Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 6 2006 |
Наталия КИЙ  | 01 июня 2006 |
Время искать тренды
Почему настало время ребрендинга?Думается, причин тому несколько. Прежде формальные – они проще и лежат на поверхности. С начала рыночных отношений в России и формирования телекоммуникационного и ИТ-рынка прошло полтора десятка лет. За это время родились, сформировались и возмужали десятки и сотни новых компаний, маленькие стали большими, неизвестные марки – знаменитыми, большие «скушали» малых, старые ослабели и стали (или становятся) частью новых. Вступив в пору зрелости, укрупнившись, многие ощутили потребность в смене имиджа, «фамилии» или присоединении к имени «отчества». Процесс естественный и закономерный как по человеческим, так и по «компанейским» меркам.
Без сомнения, свою лепту в охоту к перемене имен и имиджа внес и процесс консолидации на уровне компаний (см. «ИКС» № 5'2006, с. 75), интеграции – на уровне бизнесов, конвергенции – на уровне технологий.
Даже закоренелые технари признают усиление роли маркетинга в бизнесе и развитии компаний: мол, как корабль назовешь, так он и поплывет. И готовы перевернуть пирамиду приоритетов «технологии–экономика–маркетинг» с ног на голову или, если угодно, с головы на ноги. Недаром же команды продавцов становятся все многочисленнее, а звание маркетолога – более гордым. Более того – успешный, а вернее, талантливый маркетинг все чаще является залогом успеха компании, особенно в условиях унификации услуг и стандартизации оборудования. Возьмем для примера хоть сотовый бизнес: услуги одинаковые, тарифы близкие, сети похожие. На чем строить конкуренцию? На рекламе и маркетинговых ходах, разумеется.
Однако у ребрендинга всех видов есть и более глубинные причины. Где происходит ребрендинг? Там, где конкуренция, где рынок близок к насыщению – сетевым оборудованием, услугами мобильной связи, IP-телефонии, доступа в Интернет (последнее явление наблюдается лишь в самых крупных городах России). Вряд ли какого-либо исторического оператора в Сибири или северных районах занимает мысль о смене торговой марки – проникновение обычной телефонной связи повысить бы. Ребрендинг – признак гиперконкуренции, выражающейся не только в соперничестве «подобного с подобным», но и в противоборстве отрядов: мобильного – с проводным и одновременно фиксированным радиодоступом, традиционного телефонного – с интернет-протокольным, эфирного – с кабельным.
Когда происходит ребрендинг? Просится ответ – на пике роста, когда его количество переходит в качество продукции и бизнеса. Ан нет. В нашем случае (думается, и во многих других) дело обстоит иначе. Ребрендинг происходит тогда, когда компания и рынок нуждаются в новых резервах и стимулах, новых территориях сбыта (географических и потребительских). Как известно, в 2005 г. статистика зарегистрировала снижение темпов роста отрасли связи и ИТ практически во всех подотраслях, и в первую очередь в сотовой связи (подробнее см. «ИКС» № 4'2006, с. 8–9). В мобильном секторе, прежде вносившем основной вклад в «ростовые» показатели, этот факт однозначно трактуется как сигнал о насыщении и зрелости рынка и как следующий за ним вопрос: куда двигаться дальше? В фиксированном секторе о насыщении можно говорить только в крупных городах и деловых районах, но пик проникновения, за которым следует снижение числа голосовых линий, близок (от 29,5% в среднем по России его отделяет не более 10%). Драйвером отрасли в целом и фиксированного сектора в частности признается Интернет в его широкополосной ипостаси – здесь в основном на просторах России поле вспахано лишь небольшими островками. Иными словами, на горизонте забрезжила стагнация. Как ее избежать?
Пару лет назад была сделана ставка на VAS как новый источник прибыли и повышения ARPU и у мобильных, и у фиксированных операторов. Наполеоновские планы не оправдали ожиданий: доля дополнительных услуг в доходах мобильных операторов оценивается в 13–14% (подробнее см. «ИКС» № 5'2006, с. 89), а у традиционных фиксированных – менее 10%. VAS по-прежнему остаются резервом, рынку прогнозируется рост, но блицкрига не вышло.
