Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2014
Наталия КИЙ  Александра КРЫЛОВА  Лилия ПАВЛОВА  11 марта 2014

Много-много-много ТВ

Сколько осталось традиционному телесмотрению? Вопрос пока риторический. Но ТВ-индустрия уже в полной мере осознала, что классическое вещание – теперь лишь один из сегментов большого многоэкранного и многоукладного медиамира.

После цифровизации

Что будет после окончательной цифровизации эфирного ТВ? – один из главных вопросов ТВ-вещания не раз звучал на состоявшейся в конце января в Москве 16-й выставке и форуме CSTB’2014.

К и л о б а й т

э к с п о н е н т о в

 

Москвичи, желающие иметь проводной доступ в интернет на скорости более 100 Мбит/с, теперь могут выбирать между двумя провайдерами таких услуг – МГТС и «АКАДО Телеком».

Последний к концу 2013 г. завершил модернизацию своей сети по технологии DOCSIS 3.0. С ее результатами можно было познакомиться на стенде ГК «АКАДО», где в режиме реального времени демонстрировались результаты независимого тестирования скорости интернет-соединения. Стрелка OOCLA Speedtest на мониторе ноутбука, работающего в сети оператора, показывала скорость загрузки 750–760 Мбит/с, а исходящую скорость – 57–60 Мбит/с.

«Открытые технологии» вместе с компанией Elemental Technologies продемонстрировали решение для трансляции видео высокой четкости в режиме реального времени на мобильные устройства пользователей с минимальной задержкой.

Графические ускорители NVIDIA, которые компания Elemental применяет в своих решениях, обеспечивают трехкратное увеличение числа потоков на сервер и втрое снижают потребляемую мощность на поток, благодаря чему система потокового вещания этого производителя оказывается компактной и недорогой.

Компания Verimatrix продемонстрировала на CSTB’2014 интерактивные решения и системы защиты нового поколения для гибридных вещательных IP-сетей и интернет-телевидения.

В их числе – мультиэкранная платформа, развернутая российским оператором IVI.ru, на базе DRM-модуля Verimatrix, встроенного в Smart TV Samsung. Решение позволяет быстро присоединить телевизоры абонентов к OTT-сервису оператора без дополнительных устройств, экономя интеграционные ресурсы и улучшая качество услуг. А решение для гибридных сетей на базе технологии ViewRight ONE (разработанное совместно с партнером – компанией БСС) обеспечивает унифицированный пользовательский интерфейс на приставке-декодере и на мобильных устройствах – т. е. реализацию мультиэкранного вещания без видимых ограничений.

Компания ВИМКОМ впервые представила в этом году оборудование компании Ericsson Television – универсальный кодер серии AVP-4000, который обеспечивает качественную компрессию сигнала и высокую производительность и поддерживает все форматы – от SD до ультра-HD и кодеки MPEG-2/MPEG-4.

Ядро устройства – программируемый чип – уменьшает битовую скорость кодирования канала на 20–25% с сохранением качества изображения.

«Особенность CSTB’2014 в том, что сегодня все вольны давать свои разнонаправленные предложения, даже не глядя на соседа. Но в 2015 г. надо иметь контур программы будущего, – заявил на дискуссии во время форума один из создателей цифрового ТВ-вещания, лауреат премии им. В. Зворыкина Марк Кривошеев. – Сегодня в России не наблюдается сопряжения разных тенденций. Мир поступил иначе – выбрал интеграцию. Такой подход и для нашей страны был бы эффективен».

Если выбирать интеграцию, то российской ТВ-индустрии придется сопрягать (в международной политкорректной терминологии – гармонизировать) многое. Цифровое эфирное ТВ, которое, скорее всего, не будет 100%-ным. Кабельное ТВ – бизнес с историей и долей рынка по абонентам 52% (плюс 1% в 2013 г.). Бурно растущее спутниковое телевидение с 38%-ной долей абонентов и 19%-ной прибавкой за год. Молодое IPTV c 10%-ной абонентской долей и 21% роста в прошлом году (данные iKS-Consulting). А также интернет-вещание, счету аналитиков плохо поддающееся, но подающее надежды и намеренное конкурировать по объему рекламного рынка со всей индустрией, а для начала с тематическими кабельными каналами. И при этом все названные сегменты многоукладной ТВ-экономики конкурируют друг с другом – один против всех и все против одного.

