Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2006
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  01 декабря 2006

Игры профессионалов

В конце октября вслед за перелетными птицами на берег турецкий потянулась элита российского интернет-сообщества, чтобы, как пошутил главный идеолог ОДИ В. Беленкович («Би эС Би»), «в обстановке разлагающей роскоши» сыграть свою игру. Были сформированы три группы, каждая из которых представляла одного из участников рынка связи: регуляторы – в символике игры это «черные», по цвету маркера, которым они были изображены на схеме ОДИ, сервис-провайдеры – операторы связи, оказывающие услуги потребителям («красные»), и собственно потребители услуг («зеленые»). Все получили заранее подготовленные вопросы, и игра на самоопределение началась.

Никто не хотел идти в регуляторы

Руководить этой немногочисленной группой был поставлен А. Богатов («Некстер»). Лейтмотив партии власти: сети связи в России должны развиваться по строго определенным правилам, которые вытекают из равенства прав всех граждан страны на качественные услуги связи. Для этого, естественно, необходимо выполнять все требования администрации связи и помнить, что связь – бизнес дорогой. Иными словами, операторы обязаны предоставлять связь или по правилам, или вообще никак.

По расчетам регулятора, убрав с рынка мелкого игрока, на что, собственно, и нацелены нормативные акты, он дает возможность средним объединиться, а крупным стать еще крупнее. И вот тогда-то телекомгранды начнут вкладывать средства в развитие сетей «за Уралом»…

На выступление «главного регулятора» «зеленые» и «красные» реагировали весьма эмоционально. Но А. Богатов играл свою роль профессионально – настолько, что, казалось, искренне обижался, когда его, «представителя госвласти», демонстративно лишали слова.

Водопроводчика вызывали?

«Регулятор лукавит, говоря, что маленькая компания не может обеспечить качество: она более динамична, нацелена на новые рыночные ниши», – защищает малый бизнес И. Масленников (CTI), возглавлявший группу сервис-провайдеров. В круге красном, по его словам, сегодня осталось два типа операторов – операторы транспорта (carrier) и операторы доступа (access). И им пора понять, что теперь они выполняют в сети функции сантехников, про которых вспоминают только тогда, когда в кране нет воды. Основной бизнес этих компаний по-прежнему составляет доставка трафика. А вот операторы услуг (Google, «Яндекс», Mail.ru, Auto.RU и др.) относятся к сообществу «зеленых» (что, кстати, признают и сами «зеленые»).

Стремительное развитие широкополосного доступа, считают «красные», привело к тому, что операторы начали продавать каналы и полосы клиентам без учета трафика. Появление в сети новых сервисов, предоставляемых генераторами мультимедийного трафика, снижает доходность и эффективность бизнеса транспортных операторов. И если лет пять назад контент-провайдеры призывали операторов доступа делиться доходами от трафика, то сегодня операторы доступа думают, почему бы генераторам сервисов (чей трафик в операторской сети постоянно растет) не поделиться с ними доходами от этих сервисов.

Тот же вопрос в своем докладе, посвященном новой сервисной реальности, затронул А. Климов (TeliaSonera). (Эта традиционная составляющая конференции – доклады – органично вписалась в формат игры, тем более что их содержание заметно перекликалось с ее тематикой.) Интернет, по словам А. Климова, становится сетью массового обслуживания, таким же привычным явлением, как, например, почтовая или, опять же, водопроводная сеть. Но при этом генераторы контента используют сети операторов, не оплачивая трафик, что для «Почты России», например, представить невозможно. На вопрос, что заставит контент-провайдера платить оператору, докладчик заметил: это еще кто кого заставит… Эрозия доходов операторов фиксированной связи составляет 80%, и крупнейшие европейские телеком-компании объединяются для ее совместного решения. Перспективы оператора не в «ширине трубы», а скорее в обеспечении QoS.

Однако насколько качество услуг связи волнует потребителя?

«Мы разные.

Мы намного более разные, чем потребители воды», – начал свой отчет глава партии «зеленых», самой представительной на конференции, А. Озолинь (Ozolin.ru). В образ потребителя, помимо «просто чайников», входили операторы, вендоры, сервиспровайдеры. Как они сами себя представляют?

Пользователя как самостоятельной единицы нет – все «объединены в стойки». Частные ищут в Сети новости, справочную информацию, порно, игры и т.д., корпоративным Интернет помогает делать бизнес. Мечта пользователя – бесплатный доступ в Интернет. Впрочем, он готов платить провайдеру, если получит возможность самому предложить что-то другим таким же пользователям за деньги.

То есть потребитель может стать производителем. Такую возможность предполагает программа конвергенции институциональных и коммерческих сетей и систем, с докладом о которой выступил В. Беленкович. У первых, построенных на бюджетные средства, две проблемы: их сетевые и ИТ-ресурсы нередко недоиспользуются и, естественно, у них не всегда есть средства на внедрение новых сервисов. Зато деньги есть у коммерческих сетей. Объединение ресурсов создает возможность формирования метаданных на базе сервисно-ориентированной архитектуры (о приходе эры SOA В. Беленкович рассказывал на ИНТРУСе-2005). Осталось только убедить владельцев сетей в выгоде проекта, и тогда, может, уже на ИНТРУСе-2007 кто-нибудь представит мультисервисную фабрику услуг – за 9 лет не раз бывало, что модели, обсуждаемые на совещании, потом находили свое воплощение в бизнесе.

