Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2005 |
Наталия КИЙ  | 01 октября 2005 |
«Интернет в России» вышел из берегов
Смена парадигмы – смена лексикона, или Попытка самоидентификацииПровозгласив зарождение и развитие новой системообразующей отрасли – инфокоммуникаций с IP-доминантой, ее обитатели в ходе эволюционно-революционных изменений нуждаются в новом понятийном аппарате и новой системе ценностей, которая далека от телефонизации полусотни тысяч нетелефонизированных населенных пунктов и концентрируется в сфере «глобальной связности» мира и бизнеса без географических и технологических границ.
Иными словами, проблемы самоидентификации участников и локализации процессов во временно’м и технологическом пространстве на конференции были одними из главных. Аналогии предлагались разные, в том числе и испытанные. Например, Б.Н. Мирошников, как начальник Главного управления специальных технических мероприятий МВД России привыкший «говорить о плохом», сравнил Интернет с канализацией (в более благозвучной транскрипции – с водопроводом), где торгуют оружием, пропагандируют насилие и детскую порнографию. Но Сеть многолика. Из-за травматизма на дорогах не стоит отказываться от автомобильного транспорта. И здесь возникла аналогия, устроившая бо’льшую часть аудитории: Интернет – сеть автомобильных дорог, регулирование которых является общественной потребностью. «Мы недовольны, когда не работает светофор. Мы увесили наши страны дорожными знаками, мы договорились ездить по правой стороне дороги…» – убеждал интернет-сообщество «компьютерный полицейский».
«Смена парадигмы – смена лексикона» – лозунг «лексикографа» paradigm shift В.М. Беленковича (в миру – генеральный директор компании BSB). Инфраструктура новых сетей должна быть переориентирована с технологии на сервисы: «технологическая интеграция есть – надо заполнить ее сервисами». Сервис-ориентированная архитектура (СОА), в версии В.М. Беленковича, не итог, а процесс, в котором происходит разделение ключевых компетенций операторов на операторов сетей (NP) и операторов услуг, или сервис-провайдеров (SP): «Развитие бизнеса операторских сетей в корпоративном секторе рынка происходит в направлении увеличения стека сервисов, предоставляемыхкорпоративным клиентам. В пределе корпоративные сети становятся виртуальными, наложенными на операторские, а корпоративные системы – совокупностью сетевых приложений, обслуживающих бизнес-процессы корпоративного клиента». По наблюдению В.М. Беленковича, происходит сближение рынков услуг в розницу и корпоративных услуг, свидетельство чего – появление в структуре крупных операторских компаний подразделений развития архитектуры. Сервисная инфраструктура рождает и новые бизнес-роли – сервис-брокер и сервис-интегратор.
Сервис во всех его ипостасях (и как единица потребления клиентами, и как единица отношений бизнес-партнеров) был главным героем конференции АДЭ и – в традициях обсуждения – объектом словотворчества. «IP-телефония – это IP-сервис, а не телефония, они живут по разным законам, то же самое ждет и IP-TV», – убежден гендиректор компании CTI И.О. Масленников. «Инфокоммуникационная среда неизбежно должна разбиться на два конвергентных слоя: инфраструктурный и сервисный. Первый из них будет решать технические задачи организации каналов связи с заданными характеристиками, а второй – реализовывать заданный алгоритм информационного обмена между объектами связи», – считает эксперт «КомстарОТС» А.В. Голышко. Сервис отделяется от транспорта – констатирует А.Ю. Рокотян, старший вице-президент «Компании ТрансТелеКом»: «Телекоммуникации как минимум на массовом рынке все больше приближаются к модели коммунальных услуг с обязательным инфраструктурным сервисом» (тут ли не вспомнить аналогию с канализацией-водопроводом! – Н.К. ).
Словотворчество в отношении сервисов также метафорично: «фабрика сервисов», «сервисная IP-фабрика», «сборочный конвейер сервисов». «На базовых услугах не заработать. Услуги, как и завтрашний сервис-провайдер, должны быть независимы от сети. Придумайте новые бизнесы, которых еще не существует. Они могут быть далеки от телекоммуникационной компетенции!» – призвал операторов И. Пашкевич (Microsoft).
Время переходить к конвейерной сборке!
