Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 2 2007 |
Лилия ПАВЛОВА  | 01 февраля 2007 |
FMC в кругу сомнений
Казалось бы, фиксированно-мобильная конвергенция неизбежна. В России, по данным ЦНИИС, к апрелю 2006 г. насчитывалось 27 тыс. пользователей FMC-услуг. Конечно, это не десятки миллионов фиксированных абонентов и не миллионы мобильных, но начало есть... Впрочем, как показала конференция Fixed Mobile Convergence (ноябрь 2006 г., Москва), это начало не обещает в ближайшем будущем больших «С»-потрясений – слишком много сдерживающих факторов со стороны самих операторов, как «F», так и «М».
Прогноз погоды: ветер западный, умеренныйНельзя сказать, что в части реализации FMC у России большое временно’е отставание. Так, British Telecom запустил в коммерческую эксплуатацию конвергентные услуги BT Fusion в октябре 2005 г. Решение на базе UMA обеспечивает переключение из сети Wi-Fi в GSM и обратно без разрыва соединения. По аналогичной схеме пошел и Orange.
Что сделал оператор и что получил? BT организовал конвергированный терминал Bluetooth/GSM с единым телефонным номером, создал портал услуг с добавленной стоимостью, снизил цены на базовую услугу телефонной связи до уровня 15–25% от цен других операторов (на 20% дешевле Skype) и на пропуск трафика до уровня 45–55% от аналогичных тарифов других операторов.
В числе достижений называется и создание успешной конкуренции сотовым операторам. В частности, фиксированный оператор начал активно продавать «законные» услуги сотовиков – рингтоны, логотипы, гороскопы и т.п. Более того, дома абонент перестал говорить по мобильному телефону и вернулся к проводному. Для сотовых операторов возникла реальная угроза потери доходов. По данным Forrester Research, ARPU сотовых операторов для абонентов, перешедших на Wi-Fi-телефонию, сократится вдвое. А в дальнейшем, по прогнозам экспертов, их доходы будут уменьшаться на $240 млн с каждого миллиона потерянных пользователей.
Естественно, такое положение дел не устраивает сотовых операторов, и некоторые из них (О2 и Vodafone в Великобритании, Sonofon в Дании, T-Mobile в Германии и др.) уже предприняли защитные меры: если абонент находится дома или рядом с ним, цена на услуги сотовой связи для него стремительно падает. По данным ЦНИИС, темпы роста подписчиков на такую услугу на порядок превышают темпы роста абонентской базы FMC: если за год у BT Fusion количество абонентов достигло 100 тыс., то у Sonofon – около 1 млн.
Главные сомнения сотовых операторов: нужна ли им такая конвергенция услуг? Нет уверенности и у абонентов: большинство из них (90,5%) сдерживает необходимость покупать двухрежимный терминал.
FMC со столичной пропиской
На российском рынке представлено несколько FMC-проектов «большой тройки» и фиксированных операторов. Наиболее активен «МегаФон», выступающий в партнерстве с целым рядом разновеликих операторов проводной связи – «Гарс Телеком», «Центральный телеграф», «Матрикс», «Кантриком». У «ВымпелКома» партнеры «Эквант» и «Голден Телеком», у «Скай Линк» – «Комстар-ОТС», у МТС – МГТС. По количеству проектов мы никак не отстаем от зарубежных операторов. Масштаб другой. И у них-то абонентов не густо, а у нас на всё про всё – 27 тыс.
Главный недостаток российских проектов, по мнению А. Лежепекова (МТТ), их географическая привязка: все они «прописаны» в основном в Москве и Санкт-Петербурге. К слову, сам МТТ оказался в интересном с точки зрения FMC положении. Созданный в 1994 г. как транзитный оператор для сетей подвижной связи, в 2006 г. МТТ вышел и на рынок междугородной и международной телефонной связи. Сегодня потребители его услуг не только операторы и контент-провайдеры, но и конечные абоненты. В этом сегменте МТТ и намерен реализовать свой FMC-потенциал: внедряемая услуга «Универсальный номер» объединит рабочий, домашний и мобильный телефонные номера абонента. Причем реализована она будет на всей территории РФ с использованием нумерации ИСС и нумерации операторов местной и зоновой связи. В 2007 г. МТТ продолжит разработку и внедрение конвергентных сервисов: многопротокольный мобильный доступ, мессаджер, контроль присутствия абонента, доступ к VPN, единую систему оплаты услуг и т.д. Возможно, именно эти планы МТТ выведут российские FMC-услуги на всероссийский масштаб.
