Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2010 |
Ольга УСКОВА  | 09 ноября 2010 |
Стандарты разумного
Если бы на российском рынке СЭД были единые правила, то затраты государства на информатизацию были бы гораздо ниже. То, что один заказчик хочет систему с «белым верхом и черным низом», а второй – наоборот, происходит от отсутствия единых технических регламентов и процедур.
Типизация систем электронного оборота – одна из важнейших задач правительства на текущем этапе государственной информатизации, считает Ольга УСКОВА, президент компании Cognitive Technologies:
– В настоящее время в области электронизации государства и общества идут два прямо противоположных процесса. Первый из них – позитивный – вызван тем, что и государство, и аппарат, и бизнес, и общество осознали необходимость электронных коммуникаций. Благодаря политике высшего руководства страны, ходу административной реформы возник спрос на такие технологии.
Второй процесс – негативный – я связываю с попытками перевести нашу тяжелую и неповоротливую бюрократическую машину на электронные рельсы безо всяких изменений, в том виде, в каком она есть. И этот встречный поток сдерживает рост пользователей электронных услуг в стране, поскольку из-за него госуслугами и в электронном виде пользоваться проще не становится.
Сегодня автоматизация документооборота министерств и ведомств, как и раньше, ведется абсолютно бессознательно и бессистемно. Каждое министерство заказывает себе систему документооборота исходя из своих представлений о том, какой она должна быть и какие задачи выполнять. Поэтому каждое внедрение СЭД превращается в отдельный, уникальный (а потому дорогостоящий) проект, хотя с управленческой точки зрения функции всех министерств в принципе одинаковы – различается только содержание и целевое назначение этих функций. При этом в качестве основной задачи выдвигается упрощение собственной работы, а не улучшение процесса взаимодействия с населением или повышение эффективности работы своей организации в общей структуре государственного управления.
В результате каждое ведомство получает закрытую, замкнутую на себя систему, совершенно не приспособленную для взаимодействия с подобными же системами других организаций из-за различия технологических и функциональных регламентов, и потому межведомственный документооборот у нас до сих пор осуществляется в бумажном виде. Такая система не способна оказывать и электронные госуслуги населению, поскольку это также требует межведомственного взаимодействия и постоянной работы с информационными ресурсами других организаций. Таким образом, эффективность перехода на электронный документооборот органов госвласти с точки зрения государства оказывается фактически нулевой.
Данная проблема решается введением единых стандартов. Для систем электронного документооборота коммерческих компаний существует четкая система технологических и организационных стандартов ISO 9000, принятая во всем мире. Когда российская частная фирма проводит тендер на разработку и внедрение подобных систем, требование соответствия стандартам ISO является непременным условием допуска к участию. Непонятно, почему, реализуя столь масштабный проект по созданию общегосударственной инфраструктуры электронного документооборота, мы до сих пор не разработали аналогичной системы стандартизации для российских органов государственной власти. Это позволило бы не только стандартизировать и унифицировать системы электронного документооборота наших министерств и ведомств, решив все вышеозначенные проблемы – как по сокращению расходов, так и по обеспечению большей открытости для качественного взаимодействия с населением и другими ведомствами, но и получить дополнительный источник дохода в бюджет за счет лицензирования зарубежных ИТ-компаний на соответствие данному стандарту. Без подобной лицензии зарубежный разработчик не имел бы права участвовать в государственных ИТ-конкурсах, так же как российские разработчики не могут работать на европейских рынка без прохождения сертификации по ISO.