Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 3 2023 |
Николай НОСОВ | 26 мая 2023 |
ЦОД как искусство
Российский рынок оборудования для дата-центров успешно адаптируется к новым требованиям, вызванным геополитическими изменениями и санкциями.
Таков основной вывод проведенной «ИКС-Медиа» 10-й конференции и выставки Data Center Design & Engineering. Лучшая, по мнению нейросети YouChat, российская конференция по ЦОДам собрала более 700 делегатов.
Объект творчества
В минувшем году российские цодостроители столкнулись с серьезнейшими вызовами. Заказанное у европейских производителей оборудование не могло пересечь границу – фуры разворачивали и отправляли обратно. Проектировщикам ЦОДов приходилось срочно переделывать проекты, искать новых производителей из России и дружественных стран, использовать не имеющие опыта длительной эксплуатации в ЦОДах решения. Продукцию нужно было тщательно тестировать, вписывать в уже существующую инфраструктуру. И учитывать возможность негативных сценариев, новых санкций, создающих риски для поставки выбранных элементов инженерной инфраструктуры в будущем.
«ЦОД стал объектом творчества. Сегодня ЦОД в России – уникальный и неповторимый объект, зависящий от конкретных людей и компаний», – сформулировал директор по развитию бизнеса iKS-Consulting Дмитрий Горкавенко.
Кисти и краски
Художнику для творчества нужны кисти и краски, причем всей палитры цветов, не ограничивающей замысла творца. Проектировщику ЦОДов – комплектующие и оборудование, пусть не всей существующей палитры, ибо она ограничена санкциями, но хотя бы достаточной для реализации проекта. И такие, чтобы картина со временем не растрескалась, а краски не выцвели.
«Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам», – говорил создатель новой марки автомобилей Фердинанд Порше. Совет немецкого конструктора актуален и сегодня. «Можно найти китайское оборудование, которое ничем не хуже американского, и считать, что теперь будет все в порядке. Но это путь в тупик. Неизвестно, как поведет себя китайское оборудование через год и какие будут отношения между странами. Мы пошли по пути полного импортозамещения, а то, чего нет на рынке, решили создавать сами», – пояснил позицию компании руководитель эксплуатации дата-центров «Яндекса» Алексей Жумыкин.
Сделано в Рязани
Для того чтобы самим создать всё, не хватит ресурсов даже российского ИТ-гиганта. Что уж говорить о менее крупных компаниях. Однако российские поставщики активно стараются занять освободившиеся после ухода западных вендоров ниши. Например, компания ART ENGINEERING, само название которой выражает готовность помочь в инженерном искусстве.
Используя собственное конструкторское бюро, ART ENGINEERING производит решения, кастомизированные в соответствии с требованиями конкретного заказчика: криволинейный холодный коридор, обходящий несущую колонну в машзале, или улучшающие дизайн машзала интегрированные с холодным коридором распределительные шкафы. Больше возможностей для творчества проектировщикам предоставят шинопроводы, крепящиеся к коридору сверху.
Проблемы с поставками приводят к «зоопарку» оборудования. Даже одинаковые по количеству юнитов шкафы разных производителей зачастую имеют разную высоту. Из-за этого образуется зазор, который можно закрыть регулируемыми по размерам шторками ART ENGINEERING.
Компания полностью российская. Ее технический директор Иван Христофоров сообщил, что производственная площадка компании находится в Рязани, а офис и службы технической поддержки – в Москве.
C заявкой на лидерство
К числу российских можно отнести и ставшую международной компанию ДКС. В номенклатуру продукции работающего четверть века производителя входят шкафы, СКС, трехфазные ИБП. На рынке хорошо известны и проволочные лотки, кабельные каналы, шинопроводы, фальшполы, изготовленные российским вендором. В прошлом году в ассортименте продукции ДКС появились полностью локализованные низковольтные комплектные устройства, холодный коридор и оптические претерминированные сборки.
Постоянно повышая уровень локализации продукции, компания стремится всё изготавливать сама. По словам коммерческого директора ДКС Сергея Смирнова, в разработке находятся более 500 новых продуктов, а к 2025 г. компания намерена выйти в лидеры среди производителей ИT-рынка.
Шинопроводы на любой вкус и цвет
Наибольшим среди конкурентов опытом в области монтажа шинопроводных систем на территории РФ и СНГ обладает компания KLM – об этом заявил Сергей Соколов, директор по стратегическому развитию «Албимакс металл» (KLM). Решение кастомизируемое – заказчик получит шинопровод любой геометрии, и он будет покрашен в выбранный цвет.
KLM может изготовить шинопроводы с полным повторением габаритных размеров, а также стыковочные модули для шинопроводов иностранных производителей. Аттестация монтажного персонала заказчика проводится непосредственно на месте сборки изделия.
Завод компании находится во Владимире. Перед отправкой клиенту оборудование проходит тщательный контроль (согласно ISO 9001) в службе ОТК. В продукции используются только высококачественные материалы российского производства.