В «дорожную карту» ТВ-мира после цифровизации Марк Кривошеев предлагает включить такие принципы: ТВ всегда и везде; ТВ для всех и для каждого; ТВ в покое и в движении; ТВ на любом видеотерминале; наконец, массовая интерактивность.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин считает, что ситуация многоукладности сохранится на определенный период. Она будет поддержана тем, что в некоторых районах страны, например в Карелии, спутниковое ТВ обойдется в пять раз дешевле, чем трансляция двух цифровых эфирных мультиплексов. Наверняка найдутся территории, где экономичнее и технически разумнее использовать кабель вместо эфира. Кроме того, по словам Алексея Волина, как минимум до 2017 г. аналоговое вещание не будет отключаться тотально (за исключением приграничных районов) в интересах местных вещателей аналоговых программ.

В «дорожной карте» А. Волина – предоставление пользователю обязательного бесплатного пакета программ, но не бесплатного подключения; уточнение набора и числа бесплатных каналов; обеспечение неизменности контента при распространении в разных средах; объективность ТВ-измерений.

А пока дороги да карты, многоукладность индустрии и соперничество обостряется. Доходы и абоненты становятся предметом все более жесткой конкуренции.

Много экранов, хороших и разных!

К основным трендам телевидения десятых годов 21-го века – высокой четкости, интерактивности, большому числу каналов (в сетях платного ТВ их 360) – присоединился новый, способный поменять модели не только телесмотрения, но и ТВ-бизнеса.

Это многоэкранность, вестник интерактивного нелинейного телевидения: ТВ на большом домашнем экране, на мониторе компьютера как средства отложенного просмотра, на планшете с видео или сопроводительной по отношению к эфирной трансляции информацией, в смартфоне (по модели планшета)... Эксперты говорят о многослойном телесмотрении, суммарное время которого за сутки более 24 часов, при этом среднее время смотрения на планшете выше, а в смартфон – заглядывают чаще.

Готовность к многоэкранности, предполагающей отток телезрителей из традиционного ТВ в онлайн, демонстрируют и поставщики контента, и операторы. Так, к началу Олимпиады РИА «Новости» и «Первый канал» приурочили приложение «Второй экран» для текстовых онлайн-трансляций на мобильные устройства. Он дополняет прямой телеэфир с помощью новостей, справочной информации и фотографий. Спорт-каналы и фильмы в принципе называют самой благодатной контент-почвой для «второго экрана»: спортивные болельщики хотят знать, сколько голов забил любимый нападающий, а любители кино – сколько лет любимому актеру и какова его фильмография. Приложения способны решить проблему лояльности пользователей ТВ, «второй экран» может закрепить аудиторию у большого экрана, считает Ярослав Городецкий, гендиректор CDNvideo.

«Мы видим, что современные пользователи хотят от оператора гибкости – им интересно получать услугу в любом месте, в любое время и на любом устройстве, – говорит директор МТС по фиксированному бизнесу и ТВ Дмитрий Багдасарян. – Перевод абонентской базы кабельного ТВ на цифровую основу обеспечит МТС плавный переход к развитию сервисов на базе единой гибридной платформы, которую мы планируем запустить в первой половине 2014 г.». Гибридная платформа, о внедрении которой МТС объявил на CSTB’2014, технологически объединит возможность предоставления ТВ-контента сразу на трех экранах – телевизорах, мобильных устройствах и компьютерах. Система доставки контента практически создана – цифровые станции работают более чем в 80 городах России, больше половины базовых станций сети 3G поддерживают скорость до 42 Мбит/с, сети LTE на начало февраля запущены в 14 регионах страны.

