Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2006 |
01 декабря 2006 |
Первый российский VSAT-форум: дебют надежды
Сей отрадный факт, несомненно, свидетельствует о «возмужании» этого чрезвычайно важного для нашей страны сегмента телекоммуникационного рынка. За четыре месяца, прошедшие с момента нашей публикации на эту тему (см. «ИКС» № 7'2006, с. 46–56) основные тенденции и показатели VSAT-рынка изменились незначительно. Но вот что интересно: наша минимальная оценка рынка в 4 тыс.
Сей отрадный факт, несомненно, свидетельствует о «возмужании» этого чрезвычайно важного для нашей страны сегмента телекоммуникационного рынка. За четыре месяца, прошедшие с момента нашей публикации на эту тему (см. «ИКС» № 7'2006, с. 46–56) основные тенденции и показатели VSAT-рынка изменились незначительно. Но вот что интересно: наша минимальная оценка рынка в 4 тыс. VSAT в устах представителей ГКРЧ получила статус «количество реально установленных VSAT».Даже представитель Global VSAT Forum признал, что в 2005–2006 гг. в России наблюдался заметный рост числа VSAT. Тем не менее в сравнении с мировым рынком (2 млн VSAT) цифры по-прежнему ничтожны. Чтобы достичь мирового уровня, нашей стране предстоит решить немало проблем, в том числе и по принятию рекомендаций CEPT.
Почему рынок VSAT развивается так медленно?
Практически все выступавшие пытались ответить на этот вопрос министра ИТ и связи Л.Д. Реймана, прозвучавший, по словам руководителя аппарата ГКРЧ В.А. Стрельца, на заседании ГКРЧ.
Странно, что лишь операторы да производители помнят о недопустимой длительности процедуры и непомерной плате за регистрацию VSAT (сегодня, когда цена некоторых типов станций опустилась в РФ до 1000 у.е., стоимость регистрации составляет от двух третей до полной стоимости терминала и более). И лишь они помнят, что упрощения, так рекламируемые регулятором, коснулись только сетей, работающих со спутниками ГПКС, ресурс которых намного дороже и ненадежнее зарубежных КА.
Правда, по мнению В.А. Стрельца, ситуация не столь драматична. Сейчас, по его данным, пользователям выдается 200–300 заключений в месяц, или около 3 тыс. в год, что позволяет ему прогнозировать парк VSAT в 2007 г. в 7–8 тыс. единиц. Вместе с тем руководитель аппарата ГКРЧ признает, что необходим «поиск новых путей эффективного распределения и использования радиочастотного спектра (РЧС), а также способов упрощения и сокращения сроков получения разрешительных документов для частотного обеспечения РЭС, в том числе для ЗССС типа VSAT».
В.А. Стрелец сообщил о принятии в конце октября нового решения ГКРЧ № 06-16-02-001 от 04.09.06 «О выделении полос радиочастот для применения перевозимых земных станций спутниковой связи фиксированной спутниковой службы», а также о принятии новой национальной Таблицы распределения РЧС, открытая часть которой, по его словам, станет доступна пользователям после опубликования в «Российской газете» вместе с Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2006 г. № 439-23. Еще один руководящий документ для выделения частотного ресурса – «План перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами» тоже уже принят Постановлением Правительства РФ 15 июня 2006 г. № 376-19.
Другой аспект проблемы VSAT – освобождение от индивидуального лицензирования абонентских VSAT-терминалов. Пока же разрешения приходится получать на каждую станцию сети, причем и при изменении ее местоположения, и при смене оператора спутниковой емкости, и даже при аварийной замене КА на другой в той же позиции. А это время и деньги.
Больной вопрос – стоимость и надежность используемых космических ресурсов. Решение ГКРЧ № 05-07-01-001 от 04.07.05 «О выделении полос радиочастот в диапазонах 6/4 ГГц и 14/11 ГГц для земных станций спутниковой связи, работающих в спутниковых сетях "Экспресс"», лоббирующее отдельные КА отдельного оператора, позволяет этому оператору удерживать высокие цены на ресурсы более низкого качества, чем у других участников рынка. И тут даже российскому «Ямалу» исключения не сделано.
