Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2006 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 01 декабря 2006 |
Спектр на СПЕКТРе-2006
Конверсия РЧС стала традиционным фокусом 6-й Международной конференции «Нормативно-правовое регулирование использования радиочастотного спектра» (СПЕКТР-2006). Традиционными были и «накладки». Как и на СПЕКТРе-2005, собравшиеся не дождались заявленного в программе выступления представителя Минобороны. О конверсии РЧС и роли Минобороны в ее осуществлении упоминали почти все выступавшие, что и неудивительно, поскольку у нас без военных нельзя решить практически ни одного вопроса использования радиоспектра.Исторически сложилось так, что данное ведомство оказалось фактически монопольным хозяином радиочастотного спектра, а манера поведения монополий на любых рынках благородством не отличается. Хотя никакого альтруизма от Минобороны не требуется: конверсия РЧС оплачивается из карманов налогоплательщиков, т.е. нас с вами, и на эти цели в проекте бюджета страны на 2007 г. выделено около 3 млрд руб.
Таблица. 10 лет спустя
В 2006 г. Правительством РФ утверждены два важных документа, определяющих регулирование и перспективы использования РЧС. Речь идет о новых версиях Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами РФ (Постановление Правительства РФ от 15 июля 2006 г. № 439-23) и Плана перспективного использования РЧС (Постановление Правительства РФ от 15 июня 2006 г. № 376-19). По словам заместителя председателя ГКРЧ А. Бескоровайного, скоро они будут опубликованы в открытой печати (на момент подготовки данного материала этого пока не произошло, хотя со времени их утверждения прошло уже соответственно 5 и 6 месяцев).
Вообще-то, «по правилам» Таблица должна пересматриваться не реже одного раза в 4 года, а План – не реже одного раза в 10 лет. Если учесть, что предыдущий План был принят в 1993 г., а Таблица – в 1996 г., то со сроками явно припозднились, приступив к конкретной работе лишь после принятия в 2003 г. новой редакции ФЗ «О связи». За эти годы изменения в Таблицу, конечно же, вносились (надо же было выделять частоты для новых радиотехнологий и выводить из употребления устаревшие), но проводились они отдельными решениями ГКРЧ. Правда, сообщивший подробности нового распределения секретарь ГКРЧ, начальник отдела Мининформсвязи А. Стадинчук даже несекретную часть новой Таблицы не продемонстрировал, хотя и упомянул о некоторых отличиях по сравнению с предыдущей.
Старое латаем или новое шьем?
Форма Таблицы осталась прежней – 4 столбца: распределение радиочастот в странах Района 1 (к коему относится и Россия), распределение радиочастот для РФ, категории совместного (СИ), правительственного (ПР) или гражданского (ГР) использования и особые условия использования радиоэлектронных средств (РЭС) для нужд госуправления. Итого: 530 полос частот для 33 радиослужб в диапазоне от 3 кГц до 400 ГГц. Отдельный раздел – 380 примечаний к нарезке частот плюс два приложения для ВЧ-установок и для устройств малого радиуса действия (SRD).
Что касается структуры Таблицы, то, по словам А. Стадинчука, термины и определения в ней приведены в соответствие с ФЗ «О связи», введены новые термины и удалены устаревшие, добавлено приложение для SRD. Как было сказано, при разработке новой Таблицы задача кардинального изменения полос радиочастот не ставилась, хотя некое движение по сближению с международным распределением частот наблюдается, и теперь расхождения по разбиению частот имеются лишь в 6% полос (вместо прежних 14%).
Теперь об изменениях. Несколько увеличилась доля спектра гражданского назначения (с 2,02 до 2,14%), но в диапазоне до 30 ГГц эта добавка микроскопическая. Зато в диапазоне свыше 30 ГГц она более заметна – с 3,64 до 8,14% (но каким гражданским радиосредствам сделан такой «подарок», сказать пока трудно).
Как и ранее, несовпадения с международным частотным распределением объясняются прежде всего историческими причинами: военные системы связи работают не в международных полосах радиочастот и с этим приходится считаться. ГКРЧ, конечно, будет стремиться приблизить Таблицу к международному распределению, но реально ей подвластны лишь полосы используемых радиочастот для РЭС гражданского применения. Однако большая часть «российского» спектра занята военными, которых пока можно только нижайше просить потесниться. Вот он, главный вопрос гражданского радиосообщества: как и когда начнется конверсия спектра?
Конверсия по Плану десятилетки
Как прозвучало на конференции, конверсия необходима в целом ряде полос частот в интересах подвижной связи (в диапазонах 390–470 МГц и 1550–2100 МГц, 1920–1980/2110–2170 МГц), цифрового радиовещания (3–30 МГц, 174–230 МГц, 470–862 МГц, 1452–1492 МГц) и мобильного беспроводного доступа (2300–2400 МГц, 2500–2700 МГц и 3400–3800 МГц). И работы эти будут проводиться (в той степени, в какой это согласится сделать Минобороны) в соответствии с принятым Планом перспективного использования РЧС, рассчитанным на 10 лет.
