Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Николай НОСОВ  13 февраля 2020

Блеск и нищета AWS в России

По нашей оценке, лидер мирового облачного рынка слабо представлен в российском информационном поле, несмотря на имеющийся потенциал использования его сервисов.

Похоже, что компания Amazon проявляет мало интереса к нашей стране. Для пионера в облачных вычислениях, еще в 2006 году запустившего проект Elastic Computing Cloud (Amazon EC2) и коммерческое публичное облако Amazon Web Services (AWS), долгие годы с большим отрывом опережавшего конкурентов, российский рынок, вероятно, слишком мал. По крайней мере, в ходе исследования узнаваемости облачных брендов, проведенного iKS-Consulting в прошлом году, оказалось, что мирового лидера на нашем рынке большинство респондентов даже не рассматривают как провайдера IaaS. Хотя интерес к облачным сервисам компании в России есть, о чем свидетельствуют переполненные залы на редких мероприятиях, проводимых Amazon в России.

В том, как используют сервисы AWS в России и какие проблемы при этом возникают, автор попытался разобраться на митапе @AWS_RU, прошедшем в Райффайзенбанке в январе этого года в Москве.


Кто и как?

Наиболее очевидный контингент пользователей AWS в России – разработчики, выполняющие заказы зарубежных компаний. Если зарубежный заказчик использует AWS, то логичное требование к компаниям-аутсорсерам – создавать решения, которые можно интегрировать с применяемыми в бизнесе. 

Для тех российских стартапов, которые изначально ориентированы на глобальный рынок, имеют значение возможности облачной платформы, популярность бренда и наличие ЦОДов по всему миру. Они тоже могут обратиться к AWS, хотя позиции уже активно работающих на российском рынке глобальных конкурентов для многих выглядят предпочтительней. Так, уже осуществляющая экспансию на американский и китайские рынки российская сеть пиццерий «Додо Пицца» выбрала в качестве облачной платформы Microsoft Azure, несмотря на то что ее главные соперники на нашем рынке – Domino's Pizza и Papa John's – используют AWS.

C AWS работают и российские компании, уже присутствующие на глобальном рынке. Например, платформа My Kaspersky «Лаборатории Касперского» реализована на мощностях AWS, Microsoft Azure и дата-центров компании в Европе. На AWS развернута инфраструктура продуктов Kaspersky Password Manager и Kaspersky Internet Security for Android. На АWS построена часть ориентированных на глобальный рынок сервисов «Битрикс24».

Задействуют AWS и в Райффайзенбанке, в частности для расширения внутренних ресурсов при пиковых нагрузках. Об этом рассказал Андрей Соловьев, эксперт по тестированию Райфайзенбанка, на примере сервиса для многопоточного выполнения автоматизированных UI-тестов на основе Selenoid. Благодаря этому сервису команды тестировщиков банка могут прогонять автотесты во множестве потоков, экономя при этом огромное количество времени, что позволяет проводить проверку качества продукта при каждом внесении изменений разработчиками. Особенность сервиса – неравномерная нагрузка и возникновение высоких, но непродолжительных пиков нагрузки. В такой ситуации держать резерв мощностей под пиковые нагрузки неразумно, поскольку большую часть времени они будут простаивать. Имеет смысл перенаправить часть нагрузки на арендуемые на непродолжительное время виртуальные машины в облаке, например, реализовать механизм автомасштабирования сервиса в AWS. 

Больше функциональности

В качестве основного преимущества AWS перед конкурентами назывались развитость и многофункциональность услуг. АWS предлагает более 170 продуктов и сервисов, значительно упрощающих жизнь разработчика. Например, консультант по AWS-решениям Владимир Попов поделился опытом быстрой загрузки и обработки больших объемов данных (за 13 мин 40 тыс. файлов были переведены из формата TIFF в JPG), что является совсем не тривиальной задачей. Скорость была достигнута за счет распараллеливания загрузок с использованием сервиса AWS Lambda. Всего же нужно было загрузить и преобразовать 2 млн файлов общим объемом в 2 Тбайт.

