Рубрикатор |
Статьи |
22 января 2014 |
О.Тимошенко: Альтернативы спутниковой связи нет, если…
В некоторых случаях спутниковые технологии оказываются единственно возможным средством для решения задач заказчика, причем с колоссальным экономическим эффектом.
Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №12'2013 "От спутника – частнику!". Часть 2.
? "ИКС": Какие спутниковые сервисы наиболее востребованы госсектором, корпоративным рынком, предприятиями SMB, массовым рынком? Какова специфика предоставления услуг спутниковой связи для каждой из этих четырех категорий пользователей?
Олег Ватулин, первый заместитель генерального директора ООО «РуСат»: Корпоративные клиенты в основном используют спутниковые каналы для организации любых современных сервисов связи – передачи данных, телефонии, доступа в интернет, видеоконференцсвязи и видеонаблюдения, дистанционного обучения, электронной почты, передачи факсов, доступа к файл-серверам, репликации баз данных, мониторинга и телеметрии, передачи радио и телевидения. В последнее время большим спросом стали пользоваться видеоконференции, услуги удаленного мониторинга, появляются новые телевизионные операторы. Сейчас производится достаточно много видеоконтента, который необходимо передавать, и ТВ-компании часто обращаются к спутниковым операторам с просьбой поднять канал на спутник. Многие радиоканалы также стали работать с помощью спутниковых технологий, поскольку они стремятся вещать как минимум на половину территории РФ, а в идеале на всю страну.
Кроме этого, сегодня все больше и больше ощущается потребность в различных информационных услугах, например, репортажах с мест событий, позволяющих организовывать онлайн-трансляции с массовых мероприятий, в случае чрезвычайных ситуаций и др. Сейчас не только различные вещательные компании имеют свои передвижные репортажные комплексы, оборудованные в том числе и спутниковыми станциями. Также мобильные репортажные комплексы со спутниковой связью находят свое применение в силовых структурах, военных и государственных организациях, промышленных и бизнес-компаниях. Мы отмечаем все возрастающую потребность заказчиков в аренде полноценных мобильных комплексов.
Государственные структуры – это достаточно сложный заказчик, поcкольку у него есть определенные потребности, но нет полного понимания, какими технологическими средствами их удовлетворить. Поэтому зачастую приходится идти на компромиссы, дорабатывать предложенные решения и создавать что-то новое в рамках каждого проекта. Следует отметить, что например, силовые структуры, проекты для которых мы выполняем регулярно, это еще и очень важный заказчик, поскольку сотрудничество с ними обязывает разрабатывать решения высокой степени надежности в интересах безопасности всей страны.
Что касается массового рынка, то, безусловно, это один из наиболее интересных сегментов для операторов, ведь данное направление только формируется в России и можно громко заявить о себе. Частным пользователям нужны уже ставшие стандартными услуги – просмотр видео, общение в социальных сетях, в том числе с использованием видеосвязи, веб-серфинг, возможность работать удаленно с офисными программами и почтой. При этом им важно получить качественную услугу без разрывов соединения, зачастую за городом, где плохо работают другие технологии доступа в Сеть, и все это в сочетании с недорогими и понятными тарифными планами.
Александр Клинцов, генеральный директор компании StarBlazer: Все перечисленные в вопросе категории пользователей, конечно, имеют свою специфику и зачастую пакеты для них совершенно разные. Наша компания предоставляет услуги на массовом рынке, это частные лица и предприятия SMB. Сегодня на этом рынке явно выражена потребность в стабильном и надежном интернете. Соответственно, основная услуга – это ШПД. Но востребованы и некоторые дополнительные сервисы, направленные на решение узких задач, таких как удаленное видеонаблюдение и дистанционное управление автоматикой.
Олег Тимошенко, генеральный директор ООО «Истар»:
? "ИКС": Как вы оцениваете состояние и перспективы развития спутникового ШПД для корпоративного рынка? для частных пользователей? Насколько разнятся требования к сервисам у пользователей первой и второй категории?