Многоэкранность – это и плод роста трафика мобильного видео, лавина которого прорывается в самые разные видеотерминалы. Специалисты состязаются в подсчетах, оценках и прогнозах. По данным CDN, количество просмотров видео на мобильном устройстве с 2012 по 2013 гг. увеличилось в три раза, с 9,6 до 27,2%. «Трафик в мобильных сетях удваивается. Основной вклад вносит видео. Параллельно снижается маржинальность единицы данных в сети», – свидетельствует Антон Сергеев (Mobivita). «Идет процесс создания воронки для многоэкранного режима», – замечает Виталий Шуб («Транстелеком»). По данным ежегодного прогноза Cisco, в 2018 г. доля мобильного видео вырастет до 69% в мобильном трафике данных, а общий объем мобильного трафика составит 190 эксабайт, что эквивалентно 190-кратному объему всего фиксированного и мобильного трафика за 2000 г.

На первый-второй рассчитайсь!

К многоэкранности телевидения и видео готовы поставщики решений и интеграторы. «Чтобы пользователь не переключил внимание на чужой экран, предложи ему свой мультимедийный продукт, вовлеки в интерактивный сервис, – так формулирует бизнес-мораль second screen (второго экрана) Григорий Кузин из компании CTI, которая представляла на выставке подобное решение для телеком-операторов. – Телеканалы, которые игнорируют использование ”второго экрана”, совершают большую ошибку». С этим утверждением трудно не согласиться. В пору, когда треть телезрителей используют два–три устройства при просмотре телевизора, идет невидимая глазу война за внимание клиента. Приложения отбирают аудиторию у телеканалов (половина зрителей используют second screen во время просмотра рекламы), но если приложение принадлежит самому телеканалу, то, как считает Г. Кузин, «second screen превращает риски в возможности», предоставляя метаинформацию, интерактивные сервисы (голосование и т.п.), интеграцию с соцсетями, игры со зрителем, е-шопинг. Способ «помирить» два экрана предлагает Кирилл Филиппов из SPB TV: «Проблема second screen для зрителя – потеря сюжета на основном экране. Поэтому второй экран надо делать на первом!».

Second screen для телеканала един во многих лицах: это способ удержать аудиторию, это новое направление бизнеса, это способ увеличить доходность с помощью нового пространства для размещения рекламы (по данным Г. Кузина, только 10% зрителей готовы платить за приложения – остальные будут расплачиваться за рекламы своим временем). В результате многоэкранности понятие телеканала размывается, возникает медиабренд и первый-второй экраны не отнимают друг у друга бизнес, а вступают в отношения симбиоза.

В пределе второй экран может стать первым. Для части молодой и продвинутой аудитории, почти отказавшейся по идейным или цейтнотным соображениям от традиционного телесмотрения, это уже свершившийся факт.

Наталия КИЙ

 

О Т Т - и н т р и г а   п р о д о л ж а е т   р а с к р у ч и в а т ь с я 

Интернет-игроки продолжают внушать законные опасения операторам платного телевидения. Это еще раз подтвердил на форуме CSTB‘2014 во время одной из дискуссий Искандер Бахтияров, генеральный директор «Уфанет», прямо заявивший, что достаточно пройти по выставке, пестрящей в этом году вывесками «OTT» и «Multiscreen», чтобы понять: до полной и окончательной победы ОТТ-игроков осталось года два-три. 

Сдерживающие факторы

Немного успокаивают прогнозы аналитиков. Компания IHS предсказывает, что к 2017 г. объем российского рынка монетизируемых онлайн-видеосервисов приблизится к $400 млн. российский рынок платного ТВ к концу 2013 г. прошел рубеж в $1 млрд, а значит, ОТТ-игрокам придется догонять традиционных поставщиков телевизионных услуг еще не один год.

