Rambler's Top100
Статьи ИКС № 6 2006
Лилия ПАВЛОВА  01 июня 2006

Транспорт на пути к ИТ-единству

Задача номер один – ИТ-интеграция

Транспортные возможности России, наряду с природными ресурсами и географическим положением, – конкурентное преимущество нашей страны, по территории которой проходят три общеевропейских и целый ряд международных транспортных коридоров. Повышение их привлекательности – задача государственная, поскольку экспорт транспортных услуг становится важной составляющей валового национального продукта. Решить эту задачу, подчеркнул замминистра транспорта России А.С. Мишарин, можно, только создав единое инфокоммуникационное пространство на базе современных ИТ-инфраструктур разных видов транспорта.

Единое инфокоммуникационное пространство должно обеспечить информационное взаимодействие отдельных видов транспорта при интермодальных и мультимодальных перевозках, мониторинг состояния безопасности на транспорте и применение новых логистических технологий на основе системы электронного документооборота. «Однако сегодня технологическая дезинтеграция между видами транспорта во многом остается нерешенной задачей», – констатировал замминистра.

На решение этой проблемы нацелены многочисленные инициативы РЖД и «Компании ТрансТелеКом». Как отметил президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, основные проблемы информационного взаимодействия участников транспортного комплекса связаны с недостатками планирования и управления смешанными международными перевозками на всем пути «от двери до двери»; с низким уровнем стандартизации и унификации перевозочных документов участников логистических цепочек («Даже внутри страны мы не можем договориться, как должна выглядеть единая накладная, а с зарубежными партнерами это еще сложнее»); со слабой интеграцией с международной информационной средой и недостаточным использованием мирового опыта в реализации логистических принципов своей деятельности. По мнению В.И. Якунина, только переход на новую информационную модель управления позволит решить технологические проблемы координации участников транспортной системы России и организовать полноценную работу транспорта, причем в процессе должны быть задействованы все заинтересованные стороны – от Минтранса РФ до владельцев складских терминалов и грузовладельцев.

Новая информационная модель управления, предложенная ОАО «РЖД», должна иметь прозрачные каналы управления и обратной связи, а также единые для всех участников соглашений правила при выполнении и информационном описании бизнеспроцессов. Это достигается созданием единой информационной среды, где бы согласованно функционировали управляющие подсистемы всех заинтересованных субъектов. В состав информационной среды входят: единая сопряженная телекоммуникационная сеть, единые информационные протоколы и программно-технические средства взаимодействия участников транспортного комплекса; общедоступное для всех участников единое информационное обеспечение, включающее портал услуг и консультаций. С инициативой создания такого портала выступил ТТК.

Фундамент виртуального дома для транспорта России

– информационно-аналитического портала www.rostransnadzor.ru – закладывается в этом году «Компанией ТрансТелеКом» совместно с Ространснадзором. Главная идея проекта – предоставить транспортным ревизорам возможность «видеть» любой транспортный объект в любой момент. Это позволит эффективно контролировать их деятельность, выявлять узкие места на транспорте, вести статистику и анализировать данные о просроченных лицензиях и чрезвычайных происшествиях. Однако, как сообщил президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» С.В. Липатов, использование ИТ транспортными инспекторами в целях повышения безопасности на транспорте – «лишь часть работы и начало пути: в проекте мы попытались создать универсальный инструментарий, позволяющий интегрировать ИС всех видов транспорта, построив таким образом основу единого информационного пространства на транспорте страны и сформировав принципы создания информационного портала telecomtrans.com».

Следование этим принципам должно существенно сократить время перевозочного процесса, состоящего из трех этапов (построение логистической цепочки, заключение контракта, собственно перевозка как процесс физического перемещения груза). Именно на первых двух этапах, когда груз находится без движения, происходят большие временны’е задержки его перевозки (в частности, по данным ОАО «РЖД», изза длительного оформления перевозочных документов средняя скорость железнодорожной перевозки контейнера между Санкт-Петербургом и Москвой составляет всего 4 (!) км/час). Что же предлагает «ТрансТелеКом»? Во-первых, повысить эффективность работы экспедиторов, автоматизировав процессы построения логистических цепочек. Реализовать идею позволит портал telecomtrans.com, представляющий собой «единое окно», где можно будет получить полную информацию о транспортном рынке. Через портал любая транспортная компания сможет внести коммерческие предложения рынку, а любой экспедитор – найти их в автоматизированном режиме. При этом они будут автоматически проходить через «сеть фильтров» различных нормативных справочников (например, через БД информационно-аналитического портала rostransnadzor.ru, где транспортные инспекторы опубликуют «черные списки» перевозчиков, лишенных лицензий). По мнению президента ТТК, портал telecomtrans.com должен стать виртуальной биржей информационных услуг на транспорте, а также формулой, которая с помощью специальных интерфейсов обмена данными будет успешно интегрироваться в АСУ различных транспортных компаний.

Для второго этапа предлагается внедрение юридически значимого электронного документооборота. На третьем этапе тоже есть немалые резервы повышения эффективности за счет внедрения ИТ. К примеру, значительно тормозят процессы международных перевозок таможенные барьеры. Для сокращения времени пересечения границы ТТК совместно с руководством секретариата Евроазиатского экономического сообщества и ФТС РФ уже прорабатывает технологии предварительного таможенного декларирования.

«Формируя основы информационных ресурсов в порталах rostransnadzor.ru и telecomtrans.com, которые, по сути, представляют собой два сегмента – государственный и коммерческий, мы закладываем базу единого информационного ресурса транспортной системы России, – говорит С.В. Липатов. – Таким образом, можно сказать, что в инфокоммуникационной плоскости положено начало решению триединой задачи транспортной системы России, которая связана с безопасностью, эффективностью и интеграцией».

***


Очевидно, что ИТ-интеграция разных видов транспорта России столь же неизбежна, сколь и сложна. Можно вспомнить, что еще в 2002 г. на совместном заседании коллегии Минтранса и МПС России было принято решение о создании Единого информационного пространства транспортного комплекса страны на базе ЕМЦСС ОАО «РЖД». В 2005 г. Правительство РФ утвердило Транспортную стратегию РФ на период до 2020 г., а Минтранс России разработал подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» в составе ФЦП «Модернизация транспортного комплекса России», где вопросам ИТ-интеграции придается особое значение. Сегодня Минтранс заявляет о необходимости разработать системный проект ИТ-интеграции, в котором должны принять участие все подразделения Минтранса, федеральные агентства, операторы связи и системные интеграторы. Можно не сомневаться, что в этом проекте найдут свое отражение и идеи ТТК.

Конференция «ТелекомТранс-2006» собрала около 650 участников из более чем 200 организаций.

На пленарном заседании выступили замминистра транспорта РФ А.С. Мишарин, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» С.В. Липатов, генеральный секретарь Евроазиатского экономического сообщества Г.А. Рапота и др. На секционных заседаниях было сделано около 120 докладов.

В выставке телекоммуникационных и информационных решений для транспорта России приняли участие российские и зарубежные компании (Nortel, Cisco Systems, Iskratelling, Microsoft, Hitachi Data Systems, КРОК, «Компания ТрансТелеКом», «Информсвязь», «Микротест», ГК «Информтехника», НАТЕКС, «Би-Эй-Си» и др.).

Организаторы форума – Минтранс РФ, ОАО «РЖД», Северо Кавказская железная дорога, Ростовский госуниверситет путей сообщения.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!