Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2 2022
Николай НОСОВ  08 апреля 2022

Криптовалюта против санкций

Криптовалюты не могут служить средством платежа внутри страны, но они не запрещены в трансграничных расчетах. Их использование позволить смягчить действие западных санкций как на отдельных граждан и компании, так и на экономику в целом.

Очередной разворот

Геополитика повлияла на отношение к криптоотрасли в России. «Еще в декабре речь шла о полном запрете криптовалют вплоть до введения уголовной ответственности. Сейчас ситуация повернулась на 180 градусов», – отметил на пресс-конференции о будущем криптовалют и майнинга в новой российской реальности, прошедшей в ММПЦ «Россия сегодня», основатель и генеральный директор компании Bitnalog.com Дмитрий Мачихин.
 
Эксперт признал, что криптовалюту уже используют для обхода санкций. «Рынок должен быть устроен таким образом, чтобы люди имели возможность не искать подпольные пути для обхода санкций, а работать с этими механизмами законно», – заявил Д. Мачихин. Нужно, чтобы была возможность платить налоги в бюджет, доказывать легальность происхождения средств регулятору, а Росфинмониторинг мог препятствовать выводу из страны крупных сумм.

Криптовалюты дают доступ к международным капиталам. Через них локальные проекты смогут получить средства от частных лиц со всего мира. Причем, по утверждению главы Центра компетенции Ethereum в России Владислава Мартынова, эта схема давно отработана. Таким образом можно смягчить действие санкций, отрезающих страну от международного капитала. Кроме того, криптовалюты помогут ведению отечественного бизнеса за границей – российские компании, в том числе попавшие под санкции, смогут делать инвестиции за рубежом. 

Не все криптобиржи одинаково полезны

В киберпространстве нет границ, проблемы возникают при конвертации переведенных за рубеж криптовалют в фиатные деньги. Основатели крупнейших криптобирж публично заявили, что категорически против любой дискриминации. «Если бы мы собирались заблокировать счета жителей стран, несправедливо нападающих и провоцирующих насилие по всему миру, то в первую очередь мы заморозили бы все счета в США», – заявил генеральный директор криптобиржи Kraken Джесси Пауэлл.

Однако если счета находятся в централизованной бирже, зарегистрированной как юридическое лицо, то блокировка возможна. Юридические лица должны выполнять законодательства своих стран. И делают это, подобно американской криптовалютной бирже Coinbase, которая объявила, что в рамках санкций против России заблокировала более 25 тыс. кошельков, связанных с российскими гражданами и компаниями.

Некоторые биржи идут дальше – криптобиржа Qmall заблокировала аккаунты всех жителей России и Белоруссии. Закрыли доступ к торговым платформам для россиян южнокорейские криптовалютные биржи Upbit, Bithumb и Korbit.
Блокировки со стороны крупных западных криптобирж затруднят работу, но не смогут полностью перекрыть трансграничные переводы. Как пояснил В. Мартынов, выходом может стать использование децентрализованных бирж, не имеющих юридической привязки к той или иной стране.

Майнинг поможет экономике

За последний месяц котировки основных криптовалют (биткоин и эфириум) выросли на 19 и 23% соответственно. Это в несколько раз превышает рост традиционных бизнесов. Хотя непрофессиональным игрокам эксперты не рекомендуют использовать криптовалюты как средство спасения сбережений ввиду большой волатильности курса, они призывают к полной легализации майнинга. Приравнивание добычи криптовалюты к предпринимательской деятельности значительно увеличило бы поступления в бюджет: по некоторым оценкам, сумма может составить $200 млн в год.

Развитию майнинга мешают противоречивые сигналы, поступающие от российских регуляторов. В начале 2022 г. Банк России предложил установить запрет на организацию выпуска, выпуск, организацию обращения криптовалют (в том числе криптобиржами, криптообменниками и P2P-платформами) на территории России, т.е., по сути, полностью запретить криптовалюты и майнинг в стране. С тех пор позиция регулятора не изменилась. Противоположную позицию занимает Минфин, который предложил  легализовать цифровые валюты в качестве инструмента для инвестиций и закрепить определение цифрового майнинга как деятельности, направленной на получение криптовалюты. Законопроект поддержало Минэкономразвития, считающее , что добычу криптовалют надо признать коммерческой деятельностью и взимать налоги по факту обмена криптовалют на рубли.