К тому же их активность сдерживают сразу несколько факторов. Так, по данным аналитиков IHS, к 2017 г. более 300 млн потребителей в мире не откажутся от услуги VoD своего провайдера платного ТВ в пользу интернет-вещания. Кроме того, большинство зрителей по-прежнему привязаны к традиционному линейному телесмотрению (в данном случае человеческая лень играет против ОТТ). Во многих странах, включая Россию, время пассивного просмотра ТВ продолжает расти. В Испании на одного жителя в среднем приходится 236 часов ежедневного просмотра линейного телевещания. Пока даже в США, Великобритании и Германии доля нелинейного телевидения в общем объеме просмотров – менее 10%, а доля онлайн-видео – менее 5%.

Ограничивают рост сегмента онлайн-видеосервисов и неразвитость средств электронных платежей, и конечно же, высокие затраты на закупку, продвижение и распространение качественного ТВ-контента.

Свидетельства роста

Тем не менее, по мере проникновения оптики и современных моделей телевизоров, поддерживающих Wi-Fi, в квартиры и дома россиян число потребителей, догадавшихся, что можно организовать дома беспроводную сеть и принимать на телеэкран видеоконтент из интернета, будет только расти.

Рост просмотров онлайн-вещания, причем на самых разных устройствах, уже сегодня отмечают и аналитики, и участники рынка. Проследить этот рост можно на примере агрегатора телевещания Zoomby.Ru, работающего по принципу «вслед за эфиром». О его первом успехе – 7,5 млн уникальных пользователей за первые полгода работы – наш журнал писал три года назад (см. «ИКС» №3’2011, с. 28). На CSTB’2014 Дмитрий Сафронов, директор B2B-направления, сообщил, что их количество выросло до 18,8 млн. Ежемесячно в среднем 27,5 млн просмотров приходится на веб, 3,5 млн – на мобильные устройства и еще 13,7 млн – на Smart TV. 

Темпы роста уникальных пользователей услуг ОТТ- и мобильного вещания в регионах в два-три раза выше, чем в столицах, отмечают практики. И если на Дальнем Востоке ежемесячный прирост достигает 8–10%, то в центральных районах страны это 4–5%. «Региональным телеканалам не досталось частот ни в "кабеле", ни в эфире, ни даже в "цифровом эфире", а между тем их потребность в вещании именно локального контента весьма существенна», – отметил генеральный директор SPB TV Кирилл Филиппов. Этим и объясняется растущий интерес со стороны региональных медиа к вещанию в интернете и мобильной среде. В настоящий момент SPB TV реализует проект в области мобильного вещания совместно с компанией «Таттелеком», в том числе на татарском языке.

Трехкратный рост просмотра онлайн-видео на всех устройствах, за исключением ПК, в 2013 г. наблюдался в сети доставки контента компании CDNvideo. Доля столиц в общем объеме интернет-видеотрафика в этой сети пока около 50%, но она постепенно сокращается, отмечает Ярослав Городецкий, генеральный директор компании.

Драйверы роста

Хороший знак для начинающих ОТТ-игроков из числа интернет-ресурсов – двукратный рост рынка видеорекламы в интернете (все игроки сегмента интернет-вещания на этапе становления используют для ведения бизнеса именно рекламную модель). «Видеорекламы сегодня в интернете больше, чем площадки могут вместить», – констатировал Я. Городецкий, добавив, что разброс цен за 1000 показов составляет от 100 до 500 руб.

Уже действующие ОТТ-игроки стараются максимально реализовать свое преимущество – интерактивность. Они все чаще интересуются такой дополнительной услугой, как DVR, и стараются вещать на любые пользовательские устройства, а потому ими востребован сервис транскодирования видео.

Сам факт наличия на нашем рынке сформированного предложения услуг CDN (от CDNvideo, NGENIX и «МегаФона») тоже может рассматриваться как залог дальнейшего роста объемов интернет-вещания, прежде всего за счет компаний, которые только собираются заняться этим бизнесом.

