Рубрикатор |
Статьи |
Дмитрий БЕССОЛЬЦЕВ | 14 декабря 2018 |
Переход на отечественное ПО и цифровая трансформация – от слов к делу
Российские разработчики ПО, сервисные компании и интеграторы готовы к работе на рынке цифровой трансформации и импортозамещения в ИТ и ожидают, что такие проекты начнут запускаться повсеместно, а не точечно.
Бизнес трансформируется, госсектор выжидает
Пока государственные компании говорили на конференциях о цифровой трансформации и импортозамещении, но в реальности вели эти проекты очень неспешно, крупный коммерческий сектор молча начал трансформировать свой бизнес. Например, в сетях ресторанов быстрого питания, в ритейле и телекоме внедряются целые пулы хорошо тиражируемых микросервисов, делающих взаимодействие с потребителем более удобным и эффективным. Причем к таким внедрениям компании готовятся основательно, не забывая сначала проверять «фундамент», т.е. состояние ИТ-инфраструктуры, ее масштабируемость, пластичность и надежность. И, конечно, стоимость владения ею.
Проверка серