Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 03-04 2015 | ![]() |
![]() |
Сергей ТОРОПОВ | 21 апреля 2015 |
Венчурное финансирование как источник роста ИТ-компании
В развитии ИТ-холдинга LETA Group наступил момент, когда генерировать достаточное количество инноваций изнутри стало сложно. Поэтому поиск новаторских проектов, способных содействовать развитию, был начат вовне.

Мы выбрали для себя стратегию поглощения интересующих нас компаний и вложения денег в чужой бизнес. При этом мы понимаем, что истинная ценность инвестора заключается не в деньгах как таковых, а в способности помочь росту незрелого бизнеса всеми доступными ресурсами: опытом, возможностью продвижения и продаж, PR, необходимыми контактами.
Ежегодный объем инвестиций фонда LETA Capital составляет $5–7 млн, к концу 2014 г. в нашем портфеле было более 10 компаний. Объекты наших инвестиций – компании, занимающиеся инновационными разработками продуктов и услуг, на поздней посевной стадии и стадии раннего роста. Мы ищем проекты в ИТ и hi-tech, предпочтительно в секторах mobile, big data, cloud, security, robotic. Сразу говорим «нет» интернет-магазинам, играм и медиапроектам.
Каждый месяц в фонд поступает порядка 200 заявок. Источников заявок несколько. Самые лучшие подкидывают партнеры, фонды более ранних стадий, посевные, инкубаторы; еще один канал – корпоративная почта.
Все проекты я бы условно разделил на три типа. Первый – это фрилансеры/руководители студий разработок, которые решили создать свой продукт, так как заказная разработка – не очень маржинальный и линейно масштабируемый бизнес. Часто они уже что-то создали, но построить работающую бизнес-модель на ранней стадии не получилось, а собственные средства закончились, и потому они вынуждены искать новые источники финансирования. Нередко решения у них оказываются нишевыми, нацеленными на высоконкурентный сегмент и иногда надуманными. Плюс таких стартапов в том, что ребята все же целятся сделать бизнес, а не просто продукт, который им показался классным. Минус – обычно «венчурного» тут ничего нет. Как и драйверов роста в 10/100/1000 раз.
Второй тип стартапов – это проекты из разнообразных инкубаторов/акселераторов после посевных инвестиций. Обычно эти ребята уже «в теме» венчурного рынка, с красивым продуктом, подошедшие к окончанию денег, полученных на посевном раунде. Часто бывает, что отношения с инвесторами и новые деньги для них становятся важнее развития бизнеса и технологий. Кроме того, такие стартапы сравнивают себя с компаниями из Кремниевой долины, что в наших условиях некорректно. Однако это команды, уже протестировавшие рынок, знающие теорию, хорошо разбирающиеся в конкурентном окружении и т.п.
Третий тип – это бизнесы, основанные на совсем новых технологиях, ищущие деньги либо в ускорение рыночного развития, либо в расширение продуктовой линейки и т.п. Часто у них достаточно хорошие продажи, они занимаются настоящим R&D (с высоким риском, что ничего не получится). Для этих стартапов существует опасность скатиться в технологию и забыть про рынок. К примеру, немало «сколковских» проектов занимаются интересными темами, но в отрыве от клиента и коммерциализации.
Чтобы оказаться в нашем портфеле, проект должен как минимум иметь рабочий прототип; ориентироваться на быстрорастущий рынок; обладать потенциалом выхода на международные рынки; иметь доступную для понимания и масштабируемую технологию; обладать внятной бизнес-моделью, позволяющей при необходимости быстро выйти на самоокупаемость; у менеджмента компании должны быть ответы на вопросы «почему мы лучше?» и «зачем все это надо?» и, конечно, вера в свой проект.



Нынешний год мы начали с инвестиций в компанию Double Data, разработчика решений на основе «больших данных» для финансовых организаций, предоставив ей совместно со Simile Venture Partners около 200 млн руб. на расширение продуктовой линейки и географическую экспансию. Кроме того, вложились повторно в разработчика интеллектуальных систем автопилотирования для транспортных средств RoboCV, на этот раз вместе с фондами I2BF Global Ventures, «ВТБ Капитал Управление Инвестициями», Columbus Nova и Almaz Capital.
Стартапы, разрабатывающие продукт в том числе для зарубежных рынков, сейчас находятся в самой выгодной ситуации, и в 2015 г. мы сместим акценты именно на такие команды.