Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2007 |
Михаил БЫКОВСКИЙ | 01 января 2007 |
Карточка предоплаты как неопознанный объект рынка
До недавнего времени в вопросе о правовом статусе отношений, возникающих при выпуске, реализации и оплате услуг с помощью карточек предоплаты, оставалось много неясного. Довольно скудная правоприменительная практика в этой области не позволяла однозначно определить статус карточки пред-оплаты с точки зрения гражданского законодательства. Что же такое карточка предоплаты услуг связи и какими нормами права сегодня регулируются отношения, связанные с ее изготовлением и реализацией операторами связи, попытался выяснить автор этой статьи.
Вместо предисловияСобирая материал для данной статьи, я так и не смог отыскать во Всемирной паутине информацию о том, кто и когда придумал карточку предоплаты, или, как ее еще называют, экспресс-оплаты. Впрочем, может быть, я просто плохо искал. Но несомненно одно: человек, который изобрел это чудо, явил миру удобнейший инструмент осуществления расчетов за оказываемые услуги.
Средство инициирования вызова?
В п. 45 Правил оказания услуг подвижной связи (утверждены Постановлением Правительства РФ № 328 от 25.05.2005) карта оплаты услуг связи определена как средство, позволяющее абоненту инициировать вызов, идентифицировав абонента перед оператором связи как плательщика в сети подвижной связи оператора связи. Практически идентичное определение карты оплаты услуг телефонной связи – средство, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи инициировать вызов, идентифицировав абонента и (или) пользователя услугами телефонной связи перед оператором связи как плательщика в сети связи оператора связи – приведено и в п. 108 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (утверждены Постановлением Правительства РФ № 310 от 18.05.2005).
Оба этих определения трудно признать удачными. Вы можете себе представить, как карточка предоплаты услуг оператора сотовой связи позволяет абоненту или пользователю «инициировать вызов»? Я, например, не могу. К тому же мне непонятно, как можно быть плательщиком в сети связи?
Законодатель приводит и формальные требования к картам оплаты услуг связи. Например, п. 45 Правил оказания услуг связи по передаче данных (утверждены Постановлением Правительства РФ № 32 от 23.01.2006) гласит: «Карта оплаты услуг связи по передаче данных содержит закодированную информацию, используемую для доведения до оператора связи сведений об оплате услуг связи по передаче данных, а также следующие сведения:
а) наименование (фирменное наименование) оператора связи, выпустившего карту;
б) наименование видов услуг связи по передаче данных, оплачиваемых с использованием карты;
в) размер авансового платежа, внесение которого подтверждает карта;
г) срок действия карты;
д) справочные (контактные) номера телефонов оператора связи;
е) правила пользования картой оплаты;
ж) идентификационный номер карты».
Носитель информации?
Аналогичные нормы, содержащие идентичные формальные требования к карте оплаты услуг связи, можно найти и в постановлениях Правительства РФ № 310 и № 328. Их анализ позволяет сделать вывод: карта оплаты услуг связи есть материальный носитель информации. Будучи использованной каким-либо лицом определенным образом, например в соответствии с правилами пользования картой, она позволяет требовать от оператора оказания услуг связи этому лицу в объеме, соответствующем информации, указанной на карте.
Право требовать оказания ему услуг связи возникает у абонента только после заключения между ним и оператором возмездного договора в соответствии с требованиями Гражданского кодекса (ГК) РФ, ФЗ «О связи» и правилами оказания услуг связи. Исходя из этого, карточки предоплаты можно разделить на два вида: 1) карточки, позволяющие абоненту требовать оказания ему услуг связи в рамках ранее заключенного договора (карточки операторов сотовой связи); 2) карточки,
позволяющие пользователю присоединиться (заключить) к публичному договору об оказании услуг связи.
Оператору, эмитирующему карточки второго вида, следует помнить, что условия договора должны быть определены, а пользователь должен иметь возможность ознакомиться с ними. При этом условия должны соответствовать требованиям и содержать все существенные условия, предусмотренные законодательством РФ в области связи. При несоблюдении этих требований договор считается незаключенным и право требования не возникает, что называется, по определению.
Сложный юридический объект?
Однако в любом случае, чтобы обрести право требовать у оператора оказания ему услуг связи, абонент или пользователь должен совершить определенные действия, а именно активировать карту – стереть защитный слой и ввести скрытый под ним код. С этого момента пользователь становится абонентом, т.е. лицом, с которым заключен договор об оказании ему услуг связи. Активация карты подтверждает, что у него есть право требовать оказания ему услуг связи на условиях договора и в объеме, предусмотренном карточкой. В случае, если договор был заключен ранее, в момент активации определяется объем услуг, которые оператор обязан оказать абоненту. До совершения таких действий право требования не возникает и возникнуть не может, поскольку лицо, которому принадлежит право требования, идентифицировать невозможно.
Таким образом, действия по изготовлению, реализации, активации и т.п. карт оплаты имеют сложный юридический состав, т.е. последовательность юридических фактов, характеризующих и определяющих изменение правоотношений во времени.