А. Клинцов: Требования корпоративных и частных пользователей к услугам ШПД существенно различаются. Первые стремятся объединить свои подразделения в единую сеть, одновременно используя различные технологии. Частный же пользователь с помощью услуг ШПД решает зачастую другие задачи – получение доступа к сервисам глобальной сети (веб-серфинг, почта, социальные сети, аудио-видео конференции, игры). В настоящее время мы видим активное развитие этих услуг, чему способствует снижение стоимости услуг и оборудования.
О. Тимошенко: Как правило, корпоративные клиенты очень требовательны к гарантированной пропускной способности подключения, так как от этого зависит работоспособность определенных приложений и оперативность работы. В потребительском ШПД решающим фактором является цена подключения и услуг. Сегодня существуют спутниковые технологии, которые умеют правильно приоритезировать трафик различных пользователей и создавать различные пакеты услуг на базе единой платформы. По мере появления спутников высокой пропускной способности этот тренд будет только усиливаться.
О. Ватулин: Я считаю, что сейчас рынок спутникового ШПД является наиболее перспективным направлением в отрасли, как для компаний, так и для частных пользователей. Сегмент спутникового ШПД для частных лиц находится в фазе начального этапа развития, и впереди нас ждет его стремительный рост, связанный в том числе с более активным освоением Ка-диапазона и запуском новых спутников, расширением территории предоставления услуг. При этом корпоративный рынок достаточно стабильный, зрелый, на нем ценится репутация операторов, налаженные связи, работают долгосрочные проекты. Рынок частных пользователей намного более динамичный по сравнению с корпоративным, пользователи избалованы вниманием и рекламой – и для того, чтобы они обратили на компанию внимание, нужно приложить много усилий, в том числе по продвижению решения, выбрать правильные каналы донесения информации до целевой аудитории. Операторы, работающие в этом сегменте, будут достаточно жестко конкурировать между собой, стремясь привлечь абонентов, и преимуществом в этой борьбе будет обладать решение, способное сочетать в себе высокое качество, низкие цены, простоту работы и максимально дружественный сервис.
? "ИКС": Как соотносятся затраты на реализацию проекта внедрения услуг спутниковой связи и экономический эффект от их предоставления – для оператора сети? для пользователя?
А. Клинцов: Для пользователя в секторах малого, среднего и крупного бизнеса экономический эффект может быть колоссальным, так как теперь с помощью спутникового интернета можно объединить все территориальные единицы предприятия-абонента в единое информационное пространство, причем находиться эти единицы могут где угодно. Ранее такое объединение не предоставлялось возможным. Физическим лицам стал доступен практически весь набор облачных сервисов и услуг Web 2.0. Люди перестали чувствовать себя оторванными от современной жизни. Более того, многие пользователи зарабатывают с помощью спутникового интернета, работая как фрилансеры, индивидуальные предприниматели или обычные сотрудники предприятий, работающие дистанционно.
Сергей Шленкин, руководитель Федерального центра по спутниковой связи, «МегаФон»: При использовании новых спутниковых технологий (например режима CnC, который позволяет обеспечить высокую степень утилизации спутникового ресурса) срок окупаемости проекта может составлять от 6 до 12 месяцев. Кроме этого, основным преимуществом является возможность в короткий срок обеспечить каналы связи на всей территории РФ, в том числе в местах, где слабо развита или вообще отсутствует наземная инфраструктура связи. В настоящий момент на сети спутниковой связи ОАО «МегаФон» оказываются следующие услуги: предоставление выделенного канала спутниковой связи по технологии SCPC, предоставление канала по требованию, предоставление доступа к сети передачи данных по ШПД каналам с использованием технологии VSAT, предоставление ресурса ЦЗССС для операторов связи.
О. Тимошенко:
Подготовила Лилия Павлова