Таким образом, ребрендинг на данном этапе можно рассматривать как попытку, во-первых, всколыхнуть ситуацию на рынке (и со стороны спроса, и со стороны конкурентного предложения), а во-вторых – выработать новую бизнес-стратегию и инновационную модель делового поведения, нащупать новые тренды, русла, куда бы могла сначала просочиться, а потом и хлынуть мощным потоком деловая активность, напоенная живой водой спроса. Рынок находится в замешательстве и поиске новых направлений роста, он нуждается в инновационных вливаниях – не столько технологических, сколько менеджментских, стратегических
Ab ovo
Если бы не искушенный в российской связи человек пришел на выставку «СвязьЭкспокомм» года 2005-го и 2006-го и задумал на основе увиденного составить представление о рынке, то решил бы, что на операторском поле правит бал один телекоммуникационный холдинг вместо четырех – «Система Телеком». Ряды операторов на ведущем смотре отрасли редеют год от года. И во второй декаде мая 2006 г. Экспоцентр явил миру полдюжины поставщиков услуг «Системы» и около десятка других операторских компаний, в большинстве своем не сопоставимых с ними по размерам бизнеса.
ЗАО «Система телекоммуникаций, информатики и связи», дочерняя компания АФК «Система», умело использует это обстоятельство в маркетинговых целях. В нынешнем году открытие 18-й международной выставки «Связь-Экспокомм-2006» совпало по времени с открытием объединенного стенда «Системы Телеком», где и было объявлено о сквозном брендинге, беспрецедентном для России и хорошо вписывающемся в международную практику. За мировые образцы были взяты семейства брендов Deutsche Telekom, British Telecom, France Telecom и заявлена цель – трансформация операторов в глобальные транснациональные компании, переход от консолидации разных активов к построению многопрофильной группы на единой технологической, управленческой и коммуникативной основе. Стратегия – интеграция, консолидация, синергия.
Обладателями единого бренда стали как сама управляющая компания, так и ее «дочки» – МТС, «Комстар-ОТС», МГТС, «МТУ-Интел» (с июня – ЗАО «Стрим»). Необъявленным остался ребрендинг «Голден Лайн», однако новым символом компания уже обзавелась: он-то и венчал экспозиционную верхушку ее стенда. «Неожиданно быстро отреагировала на новый бренд, не успели включить в список», – объяснили в «Системе Телеком» отсутствие «Голден Лайн» в первой ребрендинговой пятерке. Держащаяся в холдинге особняком, «Голден Лайн» и в выставочной экспозиции «Системы Телеком» заняла в прямом смысле слова собственную нишу в желтых тонах.
Новым символом «системных» операторов стало яйцо, а за каждой из компаний закреплен свой цвет, отражающий ее позиционирование на рынке: у «Системы Телеком» – технологичный серый, у МТС – лидирующий и агрессивный красный, у «Стрима» («МТУ-Интел») – молодой и активный светло-зеленый, у МГТС – исторический для сети ярко-синий, у «Комстара» – стабильный и надежный темно-синий. Как признались руководители компаний, цвета делили по взаимной договоренности и согласию. А новый бренд отражает принадлежность к группе и индивидуальность каждой компании, оставляя цветовые и графические возможности для появления новых бизнесов.
«Цель поставили акционеры. Бренд должен демонстрировать ясное видение того, каково будущее группы компаний. Наша цель – стать ведущей телекоммуникационной группой национального масштаба, предоставляющей услуги всем жителям страны», – заявил гендиректор ЗАО «Система Телеком» С.Д. Щебетов.
