Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2008
09 декабря 2008

Под прицелом аналитиков

Снижение тарифов практически по всем видам услуг – заметное явление этого года, особенно на общем «кризисном» фоне, которое не обошли своим вниманием аналитики. Весной МРК отказались от повышения тарифов на местную связь; в дальней связи тарифы опустились, по выражению топ-менеджера одной крупной операторской компании, «ниже плинтуса»; ARPU услуг ШПД в регионах снизился на треть и лишь ARPU мобильной связи остановился в своем снижении. И хотя глобальный финансовый кризис «разломил» 2008 г. на две неравные части, этот тренд, по мнению аналитиков, останется в силе и в следующем году. Но есть и другие важные события и тенденции телеком-рынка, которые «ИКС» предложил обсудить под занавес уходящего года.

В традиционной предновогодней дискуссии участвуют:

Антон БОГАТОВ, юридический консультант, TeliaSonera

Олеся ВЛАСОВА, аналитик, «УРАЛСИБ Кэпитал»

Николай ДМИТРИК, юрист, Park Media Consulting

Наталья КОРОТКОВА, старший аналитик, «Коминфо Консалтинг»

Татьяна МЕНЬКОВА, аналитик, «ФИНАМ»

Геннадий СМЕНЦАРЕВ, генеральный директор, «МИС-информ»



Перевоплощение регулятора

«ИКС»: Как, на ваш взгляд, отразилась и еще отразится на развитии рынка ИКТ реорганизация профильного министерства?

Геннадий СМЕНЦАРЕВ, «МИС-информ»Г. СМЕНЦАРЕВ: Потребуется время, чтобы оценить, насколько новая организация министерства будет эффективнее прежней. Пока же объективно, в силу необходимости проведения внутренних перестроечных процессов, реорганизация отрицательно влияет на рынок. В частности, на конец года перенесено рассмотрение проекта ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ до 2015 г.», который должен был быть представлен в Правительство России во II квартале 2008 г.

О. ВЛАСОВА: В ходе реорганизации профильного ведомства в структуре министерства появились специалисты по массовым коммуникациям и интернет-технологиям. Никаких революционных заявлений со стороны нового руководства пока не поступало, что связано как с текущей ситуацией на финансовых рынках, так и с относительно стабильным функционированием основных сегментов отрасли – сотовой и фиксированной связи. В связи с критикой деятельности менеджмента «Связьинвеста» министром Игорем Щеголевым мы ожидаем, что новая стратегия холдинга будет более агрессивной.

Т. МЕНЬКОВА: Судя по всему, акцент в деятельности нового министерства будет сделан именно на массовые коммуникации. По крайней мере, новая структура министерства кажется более ориентированной на контроль за распространением контента. С другой стороны, это логично, так как в сфере ИТК основные задачи были решены еще прошлой командой. Сейчас стоит задача удержать достигнутые позиции и сохранить позитивные тенденции, замедлить которые, например, может рост стоимости денег. Скорее всего, именно на это будут ориентированы новые министерские топ-менеджеры, ответственные за телекоммуникации и информационные технологии.

Особо стоит отметить, что в III квартале стало очевидно, что приватизации «Связьинвеста», о которой так много говорили, в ближайшем будущем ждать не приходится: по заявлению министра связи, государство не планирует приватизировать госпакет холдинга. Для нас это не стало неожиданностью, поскольку вероятность продажи госпакета в последние три года нами оценивалась как «значительно менее 50%», но для многих игроков это могло стать поводом для продажи акций МРК.


Антон БОГАТОВ, TeliaSoneraА. БОГАТОВ: Пока реорганизация профильного министерства практически никак не отразилась на развитии рынка. Новые чиновники постепенно осознают всю сложность и взаимосвязанность проблематики госрегулирования в области связи, поэтому многочисленные «утечки» о планируемых радикальных законодательных новациях в большинстве случаев так и остаются неофициальными «утечками».

Впрочем, бездействие регулятора в 2004 г. экспериментально доказало, что отрасль вполне может развиваться и без регулятора. Посмотрим, что произойдет на этот раз.

Николай ДМИТРИК, Park Media ConsultingН. ДМИТРИК: Очень интересное сочетание: смесь оптимизма и неопределенности. С одной стороны, отрасли не хватает стабильного регулятора, соблюдающего установленные в законе сроки (выдачи лицензий, разрешений, сертификатов) и последовательного в своей политике. С другой стороны, к старой команде у участников рынка накопилось множество претензий и обид. Сейчас команда новая, и от нее многого ждут. Основное ожидание – синхронизация регулирования формы и содержания, «трубы и контента», т.е. деятельности в области связи и деятельности средств массовой информации.



Путь универсалов

«ИКС»: Вы согласны, что стремление к универсализации – основной тренд операторского рынка? Ваши комментарии его явных и неявных проявлений в 2008 г.

О. ВЛАСОВА: В целом стремление к универсализации является неизбежным и оправданным шагом телекоммуникационных компаний. Основной вопрос, возникающий в этой связи, – это экономическая целесообразность сделок по покупке конвергентных бизнесов в сопоставлении с потенциальным эффектом синергии. Так, и покупка «Голден Телекома», и сделка по покупке «Стрим-ТВ» компанией «Комстар-ОТС» вызывают опасения с точки зрения цены.

Олеся Власова, УРАЛСИБ КэпиталГ. СМЕНЦАРЕВ: Тенденция к универсализации, или пакетированию, услуг – естественный процесс на телекоммуникационном рынке, выгодный как операторам, так и потребителям услуг связи. Основные проявления этой тенденции: выход ряда операторов на рынок услуг международной и междугородной телефонной связи (к «Ростелекому», ТТК, «Голден Телекому», МТТ присоединяются «Эквант», «Арктел», «Синтерра», «Комстар-ОТС»); выход кабельных операторов на рынок услуг телефонной связи (АКАДО); выход телефонных операторов на рынок предоставления телевизионных услуг (с использованием технологии ADSL); объединение операторов, предоставляющих различные услуги связи, в рамках единой компании (приобретение «ВымпелКомом» оператора «Голден Телеком», изучение целесообразности аналогичных действий руководством АФК «Система» в отношении МТС и «Комстар-ОТС», прерванное финансовым кризисом).

В результате операторы получают возможность за счет предоставления пакетов услуг расширить доходную базу и повысить лояльность абонентов, а пользователи телекоммуникационных услуг – потреблять все интересующие их услуги от одного оператора, обеспечивая себе одну точку контакта с поставщиком услуг связи.

Н. КОРОТКОВА: Консолидация крупных телекоммуникационных активов должна была привести к появлению конвергентных предложений, и действительно мы видим это в значительной степени в сегменте корпоративных пользователей. Однако операторы пока не предлагают конвергенцию на платформенном уровне. Речь по-прежнему идет лишь о паллиативных версиях конвергенции в виде различных сервисов (переадресация, единый номер). Я думаю, что на сегодняшний день полноценная конвергенция может осуществиться только крупным оператором, имеющим и фиксированные, и мобильные активы, и только в альянсе и при активном содействии вендора оборудования.

В целом я разочарована отсутствием пакетных предложений в сегменте малого и среднего бизнеса. На Западе это широко распространенная практика, у нас же она пока не прижилась. Это может быть связано с тем, что малый бизнес в России развит слабее и в меньшей степени охвачен инфотелекоммуникационными технологиями, чем на Западе. Однако, ввиду насыщения рынков крупных корпоративных заказчиков и стабилизации телекоммуникационных расходов в сегменте крупных предприятий, операторам стоит обратить особое внимание именно на малые предприятия как на перспективный ресурс для развития бизнеса.

В сегменте частных пользователей, к моему большому разочарованию, пакетные предложения также отсутствуют, хотя triple play и double play по-прежнему остаются «горячими» темами. Единственный позитивный сдвиг в этом направлении – предложение МГТС, объединяющее фиксированную связь и интернет-доступ, а также подобные инициативы традиционных операторов на региональных рынках. Между тем с учетом возрастающего проникновения интернет-доступа имеются все возможности для продвижения пакетных тарифных планов, которые обещают стать очень популярными. Согласно исследованиям, проведенным в 2008 г., до 50% интернет-пользователей выразили желание подключиться к пакетным предложениям от текущих провайдеров, а значительная часть готова даже сменить провайдера ради пакетного предложения.

