Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2006 |
Владимир ДРОЖЖИНОВ  | 01 ноября 2006 |
Совершенно секретно: стратегия развития электронной промышленности России
Задолго до упомянутого заседания Правительства РФ стратегия неоднократно включалась в повестку дня различных форумов госслужащих и предпринимателей. А 11 сентября проблемные вопросы разработки и производства отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ) для систем и комплексов военного назначения обсуждались на заседании Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ под председательством министра обороны С. Иванова, который отметил важнейшее значение ЭКБ не только для обороны страны, но и для ее экономического развития. Глава военного ведомства подчеркнул, что выпускаемая продукция неконкурентоспособна и не удовлетворяет высоким требованиям наших ученых и военных, занимающихся разработкой конечных устройств, систем и блоков.Ядро стратегии – компонентная база
С целью выхода из сложившейся ситуации правительство разработало проект подпрограммы «Развитие электронной компонентной базы» на 2007–2011 гг. в составе ФЦП «Национальная технологическая база». Подпрограмма, по заявлению С. Иванова, является ядром Стратегии развития электронной промышленности. Ее реализация позволит снизить до 50% использование импортных комплектующих в военной и специальной технике.
По информации печати, стратегия рассчитана на период до 2025 г., но уже в ближайшие 4 года позволит увеличить долю отечественных компонентов в производстве с нынешних 35% до 70%. Только на реализацию подпрограммы развития ЭКБ в эти годы чиновники просят у правительства почти 40 млрд руб. За счет стратегии ее авторы надеются восстановить научно-технический потенциал электронной отрасли и вывести ее на мировой уровень. Главная задача: в ближайшие годы обеспечить основных потребителей – автомобилестроение, авиастроение, судостроение, космос – отечественными комплектующими.
Как сообщил начальник управления по радиоэлектронной промышленности Федерального агентства по промышленности Ю. Борисов (www.rosprom.gov.ru), стратегия позволит решить задачи создания электронных паспортов и документов в России, организации работы глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и до 2015 г. перейти на цифровое ТВ. По словам Борисова, план действий по реализации стратегии, предложенный Минпромэнерго и Роспромом, приведет к увеличению объема продаж до 59 млрд руб. к 2011 г. А к 2025 г. этот показатель и вовсе составит 605 млрд руб. Объем финансирования подпрограммы «Развитие ЭКБ» из федерального бюджета, по расчетам чиновников, должен составить 38 млрд руб.
Финансирование
Остается открытым вопрос о том, как власти намерены привлекать бизнес в реализацию программ, включенных в стратегию. Сами представители электронной промышленности уже обозначили свое желание в ней участвовать. «Самая простая мера помощи правительства бизнесу в деле возрождения электронной промышленности – предоставить ему преференции в виде госзаказов и увеличить инвестиции в науку и НИОКР, – считает президент «Ситроникс» Е. Уткин. – Хотелось бы, чтобы отношения государства и бизнеса в области стратегии были обозначены более внятно».
Со своей стороны авторы стратегии намерены обеспечивать госзаказы с помощью Минобороны и просить С. Иванова в рамках ежегодных заказов предусмотреть приоритетное финансирование разработки, производства и закупки отечественных электронных компонентов. Ту же просьбу планируется адресовать Роспрому, департаментам оборонно-промышленного комплекса, промышленности и топливно-энергетического комплекса.
Впрочем, по мнению замдиректора Центра анализа стратегий и технологий К. Макиенко, возлагать особые надежды на ОПК не стоит, тем более нельзя вводить здесь какие-либо ограничения или торопить военных с покупкой российской продукции: «Это может привести к тому, что без импортной электроники вооруженный комплекс страны окажется небоеспособным». Гражданские потребители тоже не высказываются однозначно за переходна отечественную ЭКБ. По словам директора по внешним связям и корпоративным коммуникациям Мотовилихинских заводов И. Вагана, у производителей техники с использованием электроники критерий один – качество продукции, а ее «происхождение» отходит на второй план.
Главные задачи
определило сегодняшнее состояние электронной промышленности, которое следует квалифицировать как начальный период выхода из кризиса. К соответствующим мерам относятся:
- Реформирование структуры электронной промышленности, оптимизация методов и механизмов госуправления и государственночастного партнерства.
- Модернизация и развитие отраслевых электронных производств.
- Развитие сети межотраслевых и отраслевых центров проектирования микроэлектронных компонентов и СБИС типа «система-на-кристалле».
