Rambler's Top100
Статьи
Дарья Аксютина  17 июля 2024

Аналитик в продуктовой компании: что делает и как им стать

Работа аналитика — для инициативных людей, которым нравится видеть реальный результат. Чтобы стать хорошим аналитиком, нужно много учиться и практиковаться. Неудивительно, что на рынке труда интерес к аналитикам стабильно высок.

Да, аналитик не может сказать про отлично работающее приложение, что это он его сделал. Но именно он его продумал и смог перевести требования заказчика с языка бизнеса на язык технических специалистов, что не менее важно.

Аналитики: системный, продуктовый, бизнесовый

В теории между этими позициями есть различия:

  • бизнес-аналитик общается с заказчиками, выявляет их пожелания, «боли» и бизнес-требования, чтобы предложить комплексное решение;
  • системный аналитик решает прикладные технические задачи. Например, раскладывает конкретное бизнес-требование на функциональные и нефункциональные составляющие и формирует ТЗ, понятное для разработчиков;

  • продуктовый аналитик фокусируется на удобстве и эффективности пользования ИТ-продуктом. С помощью различных метрик он оценивает предпочтения пользователей, чтобы развивать и оптимизировать приложение.

Допустим, заказчик хочет, чтобы в приложении можно было зарегистрироваться по корпоративной почте, не указывая номер телефона, потому что в компании остро стоит вопрос обработки персональных данных сотрудников. Или на производственные объекты не разрешается проносить личный смартфон, поэтому работник не сможет получить код для авторизации. Бизнес-аналитик формирует требования, в которых будут учтены и пожелания заказчика, и текущее законодательство в области персональных данных. Продуктовый аналитик посмотрит, как пользователь взаимодействует с приложением, и подскажет, какие функции добавить и где это сделать, чтобы улучшить пользовательский опыт. Системный аналитик спроектирует доработки в приложении и сформулирует задачи для программистов и дизайнеров.

Но на практике это работает не совсем так, поскольку границы между позициями очень размыты. Наиболее ценны на рынке так называемые fullstack-аналитики (т.е. аналитики полного цикла), которые сами выясняют у заказчиков бизнес-требования, сами отрисовывают UX (функционал взаимодействия пользователя с ресурсом) и пишут API-документацию.

Наша компания, например, обычно ищет системных аналитиков, но фактически ей нужны fullstack-специалисты, которые умеют и не боятся общаться с заказчиками, не стесняются задавать вопросы разработчикам, лишний раз себя спрашивают: а почему здесь именно так? Они готовы предлагать свои решения, даже если заказчик предельно точно описал, чего хочет. Ведь почти всегда можно сделать лучше/дешевле/быстрее либо отказаться от реализации, имея весомые аргументы. Они умеют системно, последовательно и при этом доступно описать то, что необходимо реализовать. Когда ТЗ составлено четко и подробно, разработка идет быстрее, меньше возникает вопросов и ошибок, и в результате мы видим довольных заказчиков.

Профессиональные компетенции (hard skills) аналитиков

Специфика заключается в том, что аналитиков нельзя разделить по привычным уровням junior, middle и senior. Аналитик должен сразу уметь все из списка ниже или хотя бы иметь об этом представление. Со временем, конечно, растет насмотренность, умение подобрать нужный паттерн или слова, чтобы понятно изложить задачу.

Итак, согласно требованиям современных ИТ-компаний к кандидатам, аналитик должен:

  • понимать принципы разработки ПО, ее методологии и подходы;
  • знать, что такое клиент-серверная архитектура, как валидируются данные, как описать контракт между клиентом и сервером;
  • знать, какие бывают требования хотя бы по одной из классификаций, как их выявить и как понять, что ты их выявил, с помощью каких инструментов их можно документировать;
  • владеть основами UX, отличать UX от UI, знать, что такое гайдлайны и как проектируются мобильные приложения;

  • иметь представление о нотациях моделирования, знать BPMN или UML, читать и уметь рисовать хотя бы основные диаграммы;

  • знать, какие бывают базы данных, типы данных в разных СУБД, уметь рисовать диаграмму «сущность-связь», владеть основами SQL (безопасные операции, CRUD, реляционная алгебра);

  • понимать, чем отличается авторизация от аутентификации, как можно войти в приложение, что такое ключи, какие бывают атаки;

  • знать CAP-теорему, что такое микросервисы и микросервисная архитектура, чем она отличается от монолитной, что такое паттерны взаимодействия и API Gateway;

  • иметь представление о модели OSI, протоколе HTTP и его методах, структурах запросов и ответов, REST и SOAP, различиях синхронного и асинхронного взаимодействия.

Это практически полный список необходимых знаний, но не все они могут потребоваться в конкретном проекте. Знание языков программирования у соискателей спрашивают редко (разве что от дата-аналитиков или BI-специалистов могут ожидать владения Python), но аналитик должен хотя бы ориентироваться в языках разметки. Большим плюсом для него будет умение составлять документацию таким образом, чтобы по ней можно было написать код.

Если говорить о программах и сервисах, с которыми чаще всего работают аналитики, то это Figma, Miro, Balsamiq и все, что касается UX. Для работы со схемами нужны Draw.io и PlantUML, для написания контрактов — Swagger, валидаторы Json, XML, Yaml. Главный инструмент аналитика — это, конечно, Confluence, который используется для того, чтобы описывать требования, версионировать их, управлять ими. В проектах, где принят подход Docs as code, часто аналитики пишут требования в Git. И, пожалуй, сейчас никуда без ChatGPT.

Личностные качества и навыки (soft skills) аналитиков

Сегодня модно говорить про эмоциональный интеллект, навыки тайм-менеджмента, эффективную и позитивную коммуникацию. Я бы не хотела на них останавливаться, поскольку это навыки любого успешного в своей сфере человека.

Типичные soft skills аналитика:

  • развитая логика и системность мышления;
  • легкая степень графомании — аналитик должен уметь и любить писать, доносить свою идею недвусмысленно в письменном виде;
  • способность брать на себя ответственность и философски относиться к ошибкам;
  • некая склонность к «сыску». Часто заказчики приходят к аналитику с придуманным решением проблемы вместо самой проблемы, и ему приходится через серию вопросов «почему?» и «зачем?» докапываться до сути вещей.

Например, заказчик хочет, чтобы у пользователей не было возможности регистрироваться в приложении по номеру телефона. Аналитик ищет причину такого запрета и выясняет, что заказчик просто хочет дать сотрудникам возможность отключить двухфакторную аутентификацию, что вообще не относится к регистрации.

Другая ситуация: заказчик просит увеличить ширину полосы прокрутки. В итоге выясняется, что при работе в приложении с ноутбука сложно попасть в скроллбар, поскольку появляется он только при наведении на него курсора. Решение нашлось: показывать прокрутку при наведении на список, а не на полосу, а также добавить навигацию по приложению с помощью клавиатуры — для тех, кто не пользуется мышью. Ширину полосы прокрутки при этом не трогали, а проблему решили.

Чтобы стать профессионалом, аналитик не должен бояться прослыть занудой. Потому что 90% его работы состоит в том, чтобы разобраться, как всё устроено, затем придумать, как сделать лучше, а после убедить разработчиков сделать именно так или понять, что им мешает.

Как выучиться на аналитика

В аналитику можно прийти практически из любой сферы ИТ. Часто аналитиками становятся технические писатели, разработчики, выпускники инженерных факультетов и факультетов машинного обучения. Для тех, кому интересна аналитика, существует множество курсов, лучшие из которых дают действительно хорошее образование. Но ничто не заменит практики.

Например, всего несколько лет назад «железо» и ПО были просто моим хобби, на курсы веб-верстки и пентестеров я ходила из личного интереса. Я работала главным редактором в профессиональном издательстве, директором детского центра, начальником отдела кадров. В одном из проектов попробовала себя в роли бизнес-аналитика при разработке CRM-системы, заинтересовалась, пошла аналитиком-стажером к крупному вендору банковских решений. После полугодовой стажировки с практикой в реальном проекте ждала предложения от банков, но получила приглашение от разработчика корпоративной коммуникационной платформы и осталась в этой компании.

Задачи здесь бывают настолько разными, будто каждый день приходишь на новую работу. Это очень интересно. К примеру, сегодня ты занимаешься процессом регистрации в приложении, завтра будешь делать UX пользовательских статусов, послезавтра — прорабатывать клиентское приложение для планшета в переговорных комнатах, а на следующей неделе — решать вопросы, связанные с инфобезопасностью. Параллельно трудишься над транскрибацией встреч с помощью AI, чтобы после конференции можно было получить выжимку и стенограмму. Все выполненные задачи мы обязательно вносим в базу знаний компании, чтобы ознакомиться с ними мог другой аналитик и вообще любой сотрудник.

Зарплатные ожидания начинающего аналитика составляют примерно 70-80 тыс. руб., но уже через полгода работы он может претендовать на 130-150 тыс. руб. Зарплата опытного аналитика находится в пределах 300-400 тыс. руб.

Поскольку аналитик вовлечен практически в любой процесс на каждом этапе разработки от рождения и анализа идеи до тестирования и эксплуатации, возможности его дальнейшего роста тоже широки. Он может стать, например, project-менеджером или продакт-оунером, архитектором или тимлидом в разработке или тестировании.

Сохранится ли спрос на аналитиков

Можно уверенно прогнозировать, что спрос на системных аналитиков в ближайшее время не снизится. Аналитики объединяют компетенции и навыки гуманитариев и технических специалистов и служат своего рода «переводчиками» с языка бизнеса на язык разработки. К тому же сейчас быстро растет спрос на аналитиков данных, что связано с распространением технологий ML и BigData. Например, при роботизации бизнес-процессов аналитики по направлению Data Science решают, на каких данных и каким образом лучше обучить роботизированные системы и искусственный интеллект.

Дарья Аксютина, ведущий системный аналитик, eXpress

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!