Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 3 2020 |
Татьяна ТОЛМАЧЕВА | 27 августа 2020 |
Промышленный интернет в России-2020: на паузе
Рынок IIoT в России продолжает оставаться рынком «пионеров» и инноваторов. Недостаточная зрелость технологий сдерживает его рост, а спад промышленного производства, обусловленный пандемией и экономическим кризисом, повлечет за собой его сокращение.
Рынок промышленного интернета вещей неоднороден, как неоднороден и сам сектор промышленного производства. Каждая подотрасль использует свой набор технологических решений на базе IoT, поэтому рынок IIoT целесообразно рассматривать в разрезе основных секторов промышленности.
Рынок IIoT – это рынок ИКТ-решений для цифровизации деятельности промышленного предприятия с использованием управляемого через интернет оборудования, сенсоров, датчиков, других средств производства, а также инструментов интеграции этих элементов между собой. |
Едем тише…
Важно отметить, что развитие рынка промышленного интернета вещей зависит от динамики самого сектора промышленного производства, поскольку затраты на внедрение новых цифровых технологий закладываются, как правило, в бюджет ИТ-развития. А когда выручка предприятия стагнирует или падает, бизнес очень сдержанно подходит к инвестициям в новые проекты, и не важно, к какой сфере они относятся.
По данным Росстата, в 2019 и в 2020 гг. рост промышленного производства в России в целом и по отдельным секторам замедлился: в 2019 г. производство увеличилось лишь на 2,4% против 2,9% в 2018 г., а в мае 2020 г. – сократилось на 9,6% по сравнению с маем 2019-го. Самые высокие темпы падения продемонстрировал сырьевой сектор.
Вследствие снижения объема промышленного производства уменьшаются и ИКТ-затраты. Средства в такой ситуации выделяются в основном на поддержку и эксплуатацию существующих ИКТ-систем, а не на внедрение новых. Например, в 2018 г. затраты на оплату услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с ИКТ (кроме услуг связи и обучения), в промышленном производстве сократились почти на 30% относительно 2017 г. (данные Росстата).
Быть отстающими опасно |
Алексей Лебедев, вице-президент AVEVA в России, странах СНГ и Восточной Европе С точки зрения внедрения технологий IIoT картина в России неоднородная. Есть отрасли, которые сильно выделяются темпами развития, есть отдельные организации, которые отличаются грамотным инновационным подходом. Примером такого предприятия является НОВАТЭК, и мы гордимся тем, что команда AVEVA стала частью проекта этой компании по внедрению современных технологий для эффективного управления информацией. Причем мы начали реализацию подобных проектов в сфере менеджмента инженерных данных раньше, чем зарубежные коллеги, которые сейчас учатся на нашем опыте. Передовые способы обработки данных давно применяются в финансовой и банковской отраслях, страховании, телекоммуникациях. Они увидели, насколько мощный толчок развитию бизнеса дают информационные технологии в плане повышения прибыли от ускорения рабочих процессов. Мы считаем, что теперь очередь за промышленным сектором, поскольку его лидеры уже поняли, что быть отстающими, скажем честно, опасно. С точки зрения операционной эффективности ситуация тоже неравномерная. Среди наших клиентов высок уровень адаптации систем АСУ ТП. Но есть большой пласт работы, которую только предстоит проделать, – например, управление эффективностью и безопасностью активов, повышение маржинальности производства, сокращение экологических рисков. По этим показателям локальный рынок пока проигрывает. Для AVEVA это означает большой объем работы, поскольку свою задачу мы видим в том, чтобы поддержать наиболее активных игроков рынка, которые действительно стремятся к развитию и принимают грамотные управленческие решения. Хочется подчеркнуть, что существенно повысить эффективность предприятия может только комплексный подход. Он включает в себя как внедрение программной части, так и серьезную методологическую основу. Сегодня главный фокус в работе компании AVEVA – повышение эффективности производств. На российском рынке еще велико влияние человеческого фактора, а в нашем портфеле есть системы, которые сводят его к нулю и повышают эффективность принятия операционных решений. Опираясь на семейства решений Wonderware, ROMeo Process Optimisation, Workflow Management (Skelta), AVEVA Net и др., мы создаем интегрированную систему для управления бизнесом, в основе которой лежит актуальный цифровой двойник предприятия. При этом мы не ограничиваемся проектированием или автоматизацией, а готовы помочь на любом этапе жизненного цикла данных – от идеи о будущем производстве до его эксплуатации. AVEVA |
Status quo
Технологии автоматизации уже давно активно используются в промышленности для выполнения ключевых производственных функций, в том числе технического обслуживания и снабжения комплектующими, управления персоналом, охраны труда, управления транспортными производственными средствами. Наиболее высок уровень автоматизации в добывающей промышленности, отдельных секторах обрабатывающей промышленности, в промышленной энергетике (рис. 1). Эти отрасли имеют крупнейшие среди всех отраслей промышленности ИКТ-бюджеты (рис. 2).
Рис. 1. Уровень автоматизации предприятий отраслей промышленного производства в разрезе бизнес-функций (Источник: Росстат, 2018)
Рис. 2. Крупнейшие отрасли промышленности РФ по объему ИКТ-затрат, млрд руб.
Предприятия этих отраслей уже давно используют информационные системы автоматизации производства типа MES, АСУ ТП, ERP, CSM и пр. Это востребовано бизнесом, поскольку позволяет заметно снижать производственные затраты. Не случайно, основная масса проектов IIoT, которые были осуществлены в 2018–2019 гг. (рис. 3), относилась к секторам промышленного производства, упомянутым на рис. 2.
Рис. 3. Отраслевая структура реализованных в РФ в 2019 г. проектов IIoT (по числу проектов)
В число компаний, реализовавших в 2019 г. те или иные IIoT-проекты, входят «ЕВРАЗ Качканарский ГОК», «Лукойл-НК», разрез «Нерюнгринский», угледобывающая компания «Ресурс», а также «Роснефть», «Русский уголь», «СУЭК-Хакасия», «УК «Татбурнефть», ХК «Якутуголь». «Роснефть» в соответствии со своей стратегией цифровизации выполняет целый ряд программ: «Цифровое месторождение», «Цифровой завод», «Цифровая АЗС» и «Цифровая цепочка поставок». «Газпром нефть» разработала дорожную карту внедрения в компании технологий дополненной и виртуальной реальности (AR/VR). СУЭК охватила цифровыми технологиями все ключевые направления функционирования компании – интеграцию систем разведки, 3D-моделирование, диспетчеризацию всего горнодобывающего процесса и логистического цикла.
Среди машиностроительных компаний, вовлеченных в IIoT-проекты, можно назвать НПП «Грань», «ОДК-Авиадвигатель» и «ПКО Теплообменник». Можно также отметить стратегическое соглашение в сфере цифровых технологий для тяжелого машиностроения между ГК «Цифра» и УК «УЗТМ-КАРТЭКС», осуществляющей стратегическое управление производственными активами Газпромбанка. На площадках «ИЗ-КАРТЭКС им. П.Г. Коробкова», «ОМЗ – Литейное производство» и Уралмашзавода будет внедряться система мониторинга станков «Диспетчер», разработанная «Цифрой». Рассматривается возможность реализации совместных проектов в области искусственного интеллекта.
Отдельные промышленные предприятия сегодня переходят к следующему этапу автоматизации – к созданию сквозного информационного пространства, полной цифровизации ключевых производственных процессов добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых с использованием более сложных «умных» технологий (ИИ и машинного обучения, AR/VR, высокопроизводительных вычислений и пр.) на уже на автоматизированных участках бизнес-процессов. Все эти новые технологии требуют сбора и обработки данных с промышленного оборудования. Правда, столь глубокую цифровизацию могут себе позволить только крупные компании, уже обеспечившие достаточно высокий уровень автоматизации большинства своих бизнес-процессов.
Получить максимальный эффект от собранных данных |
Дмитрий Сухамера, директор по развитию бизнеса направления «IoT и промышленная автоматизация», Mail.ru Cloud Solutions Сегодня, чтобы оставаться конкурентными, компании ищут новые технологии, которые помогут сделать бизнес более эффективным. И несмотря на изменение экономической ситуации, на возможное секвестирование части бюджетов, внедрение цифровых технологий вряд ли остановится. При этом компании все чаще видят на других предприятиях успешные кейсы развертывания тех или иных решений, которые они ранее не внедряли из-за рисков, которые берут на себя первопроходцы. Когда же кто-то сделал первый шаг и успешно апробировал решение, появляется много желающих повторить этот опыт. Большинство компаний, которым это было нужно, IIoT в том или ином виде уже внедрили. К примеру, современные нефтегазовые активы имеют достаточное высокое проникновение технологии IIoT. В ритейле нередко автоматизирована логистика – в части контроля поставок и в задачах контроля того, как доставляются продукты. Теперь такие компании заинтересованы в решениях, которые позволяют получить максимальный эффект от собранных данных. Сбор данных сам по себе, без интеграции в другие процессы компании, уже мало кому требуется. Поэтому каждая отрасль выбирает свой путь развития IIoT, создавая уникальные продукты за счет интеграции данных в специфические процессы. Но в первую очередь компании нуждаются в решениях с использованием предиктивной аналитики на базе данных, собранных с помощью инфраструктуры IIoT. Достаточно активно начал развиваться сегмент промышленного интернета для среднего бизнеса. Ранее IIoT-системы были по карману только крупным компаниям, а сейчас даже средний бизнес, видя эффект применения таких систем и возможность получить IIoT в виде более доступных, зачастую облачных платформ, внедряет у себя аналогичные решения. Так, наша компания предлагает не частное решение, а полноценную платформу для обработки данных, где IIoT – один из важных компонентов. Такой подход дает компаниям возможность строить собственную инфраструктуру обработки данных – сбор, консолидацию, оперативную обработку и предиктивный анализ. Особенность нашей системы состоит в том, что в зависимости от своей стратегии цифровизации клиенты могут выбирать облачный вариант внедрения, on-premisе или гибридный. При этом они могут в любой момент изменить вектор развития. Mail.ru Cloud Solutions |
Удел пионеров
Большой разрыв в уровне проникновения IoT-технологий наблюдается как между подотраслями промышленности, так и между компаниями внутри одной отрасли.
По оценкам iKS-Consulting, объем рынка промышленного интернета вещей в 2019 г. увеличился на 4% до 7,92 млрд руб. (рис. 4). при росте объема промышленного производства на 3% (В статье Т. Толмачевой и Е. Ершовой «IIoT в России: от эволюции к революции» из-за различия в методиках оценки рынка цифры отличаются от приведенных. Оценка объема рынка, использованная в данной статье, определяется объемом потребительского спроса или, другими словами, объемом затрат предприятий всех подотраслей промышленности на внедрение решений IIoT. До 2018 г. объем рынка IIoT оценивался как суммарная выручка поставщиков решений от реализации проектов в сфере IIoT на предприятиях добывающей и обрабатывающей промышленности). Массового внедрения коммерческих проектов IIoT в 2019 г. не наблюдалось.
Рис. 4. Объем рынка IIoT в РФ, млрд руб.
Ожидается, что драйвером внедрения цифровых технологий в промышленности в 2020–2024 гг. станут государственные инициативы по цифровизации промышленности и развитию сквозных цифровых технологий (СЦТ).
Осенью 2019 г. в конкурсном отборе Минпромторга на право получения из федерального бюджета субсидий с целью возмещения части затрат на разработку цифровых платформ на базе СЦТ было выбрано почти 90 компаний. Общий объем финансирования в 2019 г. был определен дорожной картой развития «сквозной» цифровой технологии «Новые производственные технологии» на уровне 2 млрд руб. Правда, по состоянию на май 2020 г. отобранные предприятия получили подтверждение финансирования своих проектов, но не само финансирование.
Другой драйвер роста – деятельность отдельных компаний (разработчиков IIoT-решений, интеграторов, операторов связи), которые избрали IIoT в качестве одного из стратегических направлений своего бизнеса. Таких компаний пока немного, например, ГК «Цифра», «Ростелеком», Mail.ru со своей платформой промышленного интернета вещей, системные интеграторы, имеющие выделенное направление промышленности.
Технологические вендоры (зрелые и стартапы) выводят и тестируют новые решения IoT на базе искусственного интеллекта, AR/VR, высокопроизводительных вычислений. Большая часть таких проектов находится на этапе пилотов. Например, «Сибур Холдинг» тестирует платформу для взаимодействия подразделений технического обслуживания и удаленных экспертов с применением дополненной реальности, а «Славнефть-Мегионнефтегаз» – с платформой «ИКСАР» (XR) для контроля за состоянием оборудования. Однако компания «Северсталь», запустив прототип интерактивного помощника для обслуживания оборудования, позднее прекратила его использование. Это свидетельствует о незрелости, а, стало быть, ненадежности новых решений на базе «умных» технологий, что, очевидно, неприемлемо для сложных производственных процессов.
Таким образом, рынок IIoT растет, но очень медленно. Надежды на ускорение роста связывались с улучшением экономической ситуации, но спад в экономике, который не может быть компенсирован государственными программами развития цифровых технологий, напротив, является тормозом.
Перспективы-2024
iKS-Consulting прогнозирует, что в 2020 г. рынок промышленного интернета вещей сократится почти на 11% до уровня 2017 г. и восстановится не ранее 2024 г. (рис. 5).
Рис. 5. Прогноз развития рынка IIoT в России, млрд руб.
Основная причина – ожидаемое сокращение промышленного производства, обусловленное пандемией и экономическим кризисом. Минэкономразвития РФ прогнозирует падение промышленного производства в России по итогам 2020 г. на уровне 5,4%, а затем, в 2021–2023 гг., ежегодный рост на 3,3–3,4%. В 2020 г. вследствие неблагоприятных политических и экономических факторов, а также потепления климата, из-за которого снижается потребление углеводородов, сильнее всего сократится нефтегазовый сектор.
По оценке iKS-Consulting, ИКТ-бюджеты, направляемые на автоматизацию и цифровизацию производства, уменьшатся в 2020 г. почти на 5%. В такой ситуации промышленное производство могут поддержать федеральные расходы на нацпроекты, а значит, меры государственной финансовой поддержки для разработчиков сквозных цифровых технологий и промышленных предприятий, которые их внедряют, приобретут еще бо́льшее значение. В июне 2020 г. Президент дал поручение правительству РФ обеспечить необходимое финансирование федерального проекта «Искусственный интеллект», в том числе из средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию национальной программы «Цифровая экономика РФ».
Помимо государственных программ есть программы для высокотехнологичных стартапов, разрабатывающих решения на базе СЦТ в промышленности с участием бизнеса, например:
- программа поддержки «Промтех», организованная фондом «Сколково» и Инновационным центром «Ай-Теко». Среди направлений отбора – технологии удаленного управления предприятием, включая MES-системы, цифровые двойники, AR/VR;
- корпоративный акселератор проектов в сфере металлургии Severstal SteelTech Accelerator;
- «Цифровая лаборатория Норникеля».
Развитие промышленного интернета в России связывают с развитием сетей 5G, благодаря которым, как ожидается, повысится эффективность облачных хранилищ и вычислений по требованию, расширятся возможности использования искусственного интеллекта в интересах различных отраслей промышленности. Таким образом, драйвером роста и важной технологической основой для дальнейшего развития IIoT в России станут 5G, технологии ИИ и облачные вычисления.
Можно рассчитывать, что число проектов в промышленности, опирающихся на технологии машинного обучения и искусственного интеллекта, будет увеличиваться. Пока подобные проекты немногочисленны. Серьезный сдерживающий фактор, как и в случае IIoT-проектов, – незрелость технологий. Цена ошибки на производстве при внедрении «сырой» технологии намного выше, чем, скажем, в финансах или ритейле. Да и стоимость владения такой технологией на данном этапе достаточно высока.
Тем не менее в 2020–2022 г. будут активно развиваться технологические тенденции, наметившиеся в 2019 г.:
- переход от узких отраслевых решений к индустриальной цифровой платформе. Платформы дают больше возможностей, чем просто подключенные к интернету вещей устройства;
- рост интереса к технологиям робототехники и роботизированному безлюдному производству, безлюдной добыче, роботизированной транспортировке;
- распространение дистанционных систем управления персоналом, организация дистанционного обслуживания.
Росту популярности этих направлений будут также способствовать тенденции, которые проявились в период эпидемии коронавируса и введенных из-за нее ограничительных мер.
Таким образом, события 2020 г. окажут на рынок IIoT не только негативное влияние: они подтолкнут к автоматизации бизнес-процессов, обеспечивающей устойчивость производства и позволяющей высвобождать из этих процессов людей. Все бизнес-процессы будут анализироваться на предмет того, можно ли в них заменить человека «цифровым» работником или же его участие неизбежно. Параллельно автоматизация производственных процессов позволит решить проблему промышленной безопасности персонала.
Татьяна Толмачева, партнер,
iKS-Consulting
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!