Консультант по AWS решениям Петр Сальников рассказал, как можно использовать продукт System Manager для управления большой инфраструктурой с «зоопарком» ресурсов. В описанном кейсе требовалось быстро установить программы безопасности на 800 экземплярах виртуальных машин (инстансах) Amazon, которые работали под управлением разных операционных систем. 


Цена вопроса

Некоторые думают, что сервисы зарубежных гиперскейлеров дешевле российских в силу больших объемов имеющихся ресурсов. Иногда бывает и так, но для того чтобы этот выигрыш в стоимости получить, следует приложить много усилий. Надо вовремя отключать ненужные сервисы, удалять экземпляры виртуальных машин, выбирать оптимальные по цене услуги. В целом система тарификации гибкая, но довольно сложная, и нужно учесть много параметров, чтобы понять, во что в итоге обойдется использование облачных услуг. 

С другой стороны, есть режимы, позволяющие экономить. Например, спотовые инстансы (AWS Spot) доступны со скидкой до 90% в сравнении со стоимостью инстансов по требованию. Причина более низкой цены – возможность принудительной остановки спотовых инстансов сервисом AWS для освобождения ресурсов при появлении более приоритетных задач. Уведомление об остановке приходит за 2 мин, так что клиент должен заранее продумать, как за это время перебросить нагрузку или завершить работу инстанса. Хотя во многих случаях ничего делать и не надо – при правильно построенной архитектуре потеря инстанса не повлияет на работу приложения. Да и сама принудительная остановка спотовых инстансов, по статистике, приведенной Александром Патрушевым из AWS, встречается достаточно редко – в 5% случаев.

Скидка предоставляется и при резервировании инстансов на длительный срок. Можно комбинировать спотовые инстансы с инстансами по требованию и зарезервированными инстансами для дальнейшей оптимизации стоимости рабочей нагрузки и производительности. Александр Патрушев сообщил, что компания упростила ценообразование спотовых инстансов – теперь цена фиксированная, а не определяется на аукционе. 

Проблемы использования

В качестве основной проблемы использования в России услуг AWS, как и всех зарубежных облаков, эксперты называют блокировки Роскомнадзора. Задействованный облачным провайдером IP-адрес в любой момент может стать недоступным, причем спрогнозировать наступление такого события невозможно. Роскомнадзор передает оператором требование о блокировке ресурса, оператор блокирует целый пул адресов, в который может попасть и присвоенный клиенту никем не запрещенный IP-адрес. Что-либо доказать и разблокировать адрес сложно. Хорошо известные способы обхода блокировок усложняют работу и замедляют обмен данными.

Эту проблему можно решить лишь локализацией облака в России, как это сделала например Huawei. Но маловероятно, что AWS примет аналогичное решение в ближайшем будущем.

Номинированная в валюте цена зарубежных облаков может оказаться менее конкурентоспособной на российском рынке из-за колебаний курса. Если вы предоставляете сервис на основе AWS, несете затраты в долларах, а зарабатываете в рублях, то при повторении ситуации 2014 года можете оказаться в невыгодном положении. В этом плане услуги AWS проигрывают сервисам отечественных облачных провайдеров, которые демпфируют валютные колебания за счет расчетов в рублях.

Еще одна общая проблема использования зарубежных облаков, в том числе сервисов AWS, – ограничения, накладываемые нашим законодательством на размещение персональных данных российских граждан за рубежом.

Санкционные риски ограничивают использование облаков AWS в государственных и близких к государству компаниях. Развитость функционала услуг облачного провайдера привязывает клиента, который в случае введения санкций не сможет безболезненно мигрировать на другое облако.

AWS и российский бизнес

«Лаборатория Касперского», «1С-Битрикс», «Мегафон» – пожалуй, это весь публичный список крупных российских компаний, ставших клиентами AWS. И это не случайно. В России нет полноценного представительства AWS, какой-либо масштабной кампании по рекламе и продвижения сервисов AWS не заметно.