Школа конкуренции

«ИКС»: Какие маркетинговые, технологические, организационные решения операторов показали наибольшую эффективность?

О. ВЛАСОВА: В 2008 г. наиболее эффективным стало освоение сегментов с низким уровнем проникновения. В частности, проникновение услуг широкополосного доступа в Интернет в среднем по России выросло за год с 5–7% до 15–16%. За последние два года в 4 раза увеличилось проникновение мобильного Интернета. В то же время ШПД и мобильный ШПД в России остаются ненасыщенными сегментами, экстенсивный рост которых продолжится в последующие годы. При снижении активности федеральных игроков («Голден Телеком», «Комстар») в регионах позиции местных игроков укрепятся.

Наталья КОРОТКОВА, «Коминфо Консалтинг»Н. КОРОТКОВА: Я бы отметила запуск пакетных предложений от традиционных операторов фиксированной связи, включающих в себя безлимитный доступ в Интернет и телефонию. Так же положительно я оцениваю ребрендинг компании «ТрансТелеКом», поскольку считаю, что ребрендинг, сопровождающийся конструктивными изменениями внутри компании, идет на пользу бизнесу.

Г. СМЕНЦАРЕВ: Если говорить о расширении влияния оператора на телекоммуникационном рынке и увеличении собственной доли в том или ином его сегменте, то, на мой взгляд, наиболее эффективным инструментом является поглощение других участников рынка. Подобная деятельность, например, позволила холдингу NetByNet в короткие сроки выйти на четвертую позицию в Москве по уровню абонентской базы. Однако этот процесс должен сопровождаться рядом условий по приведенной стоимости актива на одного абонента (чтобы обеспечить приемлемые сроки возврата вложенных инвестиций), по техническим и технологическим характеристикам приобретаемой телекоммуникационной сети (обеспечивающим возможность интеграции приобретаемых активов в существующую инфраструктуру без значительных финансовых вложений), а также по ряду других параметров, хорошо известных специалистам в области слияний и поглощений.

Пример компании «Мостелеком» только подтверждает сказанное. В условиях жесткой конкуренции столичного рынка кабельного ТВ оператору приходится решать сложнейшую задачу кардинальной реконструкции своих систем коллективного приема ТВ-программ с целью расширения полосы пропускания и обеспечения интерактивности абонентских участков, однако в силу масштаба и разветвленности телекоммуникационной сети такая реконструкция требует значительных инвестиций, отдача от которых может растянуться на годы. Не исключаю, что именно по этой причине у компании в 2008 г. сменился стратегический инвестор.

Чего изволите?

«ИКС»: Какие факты и тренды рынка телекома работали на интересы абонентов, а какие против них? Какие компании, по вашей оценке, наиболее активно развивались с точки зрения учета предпочтений клиента?

А. БОГАТОВ: В пользу абонентов, безусловно, работает усиление конкуренции на рынке услуг связи. Речь идет не только о снижении тарифов, ресурс которого уже в значительной степени выработан, но и о конкуренции в области качества и содержания услуг связи, ресурс которого куда более значителен, если вообще ограничен.

Против абонента, на мой взгляд, работает все более агрессивная рекламная политика (оборотная сторона усиления конкуренции). Операторы все чаще пользуются невежеством абонента: с одной стороны, это довольно эффективный метод, с другой – ненужная услуга так и останется ненужной вне зависимости от степени промытости мозгов потребителя потоком рекламного сознания.

Н. КОРОТКОВА: Думаю, что на абонента работает активный рост рынка платного ТВ – появляется разнообразный контент. На абонента будут работать и пакетные предложения, так как ему будет удобнее и дешевле приобретать услуги телефонии, интернет-доступа и ТВ от одного оператора, а сегодня именно удобство и стоимость являются основными факторами выбора услуг.

С большим сожалением я восприняла решение «Голден Телекома» приостановить развитие сети Golden WiFi. Несмотря на все ограничения данной технологии по сравнению с FTTB и другими технологиями проводного доступа, я считала, что этот проект имеет определенную ценность для домашних пользователей.

Важной тенденцией 2008 г. стал рост популярности социальных сетей и рост интереса к контенту на базе этих сетей. Если в начале тысячелетия хитом интернет-приложений был блоггинг, то сейчас killer application – социальные сети. Эта тенденция имеет значение не только с технологической, но и с социальной точки зрения. На ее примере мы видим так называемую общественную сторону промышленного переворота (вернее, информационного переворота), когда вслед за изменениями в технологиях передачи информации и их широким распространением меняются наши привычные способы общения, наш досуг, наши ценности.

Операторы мобильной связи сегодня по-прежнему фокусируются на повышении лояльности абонентов. За ребрендингом основных федеральных мобильных операторов последовали мероприятия по укреплению лояльности: появляются новые тарифные планы, накопительные предложения или скидки на базе длительности подключения абонента к сети оператора. ARPU и коэффициенты оттока стабилизировались, основной количественный рост происходит за счет освоения новых рынков в СНГ. В ряде стран СНГ еще продолжается стадия экстенсивного роста абонентской базы, сдерживаемая низкой платежеспособностью населения и проблемами покрытия. Стоит отметить, что мобильная связь в странах СНГ наконец достигла серьезных рубежей в отношении абонентской базы. Федеральные операторы привнесли на рынок проверенные и устоявшиеся методики работы с абонентами, однако локальные операторы едва ли станут аутсайдерами, так как лучше знают местный рынок. Федеральные операторы в СНГ могут иметь преимущества за счет более низких цен на переговоры с Россией и роуминговых условий.

К сожалению, в России так и не сформировалась контрактная система отношений с абонентами в западном понимании этого термина – т.е. когда абонент подключается к тарифу на длительный срок (часто с условием субсидирования мобильного терминала оператором) и у сотовой компании есть механизмы контроля регулярных поступлений платежей. В России развитие банковской и кредитной систем таково, что подавляющая часть платежей осуществляется наличными через ритейловые сети или платежные терминалы, а не списывается автоматически с банковских счетов абонентов.

Разочарованием года для меня закономерно стало подключение российских школ к Интернету в рамках нацпроекта «Образование». Я с самого начала считала, что проект был слишком формализован и часто не учитывал интересы конечных пользователей, т.е. непосредственно школ. Например, школам, которые на момент реализации проекта уже были подключены через альтернативных провайдеров, приходилось переподключаться, даже если эти провайдеры предоставляли им доступ бесплатно, а по окончании финансирования интернет-доступа многим школам, особенно в сельских районах, пришлось отключиться в связи с отсутствием средств на оплату интернет-доступа. Кроме того, программа подключения не содержала в себе обучающей части, направленной на работу со школьниками, речь шла только о технической стороне проблемы. В итоге многие школы получили Интернет, но на низких скоростях, дети не имеют доступа к нему, а компьютеры пылятся в кабинете директора.

Что касается второго вопроса, то, если вспомнить снижение тарифов на дальнюю и местную связь, это МГТС, МРК «Связьинвеста» и «Ростелеком».

Г. СМЕНЦАРЕВ: Важной тенденцией этого года можно считать рост числа абонентов, использующих сотовый телефон для интернет-коммуникаций и навигации в Глобальной сети. Преодолев на рубеже 2007–2008 гг. показатель в 25% от месячной интернет-аудитории, доля абонентов, ежемесячно выходящих в Интернет с помощью сотового телефона, уверенно приближается к отметке 30%, которую имеет все шансы преодолеть еще до начала нового года. Большую роль в этом процессе, безусловно, сыграет начавшийся процесс бурного развертывания операторами «большой тройки» сетей 3G в различных регионах страны.

О. ВЛАСОВА: Основным трендом телекоммуникационного рынка последних лет стало снижение ARPU практически по всем видам услуг. В 2008 г. наблюдается некоторая стабилизация ARPU мобильной связи в рублевом выражении в России, в то же время ARPU услуг ШПД, особенно в регионах, снизился почти на треть. В дальнейшем стоимость услуг широкополосного доступа в Интернет в регионах будет снижаться, приближаясь к уровню Московского региона.

Несомненно, социальную направленность носит и отказ ряда МРК от повышения тарифов на местную связь весной 2008 г.

Татьяна МЕНЬКОВА, «ФИНАМ»Интересам абонентов отвечает и государственная программа развития универсальной услуги связи, работы по которой проводятся всеми МРК «Связьинвеста», а также программы «Интернет в школы» и интернетизация медицин ских учреждений. Соответственно, если учитывать большой объем социально значимых инициатив, заметной, с точки зрения клиента, является деятельность компаний холдинга «Связьинвест»: это и универсальная услуга связи, и обеспечение интернет-доступом школ, и обеспечение связи в зоне военных действий в Абхазии «Ростелекомом». С другой стороны, маркетинговые инициативы операторов «большой тройки», в частности обновление линейки тарифных планов, возможно, более значимы, так как мобильная связь составляет половину всех затрат домохозяйств на телекоммуникационные услуги. С точки зрения ценовой политики на услуги ШПД в регионах наиболее выгодно отличаются федеральные игроки («Комстар», «Голден Телеком» и др.) и ряд местных операторов. Тарифные же планы МРК, хоть и снижаются по мере роста абонентских баз, являются менее конкурентоспособными, особенно в удаленных регионах.

В целом отрасль дружественна и чувствительна к потребностям клиентов. Из основных «упущений» 2008 г. можно отметить сложности с запуском 3G в Москве из-за отсутствия необходимых частот. Косвенно нагрузку на конечных пользователей налагает и неэффективная тарификация услуг зоновой связи.

Т. МЕНЬКОВА: На руку абонентам сыграл рост конкуренции, в частности увеличение количества игроков на рынке дальней связи, широкополосного доступа. Вложения в магистральные сети создали дополнительные условия для развития Интернета в регионах. Государство, которое сдерживало увеличение тарифов на местную связь, тоже в какой-то мере действовало в интересах абонентов. С другой стороны, основная проблема МРК – сдерживание тарифов. Дело в том, что растущая инфляция в последнее время является серьезной головной болью властей, и один раз они уже вполне четко продемонстрировали намерения сдерживать рост цен всеми возможными методами, вплоть до прямых указаний о замораживании. В случае, если инфляция будет вырываться из-под контроля (а вероятность этого, к сожалению, очень велика), фиксированные телекомы могут вновь принять на себя удар по сдерживанию цен. Из-за отсутствия индексации тарифов для физических лиц в 2008 г. целевая цена на конец 2009 г. может быть снижена на 15%. В текущей ситуации мы не видим реальных предпосылок для полного замораживания тарифов, но снизили прогнозы по темпам роста тарифов для населения.

Против абонентов работало недостаточно быстрое внедрение режима hot choice со стороны МРК. Конечно, это можно объяснить нехваткой ресурсов для модернизации АТС, но нельзя исключать, что речь идет о целенаправленной игре в пользу родственного «Ростелекома».

Погода на завтра

«ИКС»: Ваш краткий прогноз развития ИКТ в 2009 г.?

О. ВЛАСОВА
: В связи с замедлением темпов экономического развития 2009 год вряд ли принесет революционные изменения на телекоммуникационный рынок. Так, мы не ожидаем запуска новых масштабных проектов, что будет компенсироваться развитием уже реализованных инициатив. Сокращение капитальных вложений федеральных игроков в строительство региональных сетей позволит сохранить долю на рынке дочерним компаниям «Связьинвеста».

Приобретение «ВымпелКомом» неконтрольного пакета «Евросети», скорее всего, приведет к адекватным действиям со стороны конкурентов, однако мы не ожидаем усиления ценовой конкуренции, невыгодной в данной ситуации ни одному из игроков. В целях обеспечения стабильности операционных денежных потоков операторы направят усилия на сохранение ARPU на текущем уровне, при этом спрос на телекоммуникационные услуги практически не подвержен снижению.

Среди подотраслей телекоммуникационного сектора мы отдаем предпочтение компаниям сотовой связи, так как они генерируют более устойчивые денежные потоки, имеют более низкий уровень долговой нагрузки, чем МРК. Средний показатель NET Debt/EBITDA на 2009 г. для мобильных операторов равен 0,7 против 1,3 для межрегиональных операторов связи. Мы считаем, что операторы «большой тройки», имеющие опыт функционирования в обстановке кризиса, могут даже упрочить свои позиции на национальном рынке за счет слияний и поглощений. На ближайшие три года мы прогнозируем среднегодовые темпы роста выручки операторов мобильной связи около 22%.

На наш взгляд, продвижение в сегмент услуг 3G может быть стратегически выгодным для российских компаний сотовой связи и в долгосрочной перспективе стать одним из конкурентных преимуществ. В то же время, пока нет операционных данных от операторов, не ясно, какие именно услуги 3G (мобильный Интернет, видеозвонки, мобильное ТВ и проч.) пользуются высоким спросом и, следовательно, генерируют дополнительную выручку. По нашим оценкам, выручка от 3G-услуг к 2011 г. может достичь порядка 20% от суммарной выручки российских компаний сотовой связи, входящих в «большую тройку».

Г. СМЕНЦАРЕВ: Эксперты телекоммуникационного рынка в большинстве своем сходятся во мнении, что кризис скажется на темпах развития российской телекоммуникационной отрасли, однако не будет иметь для нее катастрофических последствий. Если в силу определенной инерционности экономических механизмов в сфере реальной экономики уходящий год операторы закончат с показателями, приближенными к годовым бизнес-планам, то, по большинству прогнозов на 2009 г., в связи с новой экономической ситуацией им придется пересмотреть бизнес-планы, так как ожидается, что будущий год будет иметь самый низкий экономический рост за последние пять лет.

Соответственно, если за последние пять лет объемы инвестиций в основной капитал российской телекоммуникационной отрасли выросли примерно со 100 млрд руб. в год до 250 млрд руб. при падении темпов роста инвестиций с 80% в 2003 г. до 17% в 2007 г., то можно ожидать, что в 2009 г. эти инвестиции будут на уровне 270–290 млрд руб. с учетом влияния кризисных факторов. Темп прироста инвестиций составит 5–7%.

 Знаковые события-2008

Реорганизация профильного министерства.

Вступление в силу 4-й части Гражданского кодекса РФ.


Выход сотовых операторов на рынки дальнего зарубежья.

Покупка сотовым оператором «ВымпелКом» одного из крупнейших альтернативных операторов России «Голден Телеком».

Покупка оператором «ВымпелКом» 49,9% акций крупнейшего российского ритейлера «Евросеть».

Начало предоставления услуг 3G в ряде регионов России.

Начало продаж iPhone 3G в России.

Появление «универсального мегаоператора».
 Тенденции-2008

Рост уровня проникновения ШПД в регионах.

Снижение стоимости услуг ШПД в регионах.

Насыщение рынка ШПД в Москве.

Снижение тарифов на услуги фиксированной МГ/МН и местной связи.

Увеличение числа мобильных пользователей Интернета.

Стабилизация сотового ARPU.

Универсализация операторов.

Рост рынка платного ТВ.

Рост популярности социальных сетей.

Изменение вектора государственной политики в области инфокоммуникаций – от регулирования технологических вопросов к жесткому регулированию в сфере контента.

Появление конкурента у 3G в виде сетей мобильного WiMAX.
 Разочарование-2008

Двукратное реформирование надзорных органов в
 сфере связи, в результате которого эта структура так и не заработала системно и в полном объеме.

Отсутствие 3G в Москве.
 

Начало продаж iPhone 3G в России.
 

Отсутствие законодательства, обеспечивающего
 
недискриминационный доступ операторов связи к инфраструктуре.

Финал нацпроекта по подключению российских школ
 к Интернету.


 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!