Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 4 2020 |
Борис ПОПОВ | 21 декабря 2020 |
Видеоконференцсвязь в России: правда, о которой не говорят
Сегодня сотрудники многих компаний продолжают работать удаленно, и российский рынок видеокоммуникаций остается в зоне повышенного внимания. Однако эксперты рынка зачастую опускают вопросы классификации систем видеосвязи и тем затрудняют грамотный выбор решений.
Классы систем видеосвязи
Разговор о рынке видеообщения следует начать с выделения трех основных классов технологий, которые на нем присутствуют. Важно отметить, что решения, относящиеся к разным классам, имеют разные преимущества и ограничения, используют разные технологии, поддерживают разный функционал и качество видеосвязи, предназначены для разных задач и в общем случае технически несовместимы между собой.
Видеоконференцсвязь (ВКС). Эта технология предназначена для обеспечения бизнес-процессов и передачи критичных к качеству потоков видео и аудио, когда участники в режиме видеоконференции обсуждают свои вопросы, используя ВКС как инструмент. При этом пользователи имеют гарантированное качество видео и звука, без задержек и искажений, всегда видят необходимых абонентов и докладчиков, получая так называемый эффект присутствия. Количество абонентов ВКС может быть практически неограниченным.
Видеоконференцсвязь базируется на общепринятых стандартах и рекомендациях Международного союза электросвязи, благодаря чему становится возможным взаимодействие оборудования разных производителей; для кодирования и декодирования потоков с целью уменьшения задержек задействуются специальные устройства (кодеки). Абонентским комплектом может служить персональный компьютер, однако использовать беспроводные каналы связи, мобильные устройства и т.д. рекомендуется только в качестве резервных или аварийных. Эта технология требует более серьезных вложений в инфраструктуру по сравнению с другими классами: необходимо оборудовать залы, переговорные комнаты и рабочие места абонентов и, главное, – установить достаточно мощные серверы MCU (Multipoint Control Unit). Серверы MCU обрабатывают сотни и тысячи видеопотоков от подключенных абонентов и отдают каждому из них готовую персональную «картинку» в одном потоке аудио и видео, что обеспечивает значительно более высокое качество передачи видео и звука по сравнению с решениями других классов.
Вершина развития ВКС – технология Telepresence, полного погружения человека в общение с собеседником с достижением эффекта контакта «глаза-в-глаза». Здесь не только используются самые высокие характеристики передачи видео и звука из арсенала доступных в ВКС, но и уделяется особое внимание подготовке помещения (установка студийного звука, света, фона и даже специальная расстановка мебели). Такой подход создает эффект полного присутствия: участники общаются так, как будто находятся в одном помещении, и забывают о существовании между ними технических средств, концентрируясь на обсуждаемой тематике.
Вебконференцсвязь получила массовое распространение при активном развитии интернета. Она основана на передаче одного и того же изображения всему массиву подключенных абонентов, но с разным качеством. В качестве терминалов задействуются в основном персональные компьютеры, планшеты и смартфоны. Абонентское устройство каждого из участников из всех потоков выбирает тот, который в состоянии обработать, и выводит его на экран, принимая, но игнорируя остальные потоки. Данный сегмент исторически предназначался для работы в малых группах (до 50 абонентов).
Вся обработка видео и формирование итоговой «картинки» вместо сервера MCU выполняется процессором абонентского устройства, а центральный сервер занимается только коммутацией потоков аудио и видео. При этом каждый из производителей применяет собственные протоколы сжатия и передачи потоков аудио и видео (для улучшения сжатия и уменьшения задержек). Оборотной стороной перехода на проприетарные протоколы является невозможность взаимодействия систем разных вендоров, а качество видео и звука никак не контролируется и не гарантируется системой.
При отображении на экране нескольких выступающих сервер отправляет каждому из зрителей соответствующее количество видеопотоков. В результате на экране редко присутствуют более четырех-пяти докладчиков, а качество изображения и звука напрямую зависит от сценария проводимого мероприятия. Как правило, вебконференцсвязь используется для онлайн-лекций, когда докладчика с презентацией слушает множество абонентов. Возможность вывести определенного абонента на экран для того, чтобы он мог подать реплику или задать вопрос, при этом либо исключается, либо технически ограничена, взаимодействие аудитории и выступающего происходит в основном при помощи чата.
Видеокоммуникатор. Это технология видеообщения «точка – точка», или просто видеотелефон. При организации многоточечной связи раскладка абонентов только одна, количество собеседников на экране не превышает 10–12.