Ребрендинг, затраты на разработку которого составили $4 млн (вместе с расходами на его презентацию на выставке), – один из шагов «Системы Телеком» в ответ на требование акционеров повысить капитализацию компании с нынешних $13 млрд до $20 млрд. Разработкой нового бренда, в ходе которого было рассмотрено 250 вариантов дизайна, занималась международная команда Wolff Olins. В ее активе – создание брендов для Orange, BT, Movistar, Vivo, Indesit, «Альфа-банк экспресс»», а также авторство недавнего ребрендинга «Билайна». Так что, по словам Щебетова, «Система Телеком» теперь носит «клеймо компании мирового уровня».
Новый символ позволит перейти от предложений на рынке услуг отдельных компаний к предложениям в рамках группы, он будет общим и единым как для России и СНГ (в настоящее время решается вопрос о ребрендинге UMC на Украине), так и для других стран, где собираются работать операторы холдинга.
«Ничто на земле не напоминает яйцо, кроме яйца» – по мнению С.Д. Щебетова, новый бренд в виде близкого любому народу и любой национальной культуре яйца означает одновременно «объединение, надежность, доверие, совершенство, новизну и ожидание чуда». На пресс-конферен ции, посвященной новому визуальному образу холдинга, вспоминали религиозные символы, галлюцинации сюрреализма и поверья древних народов (например, по индийскому преданию мир зародился из яйца, в котором находился Брахма). В новом образе каждый увидит свое, однако амбиции, гордыня и претензии на культовость налицо. Впрочем, для массового рынка яйцо может оказаться демократичным юмористическим знаком (в таком виде он уже реализован в ТВ-рекламе), а журналистам даст повод поупражняться в остроумии – симпатичных ассоциаций оно рождает массу, от яичницы до курятника. Наверное, так и задумывалось – всем сестрам по серьгам.
Следующим в очереди на обретение яйца и цвета стоит «Межрегиональный ТранзитТелеком», идут переговоры с совладельцами «Скай Линк». По словам С.Д. Щебетова, «вопрос ребрендинга отделен от вопросов собственности» и изменения последней не предполагает. При этом «Система» ведет переговоры со «Связьинвестом» о покупке принадлежащего ему пакета акций МГТС. У «Системы Телеком» есть намерение придать единый визуальный образ всем членам холдинга, получат компании и новые слоганы. История первого сквозного ребрендинга в России началась с самого главного «системного» актива – МТС, летом изменения коснутся «Стрима», а осенью придет время МГТС и «Комстар-ОТС».
Унификация визуальных образов, разумеется, не может не ущемлять индивидуальных интересов компаний и пройти безболезненно, в едином порыве. Однако ребрендинг «Системы Телеком» – проявление логичного поиска ресурсов развития и экономии в интеграции разных уровней и единой технической политики, а в итоге – выполнение требования акционеров о росте капитализации.
Год назад центростремительное движение «Системы Телеком» выразилось в презентации проекта «Единая точка доступа», в соответствии с которым клиент должен был получить один вход в сервисы разных операторов и один счет, а также заказывать, оплачивать и управлять набором сервисов на специальном информационно-платежном интернет-портале с идентификатором доступа и другими персональными системами. Единым платежным средством должен был стать комплект пластиковых карт (см. «ИКС» № 6’2005, с. 25–26). Не получилось (как, по большому счету, и с контент-доминантой прошлого года i-mode): о единой точке доступа в качестве магистральной идеи постарались забыть – она объявилась лишь в связи с концепцией нового инновационного центра.
Еще одна примета того, что крупные компании в некоем замешательстве оглядывают рынок в поиске новых трендов, –
Интеллектуальная разведка.
в которую отправляется «Система Телеком», в день открытия выставки объявившая о создании Научно-технического инновационного центра (НТИЦ) на базе дочернего предприятия ОАО НТП «Интеллект Телеком» (работает с 1999 г.). Гиперконкуренция и усиление значения инновационности компаний – две причины, вызвавшие к жизни центр компетенции, основная задача которого – разработка и развитие консолидированной корпоративной инновационной стратегии членов холдинга.
