Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 04 2013 |
Наталия КИЙ  | 09 апреля 2013 |
ПОДКЛЮЧЕННОСТЬ одна на всех
Наконец-то! Телеком-операторы перестают «жевать» в одиночку скорбную пищу новых бизнес-моделей и приглашают «к столу» онлайн-игроков, заполняющих своим контентным и программным продуктом не только просторы интернета, но все чаще и ТВ-приемники.
Вы всерьез думаете, что все будут приходить с работы и три часа формировать себе индивидуальную ТВ-сетку на следующий день? У нас что, все дебилы?
Такая совместная трапеза получается не только вкусной на пользовательский зуб, но и полезной на бизнес-кошелек и привлекательной на экспертный глаз. Что и продемонстрировала недавняя конференция «Connected TV & Video».
Новая реальность
Вокруг сплошь Цезари и многорукие индийские боги: все одновременно делают все. Утром за завтраком: телевизор/радио, гламурный/автомобильный журнал, соцсети в мобильном. Днем на работе: в одном экране компа аналитика, новостной сайт, переписка по e-mail с коллегами, опять же соцсети и смс на мобильном. Вечером: на одном экране любимый сериал, недоделанная работа или новая книга, в мобильном – все те же соцсети. Узнаете себя? Куда там интернет-зависимости! Этот зверь пострашнее будет – инфозависимость.
Наверное, из такого нового жизненного устройства по имени Connected исходит апологет нового телепотребления из операторского лагеря Дмитрий Багдасарян (МТС), когда говорит об «ответе человечества» на ключевые изменения в мире в виде дробления информации на короткометражные фрагменты («медиаснек» по-заграничному) и персонализации – «ТВ имени меня». Реализация первого направления очевидна – мобильное ТВ. Например, в том же МТС клиентская база этой «медиазакусочной» составляет около миллиона и растет на дрожжах из 103 онлайн-каналов. Однако закоренелые телевизионщики к этому способу внедомашнего телесмотрения относятся скептически, оценивая аудиторию коротких форматов в 10–15%. Думаю, истина где-то между: потенциальные потребители мобильного ТВ – это все мы, у кого в кармане смартфон или в сумке планшет и есть несколько бездельных минут в пробке или на эскалаторе метро.
Тренд номер два – персонализацию поддерживают многие. «Зачем делать то, что уже сделали другие? Не гонитесь за тем, что есть на рынке. Сосредоточьтесь на персонализации – денежка потечет рекой», – обещает Наиль Байков, генпродюсер телеканала «Сеть».
Но здесь ситуация сложнее. Персонализация может опираться на старые и новые бизнесы, старые и новые технологии – и несть им числа: традиционное платное ТВ на разных технологических платформах, кабельных и спутниковых, интернет-ТВ, OTT, SmartTV, CDN...
Персонализация по-русски
Что есть «персонализация», когда большинство деятелей медиаиндустрии убеждены, что человек по своей природе ленив. «Люди любят выбор, но не любят выбирать. Надо упрощать ситуацию для потребителя», – делится опытом Лаури Кивинен, глава финской телерадиовещательной компании Yleisradio Oy, прежде работавший в NSN. Финнам, конечно, проще, чем нам: у них всего-то 5 млн жителей, 2,5 млн домовладений, при желании можно каждое владение персонализировать. А у нас только у одного «Ростелекома» 7 млн кабельных абонентов-домохозяйств.
Ровно то же говорит и представитель «Цифрового телевидения» ВГТРК Сергей Кошляков: «Зритель не хочет смотреть 100 каналов. Зритель не может выбрать из 100 каналов. Зритель не должен тратить время на 100 каналов». В его интерпретации надо смотреть только продукты «Цифрового телевидения», задача которого – убедить абонента, что за хороший контент надо хорошо платить. Сдается, у персонализации по-русски мотивы несколько иные: убедить пользователя, что именно ЭТО и именно в ТАКОМ виде ему и нужно.
Новые консолидируются с новым
Со «старым» платным ТВ у нового платного отношения сложные. Новые игроки убеждены, что старые подпортили им бизнес, дискредитировав платный контент низкопробностью, а бизнес-модель – излишней доступностью. Как теперь перевоспитывать зрителя?