Практическое значение имеет исследование развития и изменения указанных правоотношений во времени.
Товар?
До момента активации карточка обладает всеми признаками вещи, поскольку лицо, обладающее карточкой, вправе распоряжаться ею по своему усмотрению и не порождает (до активации) обязанностей третьих лиц совершать в отношении владельца карточки какие-либо действия. Карточка предоплаты оборотоспособна: ее можно продать, подарить, обменять, наконец, просто выбросить и т.п. Безусловно, основная потребительская ценность карточки предоплаты – предоставляемая ей возможность после совершения определенных действий требовать от эмитента карты оказания услуг связи в свою пользу, но для этого необходимо внести изменения в саму вещь, а именно стереть защитный слой, так называемую скретч-полосу.
Основные проблемы возникают на стадии реализации карточек как товара и связаны с претензиями налоговых органов, обычно предъявляемыми при уплате единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Указанный налог в соответствии с Налоговым кодексом (НК) РФ взимается при осуществлении юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, перешедшим на ЕНВД, розничной торговли.
Под розничной торговлей, согласно ст. 346.27 НК РФ, понимается «торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт». При этом товаром (ст. 38 НК РФ) признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
Из этого следует, что для целей налогообложения (и не только для них) карточка экспресс-оплаты услуг связи до ее активации конечным пользователем представляет собой товар.
В последнее время такая позиция находит подтверждение и в правоприменительной практике. Например, в письме Минфина России от 25.08.2006 № 03-11-02/189 говорится: «В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли».
Согласно ст. 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. В связи с этим предпринимательская деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по реализации карточек экспресс-оплаты услуг связи, приобретенных в собственность для дальнейшей реализации, относится к розничной торговле и может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
В то же время предпринимательская деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по реализации карточек экспресс-оплаты услуг связи, осуществляемой от имени операторов связи – принципалов согласно заключенным с ними агентским договорам, должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.
Изложенную точку зрения автор полностью разделяет. Кроме того, эта точка зрения на карточки предоплаты подтверждается и актами судебных органов, в частности постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Западного федерального округа от 12 сентября 2003 г. по делу № А56-5841/03 и от 18 сентября 2006 г. по делу № А56-42971/05.
Средство оплаты услуг?
Арбитражный суд Северо-Западного округа в 2006 г. установил, что на основании п. 4 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 № 1235, действовавших в проверяемом периоде, услуги телефонной связи оказываются на основании договора об оказании услуг телефонной связи, заключаемого между оператором связи и абонентом. Все расчеты за услуги телефонной связи могут производиться абонентами с операторами связи или уполномоченными ими лицами как наличными деньгами, так и в безналичной форме, в том числе с использованием любых пластиковых карт, включая предварительно оплаченные телефонные карты (карты экспресс-оплаты), кредитные карточки и др.
По своей природе карты экспрессоплаты являются средством предварительной (авансовой) оплаты еще не оказанных услуг телефонной связи. Продавец карт оплаты услуг телефонной связи, выступая в качестве дилера по договору с организацией-оператором, сам услуг связи не оказывает. Услуга связи будет оказана абоненту оператором после активизации карты и телефонного соединения абонента со своим корреспондентом. Услуга связи может быть не оказана в случае, если абонент не воспользуется телефонной картой. Ответственность за качество услуги, оказываемой по карте, несет производитель услуги – оператор связи.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда о том, что продажа карт экспресс-оплаты и SIM-карт организациями, не являющимися операторами связи, подпадает под определение розничной торговли, сформулированное в ст. 346.27 НК РФ, и к ним подлежит применению система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
***
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что к настоящему моменту отношения, связанные с выпуском и реализацией карточек предоплаты, устоялись, правовые инструменты регулирования указанных отношений определены и операторы связи могут и дальше в полной мере использовать этот удобный инструмент осуществления расчетов за оказываемые услуги.
Из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного федерального округа от 12 сентября 2003 г. по делу № А56-5841/03
Довод ОАО «Сбербанк России» о том, что при реализации населению интернет-карт и телефонных карт банк продает не товар либо свои собственные услуги, а лишь принимает соответствующие платежи в пользу организации-эмитента указанных карт, т.е. осуществляет банковскую операцию, предусмотренную п. 4 ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности», не основан на законе. В то же время вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что интернет-карта и телефонная карта не обладают признаками товара, поэтому их реализация не может быть отнесена к розничной торговле, является ошибочным. Указанные карты отвечают потребительским свойствам, поскольку их активация (введение в оборот) предоставляет возможность гражданам-потребителям воспользоваться услугами сети Интернет либо телефонными услугами.
Реализация банком интернеткарт и телефонных карт населению за наличный расчет отвечает признакам договора купли-продажи. Агентским договором, одной из сторон которого является заявитель, предусмотрена обязанность ОАО «Сбербанк России» продавать через свои филиалы спорные карты. Именно за выполнение данной работы принципал уплачивает агенту вознаграждение. Суды первой и апелляционной инстанций не учли, что статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) административная ответственность установлена за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!