Что же касается возможности повышения энергетических и функциональных параметров будущих спутников связи и вещания, запускаемых этим оператором, то здесь, по словам первого зам. гендиректора ФГУП НИИР М.М. Симонова, мнения НИИР и ГПКС расходятся, хотя он и надеется, что консенсус будет найден. НИИР полагает, что для предоставления через КА перспективных спутниковых услуг необходимы иные параметры спутника (см. таблицу, а также «ИКС» № 1'2006, с. 42) и реализация в них технологии гибкой полезной нагрузки. Но пока национальный оператор к подобным переменам не готов.
Что делать?
Во-первых, как это ни парадоксально для нашей страны, – популяризировать спутниковую связь. О технологических достижениях, которые позволили сделать эту связь экономически эффективной, пишут редко и мало – таково мнение практически всех участников форума.
Во-вторых, по мнению советника МОКС «Интерспутник» А. Вышлова, VSAT-решения надо сделать более востребованными, повысив их привлекательность путем снижения начальных инвестиций и повышения эффективности использования.
В-третьих, с помощью общественных организаций, и прежде всего НАСС, попытаться решить процедурные и ресурсные проблемы. Исполнительный директор НП НАСС Л. Рогозин считает, что толчок этому рынку придаст заявительный порядок использования РЧC (когда использование РЧС будет предоставляться пользователю РЭС автоматически, без экспертизы РЧC-службы). Понятно, что условия использования РЧС ни в коем случае не должны приводить к созданию помех для пользователей действующих присвоений. Но экспертизу должен проводить сам заявитель, для чего ему необходим доступ к базе данных действующих присвоений и к конкретному описанию области допустимых значений условий использования планируемого присвоения. Пока же таких «привилегий» у заявителей нет.
В-четвертых, развитие отечественного производства спутникового оборудования. Эта задача затрагивалась и представителями «Газкома», и ГК НПЦ им. М.В. Хруничева, и главным конструктором ФГУП «НПЦ Вигстар» В. Перескоковым. И если первые представляли новые КА («Ямал-300» и малые КА типа KAZSAT соответственно), то В. Перескоков вел речь о принципиально новом для коммерческого применения в РФ решении: клиентском и базовом оборудовании стандартов DVB-RCS и DVB-S.2 для сетей VSAT, использующих КА c обработкой сигналов на борту*.
Есть ли надежда на лучшее будущее?
Ответ на этот вопрос многие связывают только с ВТО, но никак не с доброй волей регулятора. По общему мнению, следует проявить «инициативу снизу», чтобы привести российские регламенты и процедуры в соответствие с принятыми CEPT.
Основная идея решения конференции – создать совещательный общественно-консультативный совет по направлению «Спутниковая связь и вещание», куда должны войти специалисты и эксперты из негосударственных организаций данной отрасли, НАСС и НРА. По замыслу, совет должен обладать правами экспертизы на этапах подготовки решений и постановлений, затрагивающих область регулирования и развития рынка спутниковой связи и вещания.
Что надо сделать для упрощения регистрации VSAT-Ku
- Провести детальные исследования по анализу и возможности выделения дополнительных полос частот в Ku-диапазоне и применения к ним упрощенной процедуры совместно с научно-исследовательскими учреждениями Минобороны России, Мининформсвязи России, ФСО России, другими заинтересованными организациями и операторами спутниковой связи.
- Изучить работу ЗССС типа VSAT-Ku с современными классами излучений на базе новейших технологий (турбокодов, модуляции COFDM).
Что надо сделать для отмены индивидуального лицензирования VSAT
- Провести исследования о возможности гармонизации лицензионной деятельности.
- Разработать условия присоединения Администрации связи РФ к Решениям CEPT и утвердить их решением ГКРЧ.
- Внести необходимые изменения и дополнения в соответствующие нормативные правовые акты.
*К сожалению, формат публикации не предусматривает подробных описаний, однако надеемся познакомить с этими решениями в ближайшее время.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!