Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2007
Г. ДОЛИН  Е. АРЕФЬЕВА  01 января 2007

Рекрутинг-2006 На рынке «голод» и рост зарплат

Таковы основные тенденции рынка труда в сфере телекоммуникаций, констатируют наши эксперты. Сегодня фортуна благосклонна к наемным работникам – и профи, и амбициозным новичкам.

Г. ДолинЕ. АрефьеваВнедрение новых технологий в телекоммуникациях вызывает потребность в новых категориях специалистов. А высокая динамика рынка услуг связи ведет к острой конкуренции, в которой профессионализм и качество имеют ключевое значение. Ошибка же при выборе сотрудника может оказаться критичной для функционирования компании в целом. Этим объясняются тенденции рынка труда – предельно пристальное внимание работодателя к выбору специалистов и устойчивый рост заработных плат в секторе телекоммуникаций (таблица).

Горячие позиции кадрового спроса в телекоме

Менеджер по продажам телекоммуникационного и компьютерного оборудования и услуг. Это преимущественно мужская профессия, 68% специалистов – мужчины. Их средний возраст – до 30 лет. Руководители отделов продаж получают до $5000 плюс бонусы. По статистике кадровых агентств, на менеджеров по продажам в Москве приходится около 30% запросов.

На уровне среднего и топ-менеджмента особо востребованы руководители проектов. Типичные требования: возраст 26–46 лет, образование высшее, опыт работы от 1 года, опыт работы с корпоративными клиентами, коммуникабельность; хорошее знание ЛВС и СКС, понимание современных сетевых и серверных решений. Обязанности: ведение проектов в сфере телекоммуникаций (оборудование, вычислительные сети, кабельные системы и т.п.), обеспечение графика работ, руководство группой, разработка документации по проекту. Поскольку компании постоянно расширяют зону своей деятельности, часто также требуется готовность к командировкам, в том числе и длительным.

Менеджеры по работе с ключевыми клиентами. Требования: мужчины, возраст 25–45 лет, образование высшее техническое, обязателен опыт работы от 2 лет менеджером по продажам в сфере высоких технологий (телекоммуникации, ИТ, безопасность). Наличие успешных продаж корпоративным клиентам, желательно госструктурам, банкам, страховым, крупным транспортным, торговым и туристическим компаниям. Большим плюсом является наличие собственной клиентской базы. Обязанности: активный поиск клиентов, проведение презентаций продуктов, ведение переговоров на уровне первых лиц, подготовка коммерческих предложений, проработка условий договоров, дальнейшее изучение потребностей заказчиков и предложение им новых возможностей, постановка задач перед разработчиками в соответствии с пожеланиями клиентов, участие в выставках и конференциях. Заработная плата высокая (оклад + %)
.

Высок спрос на специалистов по маркетингу, о чем мы уже писали в «ИКС» (№ 10'2006 c. 57–58).

В последнее время все отчетливее проявляется потребность в консультантах. Поскольку проблемы часто возникают на стыке с информационными технологиями, консультант в телекоме должен отлично разбираться и в ИТ. Специфика тандема телекоммуникации–информационные технологии порождает востребованность и тиражируемых консалтинговых продуктов, и индивидуальных услуг консультантов по целому ряду направлений: исследования и анализ рынков; аудит маркетинга; управленческий консалтинг; использование интернет-технологий для бизнеса; управление данными; информационная безопасность; оценка эффективности информационных технологий; логистика; маркетинговые коммуникации; юридическое сопровождение бизнеса. Консалтинговые услуги направлены как на телекоммуникационные компании, так и на предприятия других отраслей бизнеса, активно реструктурирующие свой бизнес с использованием новейших информационных технологий. В результате к специалисту – консультанту в области телекома предъявляют требования и в сфере ИТ, и в экономической сфере, и в сфере маркетинга, т.е. требуется «человек-оркестр», а такие специалисты-универсалы – большая редкость.

Спрос превышает предложение

Динамичное развитие рынка, рост и региональная экспансия телекоммуникационных компаний приводят к постоянному увеличению числа рабочих мест. Вакансий профессионалов для рынка телекоммуникаций насчитывается примерно вчетверо больше, чем достаточно квалифицированных соискателей. В беседе со студентами Санкт-Петербургского государственного университета в ноябре 2006 г. министр информационных технологий и связи Л.Д. Рейман отметил, что одна из серьезнейших проблем в сфере высоких технологий в России – недостаточное кадровое обеспечение. «В 2005 г., по официальным данным, в России подготовлено 14 тыс. специалистов с высшим образованием в области телекоммуникаций и 18,5 тыс. специалистов в сфере высоких технологий. Но на самом деле цифры гораздо скромнее», – признался министр.

И рекрутеры, и кадровики компаний подтверждают, что время, когда работодатель мог выбирать лучшего кандидата из несколько имеющихся, осталось в прошлом; сейчас крепкие профессионалы сами выбирают наиболее понравившуюся компанию.

В последнее время работодатели все чаще готовы рассматривать кандидатов и без опыта работы. При этом для технических специалистов критичным будет наличие глубоких знаний в сфере телекоммуникаций, а для менеджеров по продажам и по работе с клиентами – хорошие коммуникативные навыки и техническое образование.

В целом работа в отрасли ИКТ остается одной из самых перспективных, поскольку тенденции повышения уровня оплаты труда и улучшения его условий наблюдаются уже не только за рубежом, но и в России. Развитие новых услуг приведет к тому, что абоненты станут платить больше, доходы телекоммуникационных компаний будут расти, что будет способствовать привлечению капиталов и создаст новые рабочие места. Кто придет на эти вакансии? Довольно уверенно чувствуют себя в этом бизнесе выпускники любых технических вузов, но их недостаточно для удовлетворения кадрового голода отрасли.



Использованные источники: www.job.ru, www.headhunter.ru, www.rabota.ru, www.zarplata.ru, rabota.mail.ru, joblist.ru, www.km.ru, www.jobs.ru, naim.ru, profy.ru, job.rambler.ru, www.comnews.ru, www.i2r.ru/static/495/, www.careerforum.ru, www.reitor.ru, www.kvazar-micro.com/ru, www.beeline.ru, www.goldentelecom.ru, www.rt.ru, www.corbina.ru, www.transtk.ru, www.zebra.ru, www.telphin.ru, www.citytelecom.ru, www.industronic.ru и др.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!