В частности, предусмотрено высвобождение РЧС для цифрового ТВ, для которого в России выделены диапазоны 174–230 МГц и 470–862 МГц. Из них будут выведены службы сухопутной подвижной связи, радиолокационные службы, а также системы сотовой связи стандартов AMPS, DAMPS и CDMA.
Дни аналогового ТВ сочтены, но...
Немало внимания на СПЕКТРе-2006 было уделено итогам Региональной конференции радиосвязи (РКР-06), состоявшейся в Женеве в мае–июне 2006 г. и посвященной проблемам планирования цифрового телевизионного и звукового вещания в указанных диапазонах. Для России эта конференция стала успешной: все заявки по цифровым частотным выделениям (территория, за которой закрепляется определенный частотный канал) были удовлетворены на 100%.
Вся территория страны была разбита на зоны частотных выделений, и для большей ее части получено покрытие для 9–10 частотных каналов (1 канал передает 1 мультиплексированный поток, в котором в зависимости от метода сжатия может содержаться от 1 до 4 программ). Теперь России предстоит выполнять подписанное в Женеве соглашение, которое предусматривает, в частности, жесткие сроки перехода с аналогового на цифровое вещание – не позднее 2015 г. Правда, и после этой даты аналоговые вещательные станции смогут продолжать работу, но только при условии, что они не будут создавать помех действующим и планируемым цифровым станциям.
В этом же соглашении зафиксированы имеющиеся частотные присвоения для аналогового ТВ (более 6100) и поставлена задача прекращения выдачи лицензий на аналоговое ТВ-вещание. Но в России эта практика пока продолжается, что явно усугубляет проблемы с переходом на цифру, поскольку из-за ограниченности частотного ресурса очень часто аналоговые передатчики препятствуют введению цифровых.
По мнению участников конференции, проблем с переходом на цифровое ТВ будет не просто много, а очень много, причем не только технических, но и организационных. Пока даже не определен порядок лицензирования цифрового вещания, хотя заявок подано уже немало. Правда, у подавляющего большинства населения и цифровых приемных устройств нет.
Частотный план цифрового вещания на всей территории РФ НИИР обещал выпустить в ближайшее время, поскольку к концу 2006 г. на его основе должен быть принят региональновременной план, определяющий сроки ввода цифровых частотных каналов на конкретных территориях. В 2007 г. планируется начать назначение конкретных номиналов частот для цифрового ТВ по всей территории страны.
От 3G к интеллектуальным сетям
В соответствии с Планом перспективного использования РЧС в РФ должны быть созданы сети мобильной связи 3-гопоколения (3G) стандарта IMT-2000/UMTS. Решение о выделении для них полос радиочастот 1935–1980 МГц, 2010–2025 МГц и 2125–2170 МГц принято на заседании ГКРЧ в октябре 2006 г., т.е. уже после СПЕКТРа-2006. Минобороны согласилось выделить часть принадлежащих ему частот при определенных условиях, так что в начале 2007 г. можно уже ожидать проведения конкурса заявок на получение лицензий на предоставление услуг 3G-сетей.
Исполнительный директор Ассоциации 3G А. Скородумов подчеркнул, что внедрение 3G-сетей позволит более эффективно использовать дефицитный радиочастотный ресурс: на одной и той же полосе частот пользователи получают больший набор услуг и более высокую скорость передачи данных, а себестоимость услуг при этом снижается. А если 3G-сети дополнить сетями беспроводного широкополосного доступа, например WiMAX, то потребность в радиочастотном ресурсе, необходимом для сетей 3G, уменьшится более чем вдвое.
Рассказал А. Скородумов и о радужных перспективах развития радиосвязи, когда появятся интеллектуальные системы, которые смогут самостоятельно выбирать возможность подключения к сети, свободный частотный диапазон и схему модуляции, а также менять режим работы в зависимости от помех и условий распространения радиоволн. И тогда наступит «рай на земле»: радиочастотный спектр станет общим ресурсом и для его использования не нужно будет получать никаких разрешений. Соответственно, организации типа ГКРЧ ликвидируют за ненадобностью. Однако нынешний зампредседателя ГКРЧ А. Бескоровайный ничуть не обиделся. Он даже предложил всем профессиональным ассоциациям отрасли брать пример с Ассоциации 3G и более активно участвовать в разработке регулирующих документов Мининформсвязи и ГКРЧ, и тогда профессиональные ассоциации смогут стать некими независимыми регуляторами телекоммуникационного рынка, которые заменят официальные органы. Таким, по всей видимости, и будет переходный этап к общедоступному «безлимитному» радиочастотному спектру.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!