Неопределенность позиции регуляторов снизила привлекательность добычи криптовалют в России для иностранных инвесторов и майнеров, покидающих Китай из-за полного запрета майнинга в этой стране. По оценкам Д. Мачохина, если бы Россия предоставила свои мощности для 30% ушедших из Китая майнеров, то в пересчете по текущему курсу получала бы $5 млрд в год.

«Майнинг никогда не был нелегальной деятельностью в России», – подчеркнул Дмитрий Мариничев, представитель уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интернета. Запрет майнинга в Китае интернет-омбудсмен связал с дефицитом электроэнергии в стране. Во многих районах России такого дефицита нет, а развертывание майнинговых ферм обеспечило бы стабильный спрос на электроэнергию и, как следствие, повысило эффективность эксплуатации инфраструктуры электроэнергетики.

Санкции как стимул скачка в криптобудущее

«Криптовалюты нужно разрешить. Надо обучать людей пользоваться ими. Изменения только в торговле могут быть радикальными, не говоря уже о возможности совершать покупки в любой точке. При наличии блокчейн-технологии не нужно везти с собой деньги для оплаты, не нужна структура для взаимодействия в межбанковском пространстве, не нужна платежная система. Радикально меняется структура экономики. В результате произойдут огромные инфраструктурные изменения. Нужно переходить к новой реальности и по-другому структурировать социально-экономические отношения с помощью доступных сегодня технологий», – заявил Д. Мариничев. По его мнению, нужно полностью легализовать криптовалюты на территории РФ, а рубли использовать только для налоговых платежей и номинирования долгов.

Основатель компании Listing Help Сергей Хитов напомнил, что в мире уже есть государство, перешедшее на расчеты в криптовалюте, – Сальвадор. Э то важный пример работоспособности подхода, несмотря на малый размер страны.

Дело не в легализации

В будущем страны, возможно, начнут использовать криптовалюты для расчетов, что сильно упростит трансграничные платежи, но мы живем в настоящем и надо думать, как решать сегодняшние проблемы.

«Криптовалюта и так не запрещена. Запрещено ее использование в качестве платежного средства внутри страны, и не думаю, что ЦБ откажется от постулата, что единственное легальное средство платежа – рубль. Никто не запрещал майнинг и продажу криптовалюты, надо только заплатить за нее НДС как за товар», – дал пояснение нашему изданию основатель компании Erachain Дмитрий Ермолаев. 

В России можно купить криптовалюту (например привязанные к фиатным деньгам стейблкоины) и перевести ее за рубеж. Сложности возникают с крупными суммами, необходимыми для ведения бизнеса. Но эти сложности существовали и до введения санкций. Даже если открыть счет в банке Сальвадора, перевести туда биткоины и обменять их на доллары, то крупные суммы могут вызвать вопросы у банков тех стран, куда деньги будут перечисляться дальше. «Мировая банковская система сопротивляется попыткам ее обойти с помощью новых технологий», – добавил Д. Ермолаев. Но небольшие платежи проходят.

В связи с событиями на Украине и тотальными санкциями российские банки не могут проводить платежи в другие страны. Реальный пример: оборудование пришло из-за рубежа, а оплатить его не получается. Как тогда вести ведомость банковского контроля, которая раньше называлась «паспорт сделки»? 

Сделку закрывает банк. В него из таможни пришли документы – товар границу пересек. Формально деньги продавцу за товар можно передать не только банковским переводом, но и другим путем. Например, отправить самолетом чемодан с наличными. Или купить на нашей территории криптовалюту, перечислить по блокчейн-сети (скажем, российской Erachain) продавцу, чтобы он ее продал и зачислил доллары или евро на свой счет, указанный в прилагаемом для банка письме.

Такая схема законна. Банку предоставляются справка о покупке криптовалюты и письмо контрагента с реквизитами и описанием прохождения средств. По сути, платеж проведен в цифровой наличности, и банк может закрыть сделку так же, как и при оплате ее наличной валютой. Все легально – не надо даже менять законодательство. Нужно только, чтобы регулятор написал и разослал организациям разъясняющее письмо. 

Что не запрещено, то разрешено, но бухгалтерия рисковать не любит и хочет получить инструкции. По словам Д. Ермолаева, на просьбу разъяснить ситуацию Банк России ответил, что сначала надо провести сделку, предоставить все документы и только после этого будет вынесен вердикт о легальности такой операции. Быть первым и тестировать схему на себе никто не хочет. Было бы хорошо, если бы ЦБ обратил внимание на проблему и желательно оперативно – бизнес должен работать уже сейчас. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!