Среди реализованных проектов – ЦОДы МТС в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске, ЦОДы GreenBushDC и дата-центр «Останкино» в Москве, ЦОД «Вконтакте» в Санкт-Петербурге.
Ушли, а люди остались
Ведущие зарубежные вендоры покинули наш рынок, но их российские команды, получившие передовой опыт сервисного обслуживания, в стране остались. Некоторые перебрались к российским конкурентам, например, в DCConsult работают специалисты из Vertiv.
Прошли те времена, когда условный Schneider Electric строил типовой моновендорный ЦОД под ключ. Теперь на российском рынке нет стандартных решений, их надо создавать «под себя». В том числе и в сервисной поддержке. «Ключевым в ближайшие годы станет наличие сервисных команд», – считает директор по развитию DCConsult Евгений Журавлев. Обеспечить быстроту реагирования и высокий уровень обслуживания этим командам должны помочь системы service desk.
Компания же Schneider Electric, уходя, передала активы российскому менеджменту, который создал компанию Systemе Electric. Новая компания со старой аббревиатурой продолжила сопровождение поставленных французами систем. И хотя Schneider Electric не предоставила право на использование своих технологий, но накопленная российскими сотрудниками экспертиза позволяет создавать замещающие решения, которые по техническим характеристикам зачастую превосходят продукцию французского производителя.
Из представленных на конференции решений для ЦОДов наибольший интерес вызвало флагманское решение Systemе Electric – модульные трехфазные ИБП с внутренним резервированием и «горячей» заменой модулей серии Excelente, с которыми познакомил слушателей технический директор управления по рынку «Информационные технологии» Алексей Соловьев.
Трудный выбор
Прошедшие на конференции дискуссии оставили открытым вопрос, какое оборудование лучше использовать в проектах. Выбор идет между привычным, поставляемым по параллельному импорту, западным, своим российским, китайским и оборудованием из других дружественных стран, прежде всего Турции и Индии.
Основные сторонники отечественных решений – их вендоры, отмечающие низкие санкционные риски расположенного на территории России производства. Покупка таких решений способствует развитию российской экспертизы, а за счет более простой логистики сокращает сроки. Для российских продуктов лучше налажены сервисные и гарантийные работы. Да и материалы для изделий в России дешевле, поскольку китайцы зачастую делают их из российского сырья, в частности, металла.
Сторонники китайских решений отмечали их более низкую цену за счет на порядки большего китайского рынка. Да и время поставки российских продуктов не всегда меньше, а если в российском изделии используются китайские блоки, то еще увеличивается. Ведь российскому вендору после получения заказа от клиента требуется сделать свой заказ непосредственно в Китае. И ждать, когда его выполнят.
«Не согласен, что рынок должен покупать российское оборудование дороже, чем у поставщиков из Китая. Поддержка отечественного производства – задача государства. На основании чего коммерческие заказчики должны платить на 30% больше?», – задал риторический вопрос генеральный директор компании «Свободные Технологии Инжиниринг» Евгений Вирцер.
Большинство экспертов сошлись во мнении, что все зависит от конкретного типа оборудования. Ситуация на рынках электропитания, охлаждения, пожаротушения разная, где-то лучше у российских вендоров, где-то у китайских. Единственное, с чем согласились все эксперты, не стоит ориентироваться на оборудование, поставляемое в рамках параллельного импорта. Слишком много рисков с поставкой и дальнейшим сопровождением.
Из того, что было
Бесследно санкции не прошли. По оценкам директора по развитию компании «Хайтед-Энергетика» Михаила Саликова, с точки зрения доступных технологий отечественный рынок откатился на несколько лет назад. Российские вендоры перегружены и работают «в режиме ошпаренной кошки», что сказывается и на качестве. ЦОДы приходится строить из ограниченного набора решений, имеющихся на рынке.
Оборудование имеет смысл по возможности покупать с запасом – не очевидно, что потом оно будет доступно на рынке или не поменяются его конструктивные особенности. Замены могут произойти даже на этапе строительства, и это требует перепроектирования. Доверия к качеству стало меньше – оборудование лучше проверять и на заводе, и при приемке, и в составе системы в ходе пусконаладочных испытаний.
Зато, по оценкам Uptime Institute, в России сформировался пул проектных команд, которые предлагают оригинальные решения, соответствующие мировым трендам. Сертификация даже сложных проектов проходит с минимальным количеством корректировок. «Российская индустрия проектирования, строительства и эксплуатации ЦОДов находится сегодня на мировом уровне», – констатировал управляющий директор Uptime Institute в России и СНГ Алексей Солодовников.
Так что с «художниками» у нас все в порядке. Не будет самых ярких красок, нарисуют теми, что есть. Решат проблемы за счет новых архитектурных подходов. И российская индустрия ЦОДов продолжит поступательное
развитие.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!