Рубрикатор |
Статьи |
Николай НОСОВ | 04 сентября 2023 |
Под парусом ИТ, или Ключевые тренды сервисного рынка
Разнообразие новых вендоров увеличило спрос на сервисную поддержку. Главными критериями при выборе сервисного партнера стали наличие экспертизы и возможность быстрой поставки запчастей.
Смена ветра
«Информационные технологии – паруса на яхте бизнеса, позволяющие судну идти вперед в условиях неопределенности и постоянно меняющегося ветра», – объяснила место проведения презентации нового исследования КРОК в яхт-клубе «Сила ветра» директор департамента маркетинга компании Елена Волковская. Сравнение удачное: чем-чем, а неопределенностью и изменениями направления ветра российский бизнес не удивишь. Только успевай перекладывать паруса и уворачиваться от пытающегося снести за борт гика. Или ловить порывы на галсах, пытаясь идти против ветра.
С февраля 2022 г. «ветер» сильно изменился, что нашло отражение в результатах опубликованного в августе нынешнего года исследования КРОК «Ключевые тренды сервисного рынка 2023». Уход зарубежных вендоров поломал привычные схемы поддержки ИТ-решений, и бизнесу пришлось срочно «перекладывать паруса».
Источник: КРОК
До событий 2022 г. на прямую вендорскую поддержку приходилось 47% сервисного обслуживания, что логично – кто как не поставщик лучше всего знает продукт и может быстро дать консультацию или провести ремонт. После ухода вендоров начали доминировать локальные сервисные партнеры, и это отрицательно сказалось на бизнесе – у двух третей опрошенных компаний стали случаться перебои в работе ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов.
Источник: КРОК
Поменялись и критерии выбора сервисного партнера. Если раньше мало сомневались в экспертизе поставщика ИТ-решений и выбирали по стоимости контракта, то теперь заказчики требуют показать квалифицированных специалистов.
Найти экспертов на рынке нелегко. Список сложностей, с которыми сталкиваются компании, возглавляет отсутствие кадров. На эту проблему указали 78% опрошенных. Причем проблема в поиске не просто специалистов – новичков хватает, – а именно высококвалифицированных, способных самостоятельно решать сложные задачи.
71% опрошенных отметили проблемы адаптации к новым условиям – новым вендорам и цепочкам поставок. 52% – незрелый сервис российских производителей, многие из которых недавно вышли на рынок и не имеют достаточной экспертизы.
Дополнительная проблема (62%) – интеграция новых, зачастую малоизвестных продуктов и уже установленных решений от старых, проверенных, но прекративших поддержку вендоров. По данным КРОК, более 95% компаний продолжают использовать зарубежную инфраструктуру – инвестиции сделаны, решения работают и так просто их на новые не поменяешь.
В таких сложных условиях при выборе сервисного партнера стоимость контракта отошла на третье место, уступив первое и второе квалификации инженеров подрядчика и наличию и полноте у партнера склада ЗИП. А со складом у многих проблемы. По данным исследования, 56% компаний не имеют складов ЗИП. 62% имеющих жалуются на сильно возросшую сложность логистики, 42% – на низкое качество запчастей. Все приходящие запчасти приходится тестировать, как, впрочем, и поставляемое оборудование. 25% компаний сталкиваются со сложностями при заказе редкого оборудования.
Наряду с изменением значимости критериев выбора провайдера и ростом спроса на тестирование альтернативных решений, пришедших на замену продуктам мировых лидеров, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, директор департамента инфраструктурных решений и сервисов КРОК Валентин Губарев выделил в качестве тренда разрастание «мультивендорного зоопарка» – использование программных и технических решений множества новых для рынка вендоров. Так, только российских платформ виртуализации насчитывается более десятка, а операционных систем в реестре отечественного ПО еще больше. И все эти решения надо тестировать, проверять работоспособность в интеграции с уже установленными системами ушедших игроков. Кроме того, эксперт отметил рост спроса на гибридную (офлайн плюс онлайн) сервисную поддержку. Сдвигу в онлайн сильно способствовала эпидемия коронавируса.
Поддержка инфраструктуры
Прямые вендорские контракты на поддержку ИТ-инфраструктуры перешли к сервисным партнерам. С 2021 г. количество поддерживаемого КРОК оборудования увеличилось в два раза, более чем на 60% выросло число запросов на сервис инфраструктуры.
Восстанавливается спрос на поддержку инженерных систем дата-центров. «Многие клиенты, особенно владеющие объектами КИИ, не готовы к работе в облаке и генерируют запросы на создание собственных ЦОДов», – пояснил бум запросов на проектирование и строительство дата-центров Сергей Пауков, директор департамента инженерных и мультимедийных систем КРОК. В настоящее время компания участвует в более чем десяти проектах строительства крупных дата-центров, причем в двух региональных, за пределами столиц.
Источник: КРОК
Оборудование в ЦОДе имеет огромное количество ресурсных компонентов, которые необходимо контролировать, обслуживать и своевременно менять. Это сложно, особенно в условиях импортозамещения и перехода на продукты малоизвестных вендоров. Компании стремятся переложить работы на сервисного партнера, желательно одного. Причем почти половина (48%) заказчиков обращаются за комплексным сервисным обслуживанием ЦОДов.
Ставка на управляемые сервисы
Изменились не только инженерные системы и «железо», но и используемые заказчиками программные компоненты. Даже хорошо отлаженное проприетарное ПО мировых лидеров не так легко поддерживать, что уж говорить о новых российских решениях и продуктах open source. Понятно стремление компаний не тратить ресурсы на свое «железо» и использовать облака, а поддержку развернутого в них софта передать на аутсорсинг провайдеру.
Рынок поддержки бизнес-решений вырос, по данным КРОК, в среднем на 30%, что неудивительно. «Ключевой тренд в области поддержки бизнес-решений – более чем двукратный рост спроса на управляемые сервисы и размещение в облаке. При этом происходит передел ИТ-рынка: появляются новые вендоры, дистрибьюторы и сервисные компании. Сегодня более 86% заказчиков тестируют новые, альтернативные решения в сфере ПО. Также наблюдается тренд на самостоятельное создание заказчиками ПО и адаптацию open source-решений, поскольку 47% компаний испытывают сложности в поиске на рынке редкого специализированного софта», – отметила Наталия Дьяконова, директор департамента телекоммуникаций КРОК.
… И все же главный тренд, отмеченный в отчете, – стабилизация рынка. Российский бизнес адаптировался к новым условиям, паруса поймали новые ветра и яхты продолжили путь.