«Работа НТИЦ будет иметь революционное значение для всей «Системы». Конечно, не с завтрашнего дня, но в трехлетний период мы порадуем революционными открытиями в телекоммуникационном бизнесе», – заявил Д.Г. Муратов, вице-президент по инновациям материнской АФК «Система».
«Просто реализовать товар и услуги уже практически невозможно – слишком много вызовов рынка. Избрать стратегию, которая будет преобразована в тактику операторских компаний, – такова задача НТИЦ. Необходимость снижения издержек, улучшения существующих продуктов и услуг, создание нового бизнеса определяют направление инновационной деятельности», – говорит гендиректор НТИЦ А.П. Вронец, ранее занимавший пост вице-президента ЗАО «Система Телеком». Он называет три составляющие конкурентоспособной компании, которые могут быть реализованы через инновации: снижение издержек, улучшение существующего бизнеса, создание нового бизнеса.
НТИЦ будет выполнять роль интеллектуальной разведки в бизнесе холдинга и генератора идей. «Наша основная задача – увидеть бизнес на 3–5 лет вперед и ответить на вопрос: что вы увидите на стенде выставки через те же 3–5 лет?» – комментирует А.П. Вронец.
От отдельных инноваций отдельных компаний «Система Телеком» переходит к интеграционным проектам, которых до конца года должно быть в разработке от 4 до 6, а численность персонала НТИЦ составит 80–100 человек. Среди его заказчиков будут не только компании «Системы Телеком», но и внешние клиенты (в качестве аналога рассматривается подобный центр в Deutsche Telekom, где 30% продаж приходится на внутренних клиентов и 70% – на внешних).
По мнению руководства «Системы Телеком», все упирается в CAPEX, для снижения которого требуется унификация технической политики (к примеру, строить не пять интеллектуальных сетей, а одну). Разумеется, центр сосредоточится на технологиях, объединяющих ресурсы, например пластиковый роуминг между клиентами МТС и «Скай Линк», FMC, VoIP, triple play, RSP, единый номер. К слову, эти технологии и услуги стали основными трендами выставки «Связь-Экспокомм-2006».
Чем наполнить новый бренд? – интеграционными проектами,
и оба – на базе «Комстар-ОТС», подтверждающего выставочные впечатления прошлого года как о ядре интеграционных процессов в холдинге (см. «ИКС» № 6’2005, с. 26–28). Как известно, осенью 2005 г. под торговой маркой «Комстар-ОТС» объединились контрольные пакеты акций «МТУ-Интел» и МГТС (помимо «Телмоса» и «МТУ-Информ», вошедших в состав «Комстара» два года назад).
«Комстар» и МТС объединяют Wi-Fi-потенциал
На выставке МТС и «Комстар-ОТС» объявили о запуске первого в России сервиса SMS-аутентификации, обеспечивающего возможность оплаты пользователем Wi-Fi-услуг со своего абонентского счета у мобильного оператора. Организован WLAN-роуминг между сетями хот-спотов «Комстара» и МТС. Теперь оплатить услуги Wi-Fi можно с лицевого счета в компании МТС в хот-спотах как «Комстар-ОТС», так и МТС.
Сегодня на базе WLAN-роуминга объединены 80 точек беспроводного доступа Wi-Fi МТС и 70 хот-спотов сети «Комстара», что делает ее одной из крупнейших публичных сетей доступа в Москве. Объединенная сеть будет иметь бренд МТС. До конца года добавится 100 новых точек доступа, а также будут установлены 200 Wi-Fi-таксофонов МГТС (производства Siemens). Услуги могут быть интересны не только частным, но и корпоративным клиентам обеих компаний.
«Мы определяем видение, и «Комстар» строит нам точки, где они нужны», – обозначил диспозиции партнерства С. Иревли, начальник отдела развития продуктов МТС. Сотовый оператор отвечает за рекламу и продвижение этих «дополнительных конвергентных услуг», определяет тарифную политику.
«Комстар» занимается технической стороной проекта, он выполнил основные работы по организации SMSаутентификации, создал внутрисетевой биллинг. «Комстар» же обеспечивает совмещение сетей, доступ в Интернет, техническую поддержку пользователя и выпуск карт экспресс-оплаты. По словам Д. Коровина, руководителя проекта Wi-Fi Comstar, «Комстар» планирует инвестировать в Wi-Fi в течение нескольких лет $3 млн и новый проект, вступающий в коммерческую эксплуатацию сразу после выставки, не потребует от оператора новых затрат.
Затраты клиентов будут следующими: час работы в сети обойдется в $5, два часа – в $10 (соответственно короткие номера для SMS-сообщений 1106 и1107, пока работающие только в Москве). Тарифы не предусматривают включение роуминговых надбавок.
«Стрим» пойдет в регионы по следам «Комстара»
Началась реализация проекта по выводу услуг широкополосного доступа (торговая марка «Стрим Интернет») и платного телевидения («Стрим ТВ»), локализованных в Москве, на региональный уровень. Оказание услуг «Стрим» планируется уже в этом году на базе дочерних компаний и филиалов «Комстар-ОТС».
Таким образом, выстраивается линейка продуктов «Стрим Интернет», «Стрим ТВ» и «Стрим Бизнес» (заменит «Точку Ру») для предоставления услуг широкополосного доступа группы компаний «Комстар-ОТС». Массовые продажи будут сконцентрированы под маркой «Стрим», а «Комстар» сосредоточится на работе с корпоративным сегментом. С мая с.г. «МТУ-Интел» начинает самостоятельную дистрибуцию и реализацию карт Comstar Dial Public.
Как сообщил гендиректор «Комстар-ОТС» С.В. Рабовский, будут созданы три опытные зоны – в Сочи, Тюмени и Московской области, которые дадут ответ на вопрос: сколько это стоит, кем и как востребовано? В Сочи, Тольятти и Саратове «Стрим» будет работать на сетях радиодоступа в диапазоне 5 ГГц, что при вхождении в регион ограждает от зависимости от местных операторов. «Мы будем «укладывать» «Стрим» в существующие в регионах технологии любым способом», – сказал Рабовский, имея в виду широкий спектр технологий, от ADSL до оптического доступа, от MMDS до WiMAX. Со второго полугодия 2006 г. в Тюменском регионе на базе дочерней компании «Комстар-ОТС» «Тюменнефтегазсвязь» (55 тыс. абонентов, в том числе и ADSL) начнется предоставление услуг «Стрим Интернет», а в следующем году – «Стрим ТВ». Инвестиции в широкополосный доступ в Тюмени в 2006–2007 гг. составят $3,5 млн. По словам гендиректора «МТУ-Интел» Г.Г. Новицкого, есть планы выхода «Стрима» в Санкт-Петербург.
В соответствии с бизнес-планом к началу 2007 г. «Стрим» будет иметь не менее 400 тыс. абонентов, а «Стрим-ТВ» – не менее 60 тыс. зрителей. В настоящее время эти цифры соответственно 300 тыс. и 17 тыс. абонентов. ARPU клиента «Стрим-ТВ» составляет $28. Развитие бренда «Стрим» связывают с развитием дополнительных сервисов (игры, фото, хостинг, собственный контент), созданием сети продаж в каждом районе Москвы и предоставлением сервиса VoD на «Стрим ТВ».
Искусство интеграции
«По регионам идет «Комстар», мы только предоставляем услуги на этих сетях», – подчеркивает Г.Г. Новицкий. «Интеграция приобретенных компаний – это управленческое искусство», – считает С.В. Рабовский, подразумевая проблемы, с которыми сталкивались в процессе региональной экспансии сотовые операторы. Теперь это проблемы «Комстара». До конца года компания планирует завершить преобразование приобретенных региональных операторов в собственные филиалы. На базе предприятий «Конверсия Связь» и «ТК Оверта» будет сформирован саратовский филиал. Будет осуществлено объединение компаний «Контраст Телеком» и «Юнител» и интеграция их бизнеса в структуру Московского областного филиала. Подмосковье для «Комстара» – приоритетный регион, где в 2007 г. компания намерена иметь 100%-ное покрытие по доступу. «Мы наблюдаем, как бизнес из Москвы движется в область. И спрос на услуги тоже», – говорит С.В. Рабовский.
У «Комстара» есть виды на Украину: по крайней мере, по словам С.В. Рабовского, будет уделено внимание одесскому филиалу «ТВТ-Украина», а затем и городам с высокой концентрацией капитала – Киеву, Харькову, Львову (здесь будут использованы две тактики – приобретение сетей и строительство новых).
Финансовые результаты «Комстар-ОТС» пока считает по сегментам – традиционному (читай – МГТС) и альтернативному (все остальные компании). Рост доходов в альтернативном сегменте (32%) обеспечен в основном предоставлением услуг «Стрим». Увеличение доходов в сегменте традиционной связи на 33% гендиректор ОАО «МГТС» А.В. Гольцов объясняет двумя факторами: ростом регулируемых тарифов (44%) и внедрением новых услуг, прежде всего широкополосного доступа, совместно с «МТУ-Интел» (56%). Кроме того, называется прекращение с 2005 г. отчислений в фонды социальной защиты. В целом же доходы объединенной компании возросли на 31% и составили $907 млн, чистая прибыль увеличилась на 39% – до $105,9 млн.
Планы развития С.В. Рабовский связывает с дальнейшим операционным объединением «Стрима» («МТУ-Интел»), МГТС и «Комстара», созданием корпоративного центра управления для оптимизации деятельности группы, «рассматривая «Комстар» как комплексного поставщика услуг связи triple play на федеральном уровне».
Стратегия развития МГТС базируется на услугах широкополосного доступа, контент-услугах, услугах FMC. Капвложения в 2006 г. составят $294 млн. С 2007 г. начнется реконструкция сети исключительно на основе систем пакетной коммутации, с 2008-го – эксплуатация единой для МГТС и «Комстара» NGN. Единый центр технического развития в 5-летней перспективе должен сэкономить $13,4 млн.
В МТС продолжатся перемены
– не только внешние, но и внутренние, до выставки выразившиеся в радикальной смене топ-менеждмента.
«Стратегию компании можно обозначить как интегрированная телекоммуникационная услуга, – говорит временно исполняющий обязанности президента МТС Л.А. Меламед, который вскоре будет утвержден в должности главы компании. – Наш новый символ – простая форма со сложным содержанием. Совершенство в простоте – самая важная часть образа яйца». Вчерашний бренд МТС Л.А. Меламед характеризует как «престижный, высокомерный и монументальный, большой и агрессивный». Новый – стремится к простоте и философичности.
МТС предстоит переход от экстенсивного развития к интенсивному. Политика компании – создание специализированных продуктов и тарифных планов, ориентированных на сегментированный рынок пользователей. «Сегодня клиент является экстравертом – его интересует не только он сам, но и мир вокруг него», – считает Л.А. Меламед.
Замена бренда – риск для оператора. Как сделать его оправданным? На выставке МТС представила интегрированные интерактивные услуги i-mode, Good`OK, «МТС-инфо», новые web- и WAP-порталы, новые возможности на основе услуг передачи данных. И настойчиво напоминает, что все это просто, как яйцо, что есть мобильный и интернет-помощник, что телефонный разговор – всего лишь одна из многочисленных услуг, среди которых GPRS, EDGE и мобильный офис, информационно-поисковые WAP-порталы, WAP-доступ к электронной почте, сайты информационных агентств. Новые цепочки услуг и возможностей появятся в ближайшие дни и месяцы.
В первой декаде июня ожидается обновление работы МТС. На рубеже III и IV кварталов возможно появление рублевых тарифов МТС по примеру конкурентов – «МегаФона» и «Билайна'BB. Но это решение, говорит глава компании, еще предстоит утвердить.
