. Его аудиторию TNS оценивает в 5,2 млн человек.

Словом, цифры, приведенные аналитиками, подтверждают, что поле деятельности для объединенных усилий игроков новой медиакоммуникационной отрасли достаточно широко, но за урожай с него в виде прибавки в доходах от платных видеосервисов придется побороться. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!