Тем не менее большинство операторов национального масштаба сегодня, после многолетних и многочисленных M&А-сделок, делают упор на медиаактивы. «Зачем оператору собственный ТВ-продукт на сети ШПД? – задается вопросом Антон Румянцев из «ВымпелКом» и сам же на него отвечает: – Это возможность для роста ARPU, который у абонентов интернета падает, а у телезрителей растет. И сокращение оттока абонбазы. Отказаться от интернета легко, а от интегрированной услуги интернет + ТВ в одном пакете – сложно».
Качественная услуга ТВ может стать драйвером новых подключений – позиция универсального оператора. В этом контексте SmartTV рассматривают пристально, с разных сторон. Например, Андрей Холодный из «Ростелекома» пока считает эту платформу недостаточно технически готовой, но в будущем видит в ней и инструмент для вывода к абоненту операторских сервисов, и потенциального конкурента.
А вот молодые игроки со SmartTV консолидируются, отдавая себе отчет в том, что лишь 15% из тех, кто покупают «умный» телевизор, пользуются этим его свойством и прежде всего подключенностью к интернету. И веря прогнозам, что к 2015 г. половина телевизоров станут «умными».
В середине марта крупный интернет-кинотеатр ivi.ru объявил о расширении сотрудничества с LG Electronics как раз в области продвижения SmartTV «как нового способа взаимодействия с телевизором». И этому есть свои обоснования: в приложениях ivi.ru для SmartTV трафик вырос более чем в 40 раз за прошедший год, с 0,4 до 16,6 млн просмотров.
Yota Play, новый сервис платного просмотра легального контента, ориентирован прежде всего на SmartTV производства того же LG, Samsung, Panasoniс, делает ставку на OTT и multiscreen. «Индустрия меняется очень быстро. Через два-три года Smart-часть в телевизоре будет главной», – заверяет представитель Yota Play Игорь Соколов. Приверженность к SmartTV демонстрирует и крупный российский онлайн-агрегатор ТВ-контента Zoomby.ru, работающий с 2010 г. по рекламной модели, бесплатной для пользователя.
Оптимисты связывают со SmartTV чуть ли не революцию в телесмотрении и освоении онлайн-контента. «Непользователи интернета, не имеющие опыта просмотра онлайн-видео, смогут и будут смотреть его на SmartTV. Те, кто смотрел видео на компьютере/планшете, перенесут часть своего потребления на большой и удобный экран SmartTV», – предполагает Ирина Полуэхтова из аналитического центра «Видео Интернешнл». Она же замечает, что технически нелинейный просмотр на экране SmartTV можно измерить с помощью системы audio-matching, а значит, можно монетизировать.
Конкурентов у SmartTV, реализующего пассивную модель телепросмотра, достаточно. Надвигающаяся волна Over-The-Top имеет помимо SmartTV разные лики и разные способы доступа и использования – через смартфон, десктоп, ресиверы STB, игровые консоли. «Экосистему телевещания ждут изменения: на роль первой кнопки будут претендовать онлайн-видеоресурсы и видеоприложения (ОТТ). Вместе с производителями контента операторы ТВ-платформ составят сильный альянс, взаимодействующий со зрителем без посредников и не зависящий от инфраструктурных игроков», – прогнозирует Константин Чумаченко из компании NGENIX CDN, собственно, такую платформу и предоставляющей. С этим трудно спорить: по данным Google, ежемесячная аудитория онлайн-видео в России уже превышает 32 млн человек, что составляет три четверти от телевизионной аудитории. Проблема в монетизации – в соответствии с тем же источником рекламные бюджеты онлайн-видео – всего лишь 1% от ТВ-рекламы.
Что будет?
Ответ на этот вопрос всегда интересен. Любопытство – человеческая черта, которую с азартом эксплуатирует «подключенная» индустрия. Однозначно привлекательна комбинация большого и персонального экрана: первый позволяет привлечь аудиторию, второй – ее монетизировать. На это нацелены и традиционные, и новые игроки.
«Умные» телевизоры просто обязаны стать оперативнее и удобнее в использовании – слишком большие надежды с ними связывает рынок. Вполне вероятно, что вторым экраном телевизора станет... пульт в виде смартфона или планшета – чтобы потребитель не выпадал из информационной зависимости и не отлипал от экрана.
Вне зависимости от деталей время присутствия на экране старого доброго линейного ТВ сокращается, понятие телевидения и телесмотрения размывается – есть смотрение в экран, большой, средний или маленький.
Есть одна на всех подключенность.