Рынок в тумане
Российский рынок видеоконференцсвязи был сформирован в 2000-х гг. ведущими зарубежными игроками – производителями систем ВКС профессионального класса. Отечественных решений на нем практически не было. На тот момент в нашей стране технология была неразвита. Поскольку системы ВКС были дорогими и сложными, их могли позволить себе в основном крупные государственные и коммерческие структуры. Они и стали основными заказчиками систем видеоконференцсвязи, сформировав этот небольшой сегмент ИТ-рынка. Фактически 90% сетей ВКС были построены на оборудовании иностранных вендоров, среди которых наибольшей популярностью пользовались Avaya, Сisco Systems, Polycom (ныне – Poly).
Однако программа импортозамещения и контрсанкций, введенная в действие после 2014 г., привела к появлению на рынке отечественных производителей систем видеосвязи: IVA Technologies, Mind, SPIRIT, TrueConf, Vinteo и др. Многие из них пошли по пути разработки решений в сегменте веб-конференций. Это объяснимо, так как подобные системы более просты с технологической точки зрения, зачастую основываются на использовании open source-продуктов и не предъявляют особых требований к серверному оборудованию.
Но продавать эти упрощенные продукты некоторые вендоры начали в качестве полноценных систем ВКС профессионального класса, заявляя об их соответствии единому списку технических стандартов ВКС и говоря об успешном и недорогом импортозамещении в этом сегменте. Поскольку веб-конференция – другая технология, полноценно интегрироваться с имеющейся инфраструктурой ВКС профессионального класса она не может. Часто заказчик, уже инвестировав в проект и приобретя (как ему казалось – очень удачно) дешевое отечественное решение ВКС, сталкивается с тем, что при интеграции такого продукта в существующую инфраструктуру система в целом не функционирует. Новый сегмент сети работает отдельно и требует отдельной поддержки и обслуживания.
Рынок программных и аппаратных средств видеосвязи перенасыщен самыми разными по цене и качеству решениями поставщиков – от дорогостоящих переговорных комплексов до бесплатных программных сервисов. Однако не разработаны четкие процедуры оценки соответствия решений стандартам ВКС. Из-за этого во многих ведомствах системы ВКС, которые должны работать в единой сети по всей стране, несовместимы между собой, и это тормозит развитие таких важных направлений, как телемедицина, дистанционное образование и т.п.
Занятия по физике для школьников, г. Гагарин
Вместе с тем в сегодняшних обзорах рынка видеокоммуникаций, как правило, отсутствует разделение решений на классы, вендоры и интеграторы приводятся единым списком. Являясь представителем одного из российских производителей систем ВКС, воздержусь от классификации и ранжирования решений коллег и я. Такой анализ – задача для независимого исследования, потребность в котором становится все более настоятельной, поскольку отсутствие четкой классификации затрудняет подбор оборудования для проектов создания и особенно – расширения систем видеоконференцсвязи.
Как правильно выбрать решение?
На вопросы, связанные с выбором продукта видеосвязи, сложно ответить однозначно – это все еще проектный бизнес, и оптимальное решение зависит от поставленной задачи и имеющейся инфраструктуры, особенно для сетей федерального уровня.
Так, для системы на 50 пользователей видео в одноуровневой сети и при широких каналах связи прекрасно подойдет недорогое решение веб-конференций, и нужно только выбрать из многообразия производителей. Если же требуется система на 100 и более пользователей с задачей объединить новое решение с имеющимся «зоопарком» оборудования, с территориально разнесенными узлами, узкими или нестабильными каналами – тут круг игроков резко сужается до классических «железных» решений или программных ВКС профессионального класса. Такие решения, даже отечественного производства, потребуют заметных инвестиций, но они необходимы для расширения «серьезных» систем ВКС, использующих каскадирование серверов, транки, систему управления вызовами, транскодирование «картинки» на стороне сервера и др.
Стоит отметить, что сегодня среди систем профессионального класса практически отсутствуют моновендорные сети – как правило, требуется объединять сегменты разных вендоров с разными задачами. В результате введения режима самоизоляции изменилась структура абонентов профессиональных сетей ВКС. Подавляющее большинство абонентов для участия в сеансах ВКС перешли на программные клиенты для персональных компьютеров и мобильных клиентов, резко повысилось количество одновременных участников конференций. Стандартными кодеками продолжают пользоваться не более 10–15% абонентов из больших залов заседаний и переговорных комнат.
Рассмотрим, как должна выглядеть схема внедрения профессионального решения видеосвязи. Например, у государственной организации ранее установлено оборудование ВКС нескольких иностранных вендоров, и пришло время масштабировать или обновлять сеть. Цель – получить единую систему видеосвязи, в которой новые и старые компоненты будут слаженно работать, обеспечивая нужный функционал. При этом надо сохранить возможность для дальнейшего масштабирования сети и желательно сэкономить бюджет.