К услугам сетей дистрибуции контента прибегают и такие крупные генераторы видеотрафика, как эфирные телеканалы, которые, по словам Вячеслава Камарина («МегаФон»), сегодня в первую очередь интересуются качеством инфраструктуры для дистрибуции контента и самой услуги. «Количество узлов не является сегодня самым главным критерием, – сказал он, – для нас фокусные параметры – это связность, международное присутствие, гарантированная свободная емкость. Задумались мы и о SLA и уже нашли партнера, готового построить в России инфраструктуру более чем из 20 точек в сетях разных операторов, чтобы иметь возможность в режиме онлайн измерять качество просмотра видеоконтента, как CDN, так и источника, и отображать его на графике».

Кстати, CDN оператора, как и мощности работающего на ее основе MegaFon TV, были частично задействованы для поддержки анонсированного на выставке CSTB’2014 бесплатного мобильного приложения «СМОТРИ+», которое  скачали более 500 тыс. пользователей Android- и iOS-устройств по всей России, чтобы наблюдать за ходом XXII Олимпийских зимних игр в Сочи.

«Ветераны» этого еще очень молодого рынка, напротив, в целях экономии предпочитают развивать собственную сеть доставки контента, например, в партнерстве с ISP, как интернет-кинотеатр TVZavr.Ru, или сочетать ее с услугами сразу нескольких поставщиков, как Zoomby.ru. 

Новое поле

Для того чтобы успешно конкурировать с онлайн-видеосервисами на их поле, операторы IPTV могут оказывать услугу передачи видео через интернет в режиме онлайн в целях видеонаблюдения, или CCTV (closed-circuit television). По прогнозам аналитиков, на протяжении ближайших лет потребление этой услуги в мире будет ежегодно прирастать не менее чем на 35%. В роли потребителей могут выступать и частные лица, и государственные организации, и компании SMB.

Вот только один пример CCTV в действии: Правительство Москвы, организовав видеонаблюдение в рамках городской целевой программы «Безопасный город», уже вернуло в виде штрафов около 1,2 млрд руб., потраченных на создание самой крупной в мире системы видеонаблюдения (проект предусматривает установку 130 тыс. видеокамер), реализованной на единой платформе компании «Нетрис». Понятно, что опыт городских властей примут на вооружение многие. А значит, операторы, добавившие к услугам IPTV и ОТТ еще и CCTV, откроют для себя новое поле деятельности и источник доходов.

IPTV уходит в гибридизацию

На российском рынке платного телевидения в 2013 г. IPTV показало рекордные темпы роста (25%, по данным iKS-Consulting) – но именно этот сегмент стремительно осваивает гибридные сочетания с другими вещательными средами.

Не только сохранить, но и приумножить абонбазу операторы могут с помощью «единого окна» для раздачи ТВ-программ и интерактивных сервисов. Разработчики ПО и производители оборудования живо отреагировали на эти ожидания: на рынке широко представлены – что и проилюстрировала экспозиция CSTB’2014 – гибридные платформы, специализированные системы управления MiddleWare, гибридные цифровые приставки, приложения для мобильных устройств и для smart-телевизоров.

К слову, «умные» телевизоры – это тоже своего рода гибридное IP & TV. По данным Strategy Analytics, в 2013 г. их продано в мире 76 млн штук (на 55% больше, чем в 2012 г.), причем 50% владельцев Smart TV в США и Европе используют их встроенные интернет-возможности. В российских городских домохозяйствах, по оценке iKS-Consulting, проникновение телевизоров с функцией подключения к интернету сегодня составляет 23%, а доля подключенных устройств достигла 19%. По мнению специалистов, Smart TV будет развиваться параллельно с совершенствованием и удешевлением гибридных платформ и STB.

Кроме гибридизации IP с DVB-С, DVB-S и DVB-T происходит объединение «родственных» платформ IPTV и ОТТ. По словам Герасима Гадияна (HD Media), хотя сегодня они принципиально различаются с точки зрения управляемости, применяемых протоколов, способов передачи информации, поставщиков решений и пр., в недалеком будущем их слияние неизбежно. А сегодня гибридная OTT/IPTV-платформа ViNTERA.TV дает возможность владельцам всех подключенных к сети устройств просматривать имеющиеся в интернете ТВ-каналы, а также получать интерактивные сервисы от своих ISP и IPTV-операторов. Еще большую свободу интернет-пользователям в выборе контента даст облачное предоставление услуг. По мнению Александра Черняева (Huawei), уже в самом недалеком будущем в ответ на ожидания операторов средней величины (10–15 тыс. интернет-пользователей), стремящихся расширить спектр предоставляемых сервисов, на рынке появится провайдер, который предложит им брать услугу из облака.

* * *

Интрига вокруг интернет-вещания пока не достигла своей кульминации, но думать о потерях, которыми она обернется для операторов платного, а потом и эфирного телевидения, нужно сегодня.

Александра КРЫЛОВА,

Лилия ПАВЛОВА


Г о д   к о с м и ч е с к и х   с к а к у н о в

Новые форматы ТВ-вещания, многоукладность и многоэкранность, многослойность и мультиканальность… В этом бурлящем мире перемен незыблемой остается роль спутников – рабочих лошадок телевещания. Аудитория «эфира», абоненты КТВ или IPTV могут и не задумываться о существовании космического посредника между ними и получаемой «картинкой». Разве что подписчики СНТВ изначально знают: без спутников – никуда.

Восточный календарь называет 2014-й годом синей лошади. А для ТВ-вещания в России он обещает стать годом космических лошадок: согласно плану запусков в 2015 г. ГПКС войдет с практически пол-ностью обновленной орбитальной группировкой, емкости которой позволят наконец ликвидировать многолетний дефицит спутникового ресурса в России. По словам генерального директора ГПКС Юрия Прохорова, новые спутники будут задействованы как для организации цифрового вещания во всех средах (эфир, спутник, кабель), так и для реализации проектов в области интерактивных мультимедийных сервисов, а также трансляции программ в форматах HD и UltraHD.

Большие надежды

ГПКС представил на CSTB’2014 подробную схему взаимодействия с региональными вещателями (аутсайдерами 1-го и 2-го мультиплексов) через новый аппарат АМ4R, созданный в кратчайшие сроки взамен погибшего в 2012 г. спутника АМ4. «Многолучевая антенна Ku-диапазона на этом аппарате покрывает территорию России четырьмя отдельными зонами – и мы готовы предоставить ресурсы этого борта и проводить тарифную политику с тем, чтобы поддержать региональное вещание», – подчеркнул Ю. Прохоров.

Новые горизонты для спутникового ШПД открывают АМ5 и АМ6 с транспондерами Ка-диапазона. «В рамках этих бортов мы надеемся принципиально поменять в регионах стереотипное представление о том, что двухсторонний спутниковый ШПД – крайне дорогая услуга для физлиц, – заявил Алексей Шахов (AltegroSky). – Мы планируем экстраполировать на дальневосточный и сибирский регионы опыт в формировании тарифных планов и определении стоимости оборудования, полученный для запада России на спутнике KaSat». Напомним, летом 2013 г. AltegroSky ввел безлимитный тариф на спутниковый ШПД, а минимальная стоимость комплекта оборудования производства Viasat составила примерно 14 тыс. руб. Впрочем, еще дешевле, за 8 тыс. руб., комплекты для спутникового ШПД Ku-диапазона предложили в прошлом году «РуСат» (проект KiteNet) и Starblazer. Оба оператора выступают в альянсе с производителями оборудования. Starblazer изначально объявил об альянсе с «Истар» в рамках VSAT-консорциума, а «РуСат» на CSTB'2014 получил сертификат на право открытия авторизованного сервисного центра Newtec в России (именно оборудование Newtec используется в проекте KiteNet), став первым региональным партнером бельгийского вендора. Комплекты пользовательского оборудования с компактными антеннами красовались на стендах всех операторов спутникового ШПД.

На АТ1 и АТ2 большие надежды возлагают операторы СНТВ. Как отметили в «Триколор ТВ», до сих пор вещание на Сибирь и Дальний Восток сдерживалось именно отсутствием спутникового ресурса, и на этих двух бортах оператор взял в долгосрочную аренду соответственно десять и шесть транспондеров – для расширения пакета транслируемых на территории Сибири телеканалов и для запуска вещания пакета телеканалов на Дальнем Востоке. К слову, на CSTB было объявлено, что «Триколор ТВ» также рассматривает возможность реализации DTH-проекта с использованием нового КА ABS-2 в точке 75° в.д. (этот спутник запущен 7 февраля 2014 г.). Напомним, контракт на долгосрочную аренду части его транспондеров с оператором Asia Broadcast Satellite (ABS) подписала МОКС «Интерспутник» еще в 2010 г. Если сегодня для охвата всей территории России ТВ-вещанием требуется два-три спутника, то ABS-2 справится с этой задачей в одиночку, уверен Тимофей Абрамов, коммерческий директор «Интерспутника». На CSTB’2014 компания представила возможности российского луча ABS-2, в формировании которого специалисты МОКС принимали непосредственное участие.

В нынешнем году над Россией зависнет еще одна орбитальная лошадка иностранного происхождения – новый спутник ASTRA 5B для услуг DTH/DTT, который запускается 7 марта в позицию 31,5° в.д. Этот борт с транспондерами Ku-, Ka- и L- диапазонов заменит существующий спутник ASTRA 1G и предназначен для СНТВ, доставки ТВ-сигналов в кабельные и наземные сети, а также поддержки европейской системы спутниковой навигации и позиционирования. По словам Михаила Сандлера (SES Россия и СНГ), сейчас из позиции 31,5° в.д. вещаются пакеты СНТВ на Грузию и Румынию, доставляется ТВ-сигнал на передатчики цифрового эфирного вещания на территории всей Украины. При этом большая часть емкости нового спутника уже законтрактована, подписаны предварительные договора с новыми клиентами. О том, есть ли среди них российские компании, М. Сандлер умалчивает, но активно призывает их воспользоваться ресурсом нового спутника.  

HTS-перезагрузка

Следует отметить, что большинство новых спутников относятся к классу HTS (высокой пропускной способности). Это уже не просто рабочие орбитальные лошадки, а скорее арабские скакуны. Их родовые свойства – в разы более высокая пропускная способность, чем у предшественников (60 Гбит/с против 4 Гбит/с), повторное использование частот, множественные узкие лучи, широкая зона обслуживания, новая архитектура сетей, многократное увеличение пропускной способности одной орбитальной точки. «Спутники HTS – это не требование рынка, просто на орбите стало тесно, – считает Олег Тимошенко, генеральный директор «Истар». – Чтобы развивать орбитальную точку, необходимы спутники, позволяющие многократно использовать одни и те же частоты, выделенные МСЭ. А производителям оборудования и операторам под эту ситуацию надо подстраиваться».

Революция, которую спутники HTS совершают на орбите, сотрясает и землю. Наземное оборудование неизбежно будет развиваться, причем очень интересные перемены ожидают корпоративный сектор, уверен О. Тимошенко. Связано это будет с переходом от закрытых архитектур к открытым, с совмещением нескольких диапазонов в одной сети, с ростом пропускной способности терминалов. По данным «Истар», корпоративные пользователи получат трехкратное увеличение пропускной способности терминала в той же полосе, значительное снижение требований к мощности передатчика (0,19 против 0,94 Вт на Мбит/с), возможность передачи с существующей станции впятеро большего объема информации и использования антенн в два раза меньшего размера (1,2 м против 2,4 м). Они получат также мощный сигнал в любой точке широкой зоны обслуживания, сокращение числа антенн на центральных станциях, возможность одновременной работы с различными диапазонами и лучами. «В этом году на российском рынке спутниковой связи и вещания произойдет трехкратное увеличение емкости, – резюмировал О. Тимошенко. – Такого никогда не было, и надо понимать, что с ней делать».

Земля, очевидно, должна срочно осваивать технологии HTS Ready. Пора седлать скакунов.

Лилия ПАВЛОВА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!