Вне имиджевых преобразований
пока остается «Скай Линк», но поиски новых услуг не оставляет: первым в мире среди операторов стандарта IMT-MC450 запустил в опытную эксплуатацию сервис MMS. Поставщиком MMS-платформы является Comverse, специализирующийся на поставках ПО и систем для мультимедийных услуг на сетях сотовой связи. Клиентское MMS-приложение поставила компания G5 Holdings, разработчик ПО для платформы BREW.
Опробовать услугу MMS, преодолевающую технические ограничения SMS, можно было прямо на стенде «Скай Линк» в Экспоцентре и отправить мультимедийное сообщение не только абоненту «Скай Линк», но и МТС.
По словам заместителя гендиректора по коммерции ЗАО «Скай Линк» Д. Александрова, за услугу будет назначена вполне рыночная цена (делать ее слишком высокой, в силу эксклюзивности, посчитали не нужным). А компания будет стремиться к 30–35%-ной доле мультимедийных услуг в ARPU – именно такая картина в структуре ежемесячных доходов от абонента у зарубежных операторов. В настоящее время на долю неголосовых услуг в ARPU скайлинковского абонента приходится 10–12%. По информации гендиректора «Скай ЛинкМосква» В.Е. Гузеева, за I квартал 2006 г. рост абонентской базы высокоскоростного сервиса Sky Turbo, запущенного осенью 2005 г. и имеющего сегодня 10 тыс. абонентов в Москве и Петербурге, составил 7%, а рост трафика – более 30%.
Передача MMS-сообщений будет возможна на терминалах, поддерживающих платформу BREW. Готовятся к продаже семь терминалов, некоторые из них не имеют фотокамеры, но все же позволяют обмениваться MMS’ками, например, «сдобренными» смайликами.
SkyPoint коммерциализируется
Верный традициям, «Скай Линк» представил очередную версию своей сервисной платформы SkyPoint на очередной специализированной выставке.
«Версия для региональных компаний» – так коротко охарактеризовал продукт В.А. Шибин, заместитель гендиректора ЗАО «Скай Линк», имея в виду запущенный 3 марта с.г. SkyPoint в Новосибирске, ближайшие планы по Санкт-Петербургу и т.д.
Третья версия сервисного портала пополнилась новой версией web-клиента и web-клиентом для PDA.
Пожалуй, самое важное, что в формате SkyPoint появилось решение для корпоративных клиентов «Корпоративный администратор». Таким образом, SkyPoint, ранее ориентированный на физических лиц, сделал первый шаг к корпоративным клиентам. И первый шаг к коммерциализации сервиса: по словам В.А. Шибина, «Корпоративный администратор» будет платным для абонента. По сей день SkyPoint рассматривается «Скай Линком» как конкурентное преимущество перед ISP, источник косвенных доходов и средство обеспечения лояльности абонентов. Еще одним направлением продвижения SkyPoint к корпоративным клиентам станет создание на его базе и с его помощью бизнес-групп.
В третью версию SkyPoint включена новая функция «диктофон» (аналог услуги RBT в сетях GSM): можно надиктовать текст для приветствия вызывающего абонента, следующий шаг – «мелодии по вызову».
Одно из направлений развития SkyPoint – создание базы данных контента с возможностью доступа к ней не только с мобильного телефона, но и с ПК. «Абонент получает доступ к списку информационно-справочной литературы, доступ к информации, возможность получить ее за минимальные деньги», – комментирует В.А. Шибин, называя SkyPoint «моделью инфокоммуникаций 21-го века» (подробнее о SkyPoint см. «ИКС» № 5'2006, с. 54–58).
В настоящее время, по данным «Скай Линк», у SkyPoint 30 тыс. пользователей с ежемесячным приростом в 2 тыс. С начала марта в Новосибирске появилось 300 приверженцев бесплатного сервиса.