Летом 2019 года мы провели исследование узнаваемости облачных брендов, в котором приняли участие более 180 представителей крупного бизнеса из разных отраслей экономики РФ – ИТ-директора, руководители, ответственные за облака. По показателям «узнаваемость спонтанная» среди не пользующихся услугами данного провайдера и «пользование услугами провайдеров» лидируют известные российские облачные бренды. При этом совокупная доля зарубежных участников (включая все упоминания таких компаний, как Microsoft, Google, AWS, IBM, Oracle и т.п.) составляет всего 8%. Среди них статистически значимые результаты имеет только Microsoft. Следует отметить, что Microsoft при невысокой доле показала отличные результаты клиентской удовлетворенности (NPS), заметно выше отечественных лидеров рынка, что дает ей зону для дальнейшего развития своего сервиса и усиления конкурентоспособности. 

Дмитрий Горкавенко, директор по развитию бизнеса, iKS-Consulting

AWS и российские партнеры

Упомянутое выше исследование iKS-Consulting показало, что для крупного российского бизнеса важны следующие параметры облачного сервиса:
  • не вызывающая сомнений юридическая чистота работы с провайдером;
  • полное соответствие деятельности провайдера российскому законодательству;
  • обеспечение провайдером безопасности либо уничтожение всех клиентских данных в случае прекращения сотрудничества с ним;
  • доступность «сквозного» SLA, охватывающего «последнюю милю»;
  • доступность персонального менеджера для решения нужных вопросов в удобное для клиента время.
Помимо этого, крупному бизнесу важно, чтобы в случае сбоя провайдер оперативно информировал о происходящем, понимал, что делать и сколько времени это займет, а также чтобы он заранее адаптировался к законодательным и рыночным изменениям.
Эти требования трудно выполнить без российских партнеров. «Основная проблема AWS в России – отсутствие адекватной партнерской программы», – считает эксперт RCCPA Антон Салов. Частное лицо может оплатить услуги AWS кредитной картой, но бизнесу нужен расчет в рублях и комплект документов для бухгалтерии, что может предоставить российский партнер. Сейчас из крупных игроков такие услуги для AWS предоставляют только SoftLine и Selectel. В прошлом году появилась информация РБК, что SberCloud ведет переговоры о добавлении на свой маркетплейс облачных услуг от Amazon Web Services. Сообщалось, что они станут доступны в начале нынешнего года.

 Сервисы AWS могут быть удобны для компаний с большим влиянием разработчиков на бизнес-процессы. Возможно их использование в среднем и мелком бизнесе, связанном с разработкой, в секторе услуг. Но в реальном секторе экономики, в больших тяжелых инфраструктурных проектах, находящийся вне территории РФ, вне российского правового поля и не предлагающий персонализированной сервисной поддержки, AWS как провайдер облачных сервисов сегодня не слишком конкурентоспособен.

Для крупного бизнеса России, использующего собственные тяжелые ИКТ-инфраструктуры и гибридные облака, – в приоритете отечественные провайдеры, готовые обеспечивать прозрачность работы с заказчиком до площадки, на которой физически размещено облако. Провайдеры, которые могут обеспечить выполнение требований законодательства, включая 152-ФЗ, 187-ФЗ, 223-ФЗ, приказы ФСТЭК и внутренние нормы информационной безопасности компании-заказчика. Все это невозможно без присутствия на территории РФ и без операционного партнера, готового взять на себя большую часть рисков работы с международным провайдером.

Дмитрий Горкавенко, директор по развитию бизнеса, iKS-Consulting

Неожиданным для Amazon стал проигрыш Microsoft облачного тендера Пентагона на $10 млрд в октябре прошлого года. К деятельности компании проявила интерес Федеральная торговая комиссия США – антимонопольное расследование началось в декабре. Все это говорит о том, что время безоговорочного доминирования на мировом рынке проходит, и гиганту стоит задуматься о более активной политике на локальных рынках. А усиление конкуренции на российском рынке облачных услуг за счет более активного присутствия такого большого игрока пошло бы на пользу отечественному бизнесу.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен