Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2020
Константин РЕНЗЯЕВ  23 сентября 2020

Экосистемных окон негасимый свет

Одним из важных трендов развития экономики эксперты называют создание экосистем – тесно связанных между собой сервисов, работающих по принципу одного окна. 

Предположения о том, что через несколько лет во всех сферах останутся только Сбербанк, «Ростех» и «Яндекс», раньше воспринимались как сарказм. Но сегодня, с учетом возможностей облаков, экосистем и объединенных точек доступа к ним, ироническая составляющая таких высказываний становится все меньше.

Сегодня компании во многих отраслях стремятся взять на себя роль многопрофильного центра, предлагающего целый набор готовых решений. Появляются экосистемы разнородных сервисов и продуктов, предоставляемых одним провайдером в формате одного окна за счет расширения собственного портфеля компетенций либо через партнеров. 

ИТ, телеком и банки – в лидерах

Яркие примеры реализации экосистемного подхода с доступом к портфелю сервисов и продуктов через одно окно – банковский сектор и телеком. Предложения Сбербанка, Тинькофф, ряда операторов связи, в частности МТС (который сегодня уже не просто оператор связи, но и банк и облачный провайдер), отлично иллюстрируют данный тренд. Безусловный российский лидер в этом направлении – «Яндекс». Компания недавно зарегистрировала несколько доменов, в том числе под банковскую деятельность. Стремительно развивается Сбербанк: если в начале 2019 года его экосистема насчитывала 20 компаний, то всего за год в нее удалось вовлечь еще 28 проектов. При этом за два года банк потратил на построение своей экосистемы 125 млрд руб.

На глобальном рынке самые дорогие и быстрорастущие компании – многопрофильные ИТ-игроки. В топ-5 самых богатых бизнесменов планеты входит лишь один не «цифровой» представитель – владелец Luis Vuitton Бернар Арно. 

В перспективе экосистемный подход одинаково выигрышен для всех отраслей. Можно строить полноценные B2B-экосистемы с последующей интеграцией продуктов их работы в B2C-экосистемы. Даже вокруг сельхозсектора появляются инновационные компании, предоставляющие, скажем, услуги управления техникой, анализа урожайности на основе технологий больших данных и искусственного интеллекта и т.д. Менее всего подобные тенденции заметны на предприятиях машиностроения, что обусловлено большим объемом требуемых инвестиций как в основное производство, так и в ИТ, необходимые для качественного цифрового рывка. 

Почему и как это работает

В экосистеме синергический эффект увеличивается по мере роста числа участников и повышения уровня их вовлеченности. Формируется большое разнообразие продуктов/услуг в едином центре доступа в рамках объединенного предложения.

Формат одного окна и экосистемы тесно связаны между собой. Можно сказать, что любая экосистема продуктов и сервисов стремится достичь в своем развитии формата одного окна для клиентов. Для этого сначала должна сформироваться единая точка выхода в виде продуктового предложения: веб-портал, help desk, приложение, где по запросу доступны все необходимые возможности сервисов, решений и технической поддержки. Затем предложение расширяется, унифицируется, и для доступа к нему создается единый интерфейс. 

Первоначально экосистемы сервисов и продуктов формировались эволюционно: провайдер постепенно набирал компетенции в своей отрасли и выводил на рынок новые предложения. Каждое направление развивалось обособленно, но в какой-то момент их разрозненные системы service desk объединялись, и таким образом экосистема сервисов приобретала формат одного окна. Сегодня мы видим расцвет коммерческого пути создания экосистем: компании-гиганты скупают готовые продукты и сервисы, включая приобретения в свой пул предложений. Конечно, эволюционный способ продолжает работать, особенно в крупных экосистемах, в которых компании с помощью своих R&D-отделов на основе общей технологической базы запускают собственные разработки, которые встраиваются в систему одного окна. 

Экосистемы + облако = бизнес будущего?

Одна из причин популярности экосистем – развитие облачных платформ и предоставляемых ими возможностей. Привязка к облакам – технологическая, вызванная более общей тенденцией к использованию платформ в качестве стандарта для множества актуальных бизнес-задач. Платформы облегчают интеграцию продуктов и сервисов между собой, обеспечивают отказоустойчивость и упрощают доступ к ресурсам экосистемы. 

Сегодня практически любое программное решение, лежащее в основе современных сервисов, разворачивается на облачной платформе как на оптимальном инфраструктурном фундаменте бизнеса, к которому проще, дешевле и экономически целесообразнее «прикручивать» все остальные инструменты и функции. IaaS- и SaaS-решения, доступные в рамках облачных платформ, покрывают технологические потребности поддержки работы экосистемы и интерфейса одного окна в полном объеме. Как правило, достаточно стандартного набора ресурсов и архитектуры, а далее внутри арендованных ресурсов каждая компания настраивает детали необходимой для ее задач конфигурации. 

В облаках развернуты open source-платформы service desk, например Open source Ticket Request System (OTRS), откуда любой провайдер может ее «достать», сконфигурировать нужным образом, использовать для себя в любых средах и даже оформить решение на базе OTRS под собственной лицензией для коммерческого распространения. 

По нашему опыту, сегодня в облачной парадигме прекрасно реализуются сервисы, построенные вокруг программ автоматизации бизнеса. Для экосистемы в облаке подходят все сервисы и продукты, позволяющие бизнесу максимально «отторгнуть» от себя непрофильную деятельность и получить качественный сервис, не отвлекаясь от основной работы. При этом облако является фундаментом всей экосистемы.

Прорубить «одно ИТ-окно»

Основные сложности создания сервиса по принципу одного окна или экосистемы заключаются в распределении ролей и ответственности между партнерами, а также в организации ИТ-архитектуры. В теории все легко – команды специалистов вовлеченных в проект сторон переводятся на единую систему service desk, организуется служба диспетчеризации и работа запускается. Но на практике процесс идет не так гладко. Проблемы возникают при «притирке» команд каждого из направлений, потому что четко разграничить зоны ответственности невозможно. 

В целом же переход к экосистемному мышлению ставит под сомнение унаследованную от промышленной революции саму идею «индустрии» как дискретного набора схожих конкурирующих между собой игроков, производящих однородный продукт вертикально интегрированным способом. В ближайшие десятилетия экосистемы, скорее всего, распространятся еще шире, и компании будут сосуществовать в кластерах, выходящих за рамки традиционных отраслевых границ. 

В этом свете процесс построения эффективной экосистемы потребует умения правильно распознавать драйверы, которые могут способствовать синергическому эффекту. Определение правильных драйверов, в свою очередь, вытекает из общего видения целей участников экосистемы. 

Риски и выгоды

Главный риск, наиболее высокоуровневый и наименее реалистичный, – «падение» бизнеса провайдера одного окна как такового. Он относится к форс-мажорным обстоятельствам глобального характера, от которых не застрахован полностью ни один игрок, даже самый крупный и защищенный. Рисков информационной безопасности в бизнес-модели одного окна значительно меньше, чем при получении того же набора сервисов и продуктов у нескольких разрозненных поставщиков.

Использование одного окна выгодно с экономической и операционной точек зрения. Когда клиент покупает у провайдера несколько услуг, к нему формируется более лояльное отношение. Также возникает возможность решать все текущие вопросы в единой зоне ответственности и точке диалога.

Следует помнить, что идеальных провайдеров всего спектра компонентов экосистемы нет, всегда существует риск отставания по какой-либо узкой компетенции. Например, 90% потребностей бизнеса текущие предложения экосистемы закрывают, но для решения отдельных узкоспециальных задач лучше обращаться непосредственно к провайдеру соответствующего сервиса.

Константин Рензяев, генеральный директор, CorpSoft24
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен