Рубрикатор |
Статьи |
Антон САЛИН | 17 апреля 2024 |
Инвентаризация на автопилоте
RFID-технологии сегодня широко используются для учета и прослеживаемости объектов. Эффективность проектов на их основе можно повысить за счет интеграции с IoT-платформой.
Интеграция IoT-платформы с модулем автоматической радиочастотной идентификации объектов (Radio Frequency Identification, RFID) дает возможность точно определить все тонкие моменты в производственных операциях. Неизвестные прежде простои и потери становятся ясными и доступными для анализа, что позволяет компаниям значительно повысить эффективность своей деятельности.
Как это работает?
Программно-аппаратный комплекс, состоящий из RFID-меток и IoT-платформы с RFID-модулем, позволяет автоматизировать процессы инвентаризации на складе и значительно сократить время на их выполнение. Предметы (это может быть не только продукция, но и основные средства и другие материальные ценности) маркируются метками (тегами), а контрольные точки фиксируются с помощью оборудования для отслеживания их перемещения в режиме реального времени.
Теги состоят из двух элементов: микрочипа, который используется для записи и хранения информации, и антенны для связи между меткой и считывающим RFID-оборудованием. По тегам, нанесенным на предметы, их можно идентифицировать и отслеживать их положение в реальном времени, получать информацию о поступлении, перемещении и отгрузке продукции.
Дополнительные данные могут включать такие параметры, как срок годности, номер накладной, количество товаров в упаковке, дата производства, вес нетто и т.д. Это делает процесс управления запасами более эффективным и прозрачным.
Шпалы не шоколадки
Когда речь идет о маркировке, важно понимать, какие объекты подходят для нанесения на них RFID-меток. Шоколад или конфеты, например, слишком мелкоштучный товар, но если речь идет о крупногабаритных предметах, таких как машины или строительные материалы, крупные фасовки сыпучих продуктов, то маркировка становится возможной и эффективной.
RFID-технологии удобны для предприятий тяжелой или химической промышленности, машиностроения. Например, лидер в области хранения и перевалки сжиженных углеводородов и светлых нефтепродуктов, интегрировав такую платформу в свою ИТ-инфраструктуру, сильно упростил процедуру учета имущества – один из самых трудоемких процессов в организации. А на нефтехимическом предприятии используются метки с особым типом крепления для объектов уличного хранения – резервуаров и технологических установок, которые необходимо отслеживать в жару, снег и дождь.
RFID-технологии в ИТ-инфраструктуре крупной газоперерабатывающей и нефтехимической компании обеспечивают точное распознавание объектов и построение отчетов в реальном времени. Если мобильные сканеры обнаружат предметы, которые находятся вне своих назначенных помещений, система автоматически фильтрует лишние объекты, отображая только достоверную информацию. Если сотруднику необходим предмет в срочном порядке, он может обратиться к системе и определить его местоположение по инвентарному номеру, зафиксированному в последний раз.
Как перевести инвентаризацию в режим автопилота?
Каждое предприятие имеет свою уникальную структуру, бизнес-задачи и приоритеты. Поэтому компании-заказчику и ИТ-команде, которая будет внедрять новое решение, прежде всего следует обсудить проблемы и специфику организации и произвести предпроектное обследование. На этой стадии ИТ-специалисты посещают площадку заказчика, общаются с владельцами процессов и формируют техническое задание. Следующий этап – сбор дополнительных требований, подбор оборудования, проектирование и оформление документации. При необходимости базовый функционал системы дорабатывается в соответствии с конкретными запросами организации. После согласования архитектуры конечного решения начинается процесс внедрения.
После тестирования платформы продукт переходит в стадию опытно-промышленной эксплуатации. Платформа разворачивается на мощностях заказчика, объекты учета маркируются RFID-метками, настраиваются мобильные и стационарные RFID-считыватели, предназначенные для инвентаризации имущества, выявляются и устраняются недочеты.
Финальный этап – обучение сотрудников компании до полного понимания системы и ее запуск в промышленную эксплуатацию. Целесообразно заручиться технической поддержкой и гарантийным обслуживанием со стороны компании – поставщика решения.
И это только начало
Расчеты показывают, что среднестатистический проект внедрения RFID окупается за два-три года в зависимости от стоимости решения, затрат на внедрение, цены оборудования и других факторов. В успешных проектах внедрения данной технологии в российских компаниях зафиксировано значительное сокращение времени и трудозатрат при проведении инвентаризации, а также повышение точности учета материальных средств. Это свидетельствует о потенциале RFID для оптимизации производственных процессов и снижения операционных расходов в промышленности.
Антон Салин, директор по развитию бизнеса, Softline
Digital
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!