Малозатратная сборка – раз, выход за пределы телекоммуникационного рынка – два. Этим двум критериям отвечает дополнительный сервис из пакета «МТУ-Интел» – «СТРИМ. Фото». Он действует уже несколько месяцев, приносит доход, который, по убеждению компании, будет расти. Эта неестественная для оператора экспериментаторская деятельность по размещению на сайте и печати цифровых фотографий с курьерской доставкой организована по агентской схеме. «Чужих» сюда не пускают: сервис работает только при наличии у клиента лицевого счета в «МТУ-Интел» – таким образом поддерживается лояльность пользовательского сообщества. Ключевой момент: деньги поступают оператору в полном объеме (цены на печать ниже, чем на рынке, – 3,5 руб. за фото), агент получает свой процент.
«МТУ-Интел» дает платформу для оказания услуг, становится «управляющим» цепочки предоставления услуги, приобретает новое качество – импресарио услуг», – говорит руководитель отдела развития компании Н.Н. Трусов. Сборка сервисного конструктора не требует много времени и средств (в наборе СТРИМ есть сервисы «Драйв», «Арена», «СТРИМТВ», наконец), увеличивает привлекательность широкополосных подключений, дает дополнительный доход.
«Мир, который мы знаем, подходит к концу, – комментирует С.В. Белова, заместитель гендиректора «МТУ-Интел». – Услуги связи в новом контексте – способ улучшения жизни, способ самоопределения». Участники дискуссии пришли к выводу, что экономика, построенная на оплате трафика, – тормоз инноваций; новая экономика должна строиться на расчетах за профессиональные услуги по доставке бизнес-решений. Такой тип отношений между хозяйствующими субъектами невозможен без горизонтальной интеграции операторов для создания и предоставления клиентам сервисов.
«Сервис – это интеграция как таковая»?
«Сервис – это не "позвонить", не "посмотреть", не "получить". Сервис – это интеграция как таковая», – считает А.Б. Кондаков, заместитель гендиректора компании «Зенон Н.С.П». – Необходима горизонтальная интеграция операторов между собой: ни один из них не может предоставлять неисчислимое количество сервисов». «Сервисную инфраструктуру один оператор не поднимет», – вторит ему А.Ю. Рокотян. По мнению А.В. Голышко, вопросы собственности, а точнее, борьба за базового абонента на начальном этапе тормозит конвергенцию и интеграцию: «Целевая функция менеджмента операторов заключается в извлечении максимальной прибыли при помощи своих собственных ресурсов, что и ставит во главу угла трудноразрешимый вопрос – чей будет абонент?»
Примеров межоператорского взаимодействия в интересах потребителей (так называлось одно из секционных заседаний) участникам дискуссии найти практически не удалось. Опыт операторской компании «Стелком», победившей в тендере на создание корпоративной связи для ресторанной сети «Росинтер» на базе собственной волоконно-оптической сети, только подтвердил наличие противоречий интересов. Гендиректор «Стелкома» В.А. Семенова рассказала о сложностях взаимодействия с операторами, построившими собственные сети в бизнес-центрах, где присутствуют рестораны «Росинтера».
Очевидно, что абонентами базовых услуг ни один оператор не захочет поступиться. А вот приобрести новых и поделиться с сервис-провайдером прибылью от них – почему бы нет? Заполнению сетей услугами, привлечению новых абонентов и извлечению новой прибыли могут помочь и контент-провайдеры, рынок услуг которых в России, по оценкам «iKS-Консалтинг», в 2004 г. достиг $250 млн (подробнее см. «ИКС» № 5’2005, с. 40–86), и виртуальные операторы, причем не только мобильные, но и давно присутствующие на рынке фиксированные, и даже конвергентные, объединяющие сотовые и проводные сети (термин Convergent Virtual Network Operator, или CVNO, также звучал на конференции).
Сверхзадача усилий, теоретических и практических поисков участников рынка, экспертов и регулятора – обеспечение выхода ИКТ на смежные рынки, как заявил директор Департамента госполитики в области ИКТ Мининформсвязи В.А. Слизень. Чтобы не упираться в потолок 5–10% расходов населения на связь, а черпать доходы из образования, медицины и других сфер, на которые средний россиянин тратит 50–60% своих денег. «Жаль, что жители нашей страны пока не смогут обедать по факсу», – пошутил представитель министерства.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!