Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2006 |
С.В. ПЧЕЛИН  | 01 ноября 2006 |
Опасность на реках России!
В последнее время проблема обеспечения безопасности на внутренних водных путях (ВВП) России рассматривалась на самых высоких уровнях – на парламентских слушаниях Совета Федерации и Государственной думы, на заседании Морской коллегии Правительства РФ, Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, на круглом столе Минтранса России и Торгово-промышленной палаты, коллегии Минтранса и Совете Росморречфлота.Приняты хорошие решения и даны обстоятельные рекомендации, однако состояние инфраструктуры внут ренних водных путей год от года ухудшается. Можно говорить о критической ситуации с обеспечением безопасности судоходства на ВВП.
Действующие линии связи большинства бассейнов невозможно использовать для построения современных сетей на базе цифровых технологий. Береговая система связи речного транспорта создавалась в 1940–1960 гг., получила развитие в 1970–1980 гг., но к концу 80-х финансирование ее реконструкции прекратилось. Износ технических средств бассейновых сетей связи составляет от 60 до 80%. Около 75% проводных линий связи – воздушные, а почти половина кабельных – не соответствует техническим нормам и нуждается в замене. УКВ- и ПВ/КВ-радиопроводные системы построены на радиостанциях 70-х годов выпуска, которые технически и морально устарели. В результате в бассейнах не обеспечены качественные телефонная, радиотелефонная и диспетчерская связь, отсутствуют сети передачи данных, системы мониторинга гидросооружений и системы управления движением судов (за исключением участка реки Нева).
Многие судоходные компании (а их в Российской Федерации 6,5 тыс., из них почти половина – частные) вынуждены сами решать, какими средствами связи и радионавигации оснащать свои суда. Хорошо, если используемое ими радиооборудование соответствует нормативам и имеет сертификат Российского речного регистра. А если нет, то и до беды недалеко. Повсеместное использование на судах средств мобильной связи не является основным видом связи и не может гарантировать безопасность транспортного процесса.
В сибирских речных бассейнах системы дальней радиосвязи с судами базируются на сетях радиотелефонной КВ-связи с низкой пропускной способностью, не позволяющей внедрять необходимые для управления транспортным процессом современные информационные системы. Такие системы ненадежны при ионосферных возмущениях, что особенно опасно в арктических регионах, где радиосвязь парализуется порой на длительное время. С точки зрения безопасности судоходства это совершенно недопустимо – но допускается.
В настоящее время в сибирских речных бассейнах передача информации по безопасности плавания в основном осуществляетсяв сети КВ-радиосвязи в телефонном режиме, что не может гарантировать надежности и качества ее доведения до судоводителя.
Вывод о целесообразности развития систем радиосвязи на внутренних вводных путях Сибири на базе максимального использования спутниковой связи подтверждается конкретным опытом, полученным в результате модернизации системы связи и навигации флота ОАО «Енисейское речное пароходство». За основу взято оборудование спутниковой связи «Инмарсат-С», что позволило изменить систему управления флотом, обеспечить суда пароходства всей необходимой информацией по обеспечению безопасности плавания вне зависимости от местонахождения судов. В результате получен весь спектр услуг, предоставляемый «Инмарсатом» для судов и судоходных компаний. Задача была решена в рамках действующих нормативных документов.
«Инмарсат-С» является основной системой морской подвижной службы и составной частью Глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечении безопасности (ГМССБ). Процедуры и технологии ГМССБ основаны на международном опыте, отработаны многолетней практикой морского сообщества и могут соответствовать любым требованиям применительно к их использованию на внутренних водных путях. Однако практически ни один из участков ВВП с морским режимом судоходства, за исключением порта Астрахань, не оборудован береговой инфраструктурой ГМССБ.
Таким образом, инфраструктура и относящиеся к ней системы связи и навигации как основные элементы, обеспечивающие безопасность судоходства на ВВП, ни по техническому состоянию, ни по технологиям и услугам, ни по организации управления не соответствуют современным требованиям, не позволяют реализовать курс на интеграцию речного транспорта РФ в международную транспортную систему и нуждаются в коренной модернизации. Только при условии должного финансирования комплексная система электросвязи внутреннего водного транспорта будет соответствовать современному технологическому уровню, организационно и технически будет готова решать задачи обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путяхи управления основной деятельностью внутреннего водного транспорта. Общий объем необходимого финансирования на 2006 г. составляет 199,3 млн руб. В 2005 г. было выделено всего 8,0 млн руб., а в 2006 г. – 20,0 млн руб. (только на реконструкцию технологической связи и СУДС Волго-Балтийского водного пути).
От редакции. Как показало экспресс-исследование «ИКС», на транспортных магистралях России существует явный дисбаланс в развитии информационных технологий. Если хотите, информационный разрыв, подобный цифровому разрыву в социуме. Одни строят интегрированные информационные системы, вкладывают в ИТ 15 млрд руб. в год. Другие – латают дыры сквозной инфраструктуры, довольствуясь 20 млн руб. и не помышляя об ИТ.
Вряд ли кто будет спорить, что сила транспортного кулака России, объединяющего пять пальцев – пять видов транспорта (железнодорожный, речной, морской, автомобильный и авиа), – в ИТ-единстве. И если проблема эта государственная, более того – геополитическая, то «бедных родственников» здесь быть не должно.
ИТ-единый, вынесенный в заголовок темы номера, – сущность абстрактная, но подразумевающая общую идеологию развития транспортных коридоров России.
А вы как думаете?
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!