У заказчика есть два пути – обратиться к зарубежным вендорам, на оборудовании которых построена имеющаяся сеть ВКС, или выбрать отечественное решение. Если заказчику необходимо соблюсти все условия импортозамещения, то он начинает искать продукты отечественного производства, при рассмотрении предложений обращаясь к единому списку технических стандартов видеосвязи, которые они должны поддерживать.
Урок физики в 1-м Московском кадетском корпусе
Самый действенный способ проверки отобранных вариантов – установка пилотного решения ВКС на базовой сети организации и тестирование продукта в рабочих условиях. Пилотная эксплуатация позволит определить реальный функционал решения и покажет готовность вендора к честной работе до заключения контракта. Также желательно сразу узнать, как будет происходить обслуживание системы ВКС после покупки. Заказчик должен получить поддержку от специалистов, которые хорошо знакомы с реалиями российских проектов и смогут в случае необходимости переписать ядро системы. И только если продукт соответствует техническим требованиям и к его предпродажному тестированию замечаний нет, можно подписывать контракт на поставку.
Реалии импортозамещения в ВКС
Как было сказано выше, госполитика и санкции в 2014 г. сильно повлияли на рынок ВКС в России и дали отечественным разработчикам карт-бланш на вывод на рынок своих решений. Но поскольку некоторые вендоры выступили за нивелирование технологических различий между классами решений видеосвязи, у заказчиков появился негативный опыт в использовании так называемых систем ВКС (по сути – упрощенных решений веб-конференций), а следовательно, и стойкое убеждение, что российских аналогов продуктов Cisco, Polycom и других не существует. Эту идею растиражировали СМИ и эксперты, увидев иностранное решение ВКС у президента, и в итоге даже от правительства посыпались предложения по созданию «убийцы» условного Zoom.
В реальности ситуация несколько иная. Во-первых, если говорить об использовании иностранных решений ВКС в больших государственных ведомствах, где вся инфраструктура изначально была построена на их продуктах, то нужно понимать, что масштабная замена парка оборудования требует времени и внедрение новых решений в некоторых случаях занимает годы.
Во-вторых, российских решений ВКС, которые поддерживают стандарты традиционных систем видеоконференцсвязи (включая H.323 и SIP), совместимы с системами Avaya, Cisco, LifeSize, Polycom и др. и которые можно внедрять в уже существующие сети, построенные на оборудовании этих вендоров, на рынке единицы. Однако немногочисленные российские решения, которые полностью соответствуют этим требованиям, уже достаточно широко используются в сетях крупных государственных заказчиков, обеспечивая полнофункциональную замену серверов Cisco и Polycom, поддержку более 100 участников, работу в закрытых сетях, отказоустойчивость, высокий уровень безопасности и др. Пока это не масштабные проекты, и многие заказчики все еще предпочитают иностранных вендоров, однако здравый смысл в вопросах цены и безопасности никто не отменял.
Например, реализация проекта ВКС на решении иностранного вендора, как правило, влечет за собой развертывание большого количества разных продуктов этого производителя (обычно отдельных аппаратных серверов со своим интерфейсом управления), требует достаточно дорогостоящей подписки на сервисы, а также наличия специалиста, который глубоко понимает инфраструктуру именно этого вендора и свободен для поддержки проекта. Размещение серверов в другой стране сразу остро ставит вопрос безопасности, и госструктуры не всегда могут себе позволить его обойти.
Инвестиции тоже имеют значение: масштабный отечественный проект ВКС в целом получится дешевле на 30–40% за счет как более низкой стоимости, так и отсутствия необходимости платить за дополнительный функционал.
Конечно, при желании заказчик всегда может обосновать использование именно иностранных решений, но все-таки тенденция внедрения отечественных продуктов ВКС набирает силу. Изначально этому поспособствовал закон об импортозамещении и определенные критерии для включения в реестр отечественного ПО, попадание в который дает преимущества при госзакупках. Если политика импортозамещения продолжится в этом русле, без принятия комплиментарных для иностранных вендоров поправок, то у отечественных разработчиков ВКС есть все шансы со временем потеснить иностранцев в большинстве проектов.
Среди очевидных преимуществ отечественных решений – возможность кастомизировать решение под любые пользовательские сценарии. Тем самым заказчик получает возможность приобрести широкий функционал системы, полное и бесшовное совмещение всех имеющихся систем аудио- и видеообмена между собой, а также прямую сервисную поддержку.
Борис Попов, директор по развитию бизнеса,
Vinteo
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!