Ниша ограничена терминалами
«Скай Линк», с одной стороны, скромничает, не делая портал SkyPoint коммерческим, а с другой – экономит на его рекламе, прибегая к ней при случае, каковым оказывается очередная выставка. Как недорогой, но рисковый рекламный инструмент можно рассматривать и открытое тестирование услуги скоростной передачи данных Sky Turbo, реализованной на сети «Скай Линк» на базе технологии 1x EV-DO. В проекте «Мобильный мегаполис», первые итоги которого были представлены на выставке, участвуют информационное агентство «Мобильный форум» и производитель сетевого оборудования Lucent Technologies. Будет проведено 8 потребительских тестов в Москве и Санкт-Петербурге. Предмет тестирования – скорость и качество передачи данных в режиме Sky Turbo в повседневных условиях. В ходе тестирования предполагается скачивание трейлеров кинофильмов в фойе кинотеатров, в движущемся автомобиле, просмотр ТВ- и видеопрограмм в реальном времени, демонстрация доступа к сети Интернет с КПК через Bluetooth.
Первый тест был проведен 30 апреля с.г. в киноконцертном зале «Пушкинский». Использовался пока единственный на рынке телефон с поддержкой EV-DO Ubiquam U-300, подключенный к ноутбуку Fujitsu–Siemens. Передавался большой объем информации – около 50 Мбайт. По данным «Мобильного форума», тест прошел без ошибок, средняя скорость составляла около 90 кбит/с с пиковым значением 103 кбит/с. По словам директора по продажам Lucent в России и СНГ Л. Платонова, в его компании идет свой эксперимент: тестируется EV-DO в виде услуги Sky Turbo в качестве инструмента корпоративного общения и будет предпринята попытка подсчитать экономический эффект его применения.
Однако ни одна, даже самая массированная рекламная атака, не сделает довольным клиента, выбор высокоскоростных терминалов с поддержкой технологии EVDO которого ограничен одним аппаратом Ubiquam, а связь CDMA-450 в целом – всего двумя десятками дорогих трубок от шести производителей (Pantech, AnyDATA, Huawei Technologies, Ubiquam, CMOTech, Daewoo).
По информации «ИКС», на ограниченный рынок терминалов стандарта IMTMC-450 выходит известный корейский производитель мобильных трубок LG (об этом было заявлено на майском заседании рабочей группы по терминальному оборудованию сетей стандарта IMT-MC450, организованном IA450 совместно со «Скай Линком» и Qualcomm). Еще одна терминальная новость, озвученная на выставке гендиректором «Дельты Телеком» Г.З. Голантом, – появление на рынке до конца года двухмодового аппарата CDMA-450/GSM.
Тестер БС E7495B (новинка Agilent Technologies)
– комплексный прибор, объединяющий возможности анализатора антенно-фидерных трактов, анализатора спектра, измерителя мощности, генератора сигналов и анализатора цифровых трактов Е1. Он поддерживает практически все стандарты сотовой связи 2-го и 3-го поколений, включая GSM, CDMA, WCDMA, 1x EV-DO. Последняя модель работает и в сетях IMT-MC-450, и HSDPA. Цена устройства в базовой конфигурации – от $18 тыс.
Известная российским операторам система анализа и оптимизации зон покрытия сотовых сетей Е6474A, интегрированная с системой тестирования качества речи и видео, расширила список поддерживаемых стандартов, который теперь включает и набирающий популярность HSDPA.
В июне на рынке появится новая, 10-я версия, ПО. Она будет иметь расширенную функциональность, улучшенное быстродействие и встроенную поддержку MapInfo. Аппаратное обеспечение данной системы обогатится 4-диапазонным ресивером с четырьмя независимыми каналами, каждый из которых на порядок более быстродействующий, чем выпускаемые сегодня цифровые приемники. Один из этих диапазонов предназначен для IMTMC-450. Базовая стоимость зависит от конфигурации, отсчет начинается с $8 тыс.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!