- Развитие разработок и производства радиационно стойкой ЭКБ, твердотельной СВЧ-электроники, микросистемотехники.
- Принятие мер по существенному расширению внутреннего рынка.
- Внесение предложений по изменению существующего законодательства, обеспечивающих реализацию мероприятий данной стратегии.
Это будет сделано и делается уже
Единственная возможность преодоления системного кризиса отечественной электроники – взвешенная протекционистская политика в решении структурных и технологических проблем. Результативность преодоления кризиса определит установление отношений между государством и бизнесом на принципах партнерства.
Правительства передовых государств не только инициируют и поддерживают проведение госпрограмм развития передовых технологий в интересах обеспечения военной и технологической безопасности, но и финансируют создание производств, оказывают экономические и законодательные преференции при освоении новых технологий.
Роспром принял стратегию ускоренного освоения микроэлектронных технологий нового поколения и создания межотраслевой вертикально-интегрированной системы сквозного проектирования СБИС и аппаратуры. Для решения этой основополагающей задачи развития электроники в России будет создано и модернизировано более 15 ключевых производств ЭКБ, созданы сеть из 40–50 центров проектирования СБИС типа «система-на-кристалле» и межотраслевой центр шаблонов.
Производственную базу микроэлектроники (кремниевые фабрики) предполагается реализовать как имеющие национальное значение инвестиционные проекты, финансируемые из средств Инвестиционного фонда РФ. Это должно позволить России включиться в мировую систему разделения труда и обеспечить разработку аппаратуры и систем стратегического значения на современной ЭКБ.
Реализация комплекса целевых программ, подпрограмм, инвестиционных проектов и внепрограммных мероприятий, составляющих основу предложенной стратегии, позволит восстановить научно-технический и производственно-технологический потенциал микроэлектроники и электронной отрасли и вывести ее на мировой уровень. Ожидается, что в 2011 г. объем реализации продукции электронной промышленности составит не менее 70 млрд руб. в год, а технологический уровень изделий в серийном производстве будет соответствовать 0,013–0,09 мкм. Этого достаточно для обеспечения потребностей страны, в том числе создания стратегически важных систем.
Модернизация ключевых производств электронной техники и оптимизация структуры отрасли на основе государственно-частного партнерства с одновременным созданием рыночной инфраструктуры должны обеспечить существенное улучшение экономического положения предприятий и повысить рентабельность выпускаемой продукции. С учетом высокого потенциала отечественной электронной науки можно ожидать существенного развития международного научно-технического сотрудничества и прорыва в области новых технологий. Все это позволит повысить конкурентную среду микроэлектронной и электронной техники как на внутреннем, так и на внешнем рынке и значительно укрепить обороноспособность и безопасность России.
Минпромэнерго и Минэкономразвития России (с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти) поручено подготовить предложения по проекту концепции ФЦП по развитию ЭКБ и радиоэлектроники страны на 2008–2015 гг. и представить их в марте 2007 г. в Правительство РФ.
- Под Стратегией развития электронной промышленности России разработчики понимают взаимоувязанную по целям, задачам, срокам реализации, финансовому обеспечению и господдержке совокупность федеральных целевых, отраслевых и межотраслевых программ, инвестиционных проектов и комплексов внепрограммных мероприятий технологического, экономического, организационного, законодательного, социального и экологического факторов динамичного развития систем разработки и производства современной ЭКБ для обеспечения национальной безопасности и экономического подъема всей отечественной промышленности.
- Реализация стратегии учитывает реалии нынешней экономической и технологической ситуаций в России, опирается на действующий научно-технический потенциал и законодательную базу, ставит задачи с учетом их приоритета и стратегической государственной важности. Направленность стратегии определяется важнейшими проблемами, требующими своего разрешения для обеспечения технологической, экономической и военной безопасности государства. К ним в первую очередь следует отнести существенное увеличение объемов продаж отечественной ЭКБ на внутреннем и внешнем рынках; развитие высокотехнологичных отраслей за счет создания производственно-технологического базиса нового уровня для разработки и выпуска современной ЭКБ; реализацию заданных параметров вооружения и военной техники.
- Побудительные факторы разработки и реализации стратегии – практическое отсутствие целенаправленной государственной научно-технической политики, непродуманность институционально-структурных преобразований, проведенных в последние 10 лет в электронной промышленности России, пассивность и неподготовленность государства к реформированию отрасли и обеспечению ее развития в условиях рыночных механизмов хозяйствования.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!