После дежавю
Один из активных участников прошлой FMC-конференции (см. «ИКС» № 2'2006, с. 6–7) гендиректор «Гарс Телекома» П. Гореньков заметил в этот раз, что его «не покидает ощущение дежавю»: за год на российском «пятачке» FMC практически ничего не изменилось. Не согласимся и свидетельствуем: состоялся предметный анализ причин нынешней стагнации зарождающегося рынка FMC. А правильно поставленный диагноз, как известно, половина успеха лечения.
Итак, что сдерживает развитие FMC в России? По мнению МТТ, это слабая осведомленность потенциальных пользователей о перспективных услугах, отсутствие комплексных исследований отечественного рынка конвергентных услуг, неурегулированность законодательной базы. Общее мнение – незаинтересованность проводных операторов в активизации действий. Даже П. Гореньков, год назад считавший, что конвергентные услуги помогут фиксированному оператору повысить ARPU с $50 до $200, согласился: никто всерьез не рассматривает FMC как источник доходов. Это – средство удержания клиентов, повышения их лояльности. Такие «тонкие материи» для российских проводных операторов пока что неактуальны: они еще не пережили шока, как их западные коллеги, когда абоненты последних стали отказываться от телефонных номеров. У нас же позиция проводных операторов неизменна: капзатраты должны покрываться доходами.
Что касается сегодняшних примеров организации FMC, то, по словам П. Горенькова, они имеют «достаточно полный набор недостатков, который делает пользование этими продуктами вычурно-неудобным: два счета, два контракта, непонятные агентские схемы; наконец, эти два оператора по-прежнему позиционируют себя как конкуренты, что бессмысленно». Это было сказано в связи с тем, что сотовые операторы, предлагая FMC, продвигают в первую очередь собственные корпоративные тарифы – более низкие, чем на конвергентную услугу.
Возвращаясь к теме неприбыльности FMC, глава «Гарс Телекома» считает, что вопрос не закрыт: «Мы утверждаем, что за услугу конвергенции клиент готов платить. Но чтобы продукт развивался, мобильные и фиксированные операторы должны договориться, кто будет «рулить». Можно не только остановить колоссальную эрозию тарифов, которая сейчас происходит, но и сделать этот продукт прибыльным. А конкуренция между операторами убивает FMC, вымывает из него деньги. Если тарифы не поднимутся, то ни сотовые операторы, ни фиксированные инвестировать в FMC не будут».
Чтобы сотрудничество в рамках проекта FMC принесло успех, необходимо четко распределить роли и зоны ответственности операторов. По мнению «Гарс Телекома», фиксированный оператор должен выступать в качестве единого контрагента для корпоративного клиента по SLA, предоставлять коммутационную емкость, каналы связи, биллинг, Help Desk, сервис-менеджмент. В зоне ответственности сотового оператора – мобильная емкость, беспроводная сеть, SIM-карты.
Вопрос «кто доминирует в FMC?» – весьма дискуссионный. Можно согласиться, что для корпоративного клиента FMC (а таковой в России пока преобладает) «главным» выступает оператор фиксированной связи. Для частного абонента – скорее сотовый.В конце концов, сегодня все компании «большой тройки» имеют лицензии на предоставление услуг фиксированной связи и при необходимости, как заметил Е. Пикерсгиль («Соник Дуо»), могут стать еще и проводными операторами. И подчеркнул: «Важно не выяснять, кто главнее, а понять, кто выиграет от конвергенции больше – мобильные операторы или фиксированные, для кого услуга будет более привлекательна». Этот вопрос остался открытым. Как и новый, поставленный директором научного центра «Гармонизация услуг связи» ЦНИИС С. Журавлевым: так ли безальтернативна FMC, если уже существуют технологии, обеспечивающие аналогичные услуги и не требующие сотрудничества конкурентов?
А вдруг окажется, что добрая «F» и «M» конкуренция лучше худой «F» и «M» конвергенции?..
Наиболее распространенные FMC-сервисы
– на Западе: определение местонахождения абонента, мессаджер, контроль присутствия абонента, определитель номера, единая система оплаты услуг, персональная адресная книга, конференция, доступ к видео, сетевые игры. Услуги востребованы прежде всего в квартирном секторе;
– в России: доступ к VPN, единая система оплаты услуг, закрытый сокращенный план нумерации, единый номер, доступ к услугам связи при помощи универсальных телефонных аппаратов, контроль присутствия и определение местонахождения абонента. Практически все FMC-проекты ориентированы на корпоративного клиента, на предприятия среднего и малого бизнеса.
По данным МТТ, Fixed Mobile Convergence 2006
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!