А какой Интернет нужен потребителю? Массовому – гарантированно доступный всегда, с прозрачными тарифами, качественный, но недорогой (в пределах $12–20). Причем потребитель предпочитает сам решать, что для него главнее: цена или качество. Императив «услуги или по правилам, или никакие» ему не кажется убедительным. И вообще, потребитель желает знать, почему кто-то решает за него, какие сервисы ему нужны. Отношения пользователя и оператора должны регулироваться Гражданским кодексом, а не подзаконными актами регулятора. Продвинутые же юзеры заинтересованы в сервисе персональном, Интернете из ТВ-розетки по доступной цене. А еще Интернет должен быть мобильным.

Рассказывая в своем выступлении о конвергенции фиксированных и мобильных сетей связи, Е.Глинская (Nokia) подчеркивала, что требования пользователей к сетевым сервисам ведут к пересмотру отношений внутри цепочки операторов, предоставляющих сервис конечному потребителю.

Радикально новая социокультурная среда, Сеть меняет отношения людей между собой, несет им массу возможностей. Но как в них разобраться? Нет даже общепринятого словаря терминов, который при заключении договора пользователю просто необходим.

Однако уже сегодня обычный юзер, подчеркнул в своем докладе «Что же с Web2?» Д. Бурков (IBM), может самостоятельно создавать свои собственные сервисы и делать их доступными всем пользователям Интернета. В этом суть предложенной IBM идеологии Web2.0, о которой тот же докладчик рассказывал на прошлогоднем ИНТРУСе как о зарождающейся инновации.

В программе – утренние рефлексии

Отведя первые два дня практике и трезвому расчету, на третий организаторы совещания предложили всем порефлексировать. Интернет, да простят меня члены нашего славного сообщества, стареет, точнее матереет: обрастает брюшком, традициями. Свидетели зарождения его российского сегмента (а это практически все участники ИНТРУСа) говорят, что так хорошо он развивался потому, чторегулятор прошел мимо него (тогда Сеть, по словам А. Богатова, не имела социальной значимости).

Сервис предоставления доменных имен, подчеркнул в своем докладе председатель совета координационного центра (КЦ) национального домена RU В. Кутуков («Cтек Софт»), осуществляется на принципах саморегулирования. Темпы его роста составляют 45% в год; в сентябре 2006 г. в зоне RU было зарегистрировано 600 тыс. доменов, 60% из них – в центральных регионах. Сервис доменных имен готовится к регистрации доменов в зоне RU на кириллице.

Когда в орбиту этого глобального явления попали деньги (и не малые: только голосовой трафик, передаваемый по IP-сетям, уже сравнялся с трафиком ТфОП), то, естественно, у «черных» появилось желание проникнуть в круг «красных», а раздвижение масштаба регулирования в интересах немногочисленных игроков черного круга вызвало, в свою очередь, недовольство всего интернет-сообщества. Поэтому штаб по подготовке ИНТРУСа-2006 и определил в качестве рабочей гипотезы выход из-под регулятора.

Вопросительный знак в названии темы совещания делает ее трактовку весьма широкой. Исходной ситуацией для игры, по словам В. Беленковича, стала реакция на всеобщее недовольство положением дел в отрасли. Рынок в состоянии перманентного кризиса. Надо разобраться: это действительно кризис или уже форма жизни?

С одной стороны, считает Д. Бурков, макрозадача телеком-отрасли выполнена, создана экономика связи, обеспечено покрытие, хотя независимого регулятора как не было, так и нет. Традиционные операторы, продолжает А. Богатов, обеспечили государство связью, решив при этом свою частную задачу – извлечение прибыли. Что же касается сетей передачи данных, то государство недовольно отсутствием контроля над ними. Поэтому, предупреждает от имени регулятора А. Богатов, «будьте готовы к тому, что, как только ваш проект приобретет глобальный характер в масштабах страны, станет социально значимым, мы заинтересуемся им, и он будет развиваться не так, как хочется вам».

***


На ИНТРУСе-2006 задача выявить победителя в игре и не ставилась. Главный результат конференции, по словам одного из владельцев этого бренда Е. Мазепы, в том, что был определен общий ход мыслей профессионального телеком-сообщества, выявлены ресурсы развития отрасли, нащупан новый формат для общения профессионалов. На десятом, юбилейном ИНТРУСе нас ждет «Большая игра».


*О причинах, заставивших организаторов ИНТРУСа (Фонд поддержки сетевых инициатив при участии компаний «Контакт», «Cтек Софт» и «Некстер») придать ему новую форму существования, см. «ИКС» № 8'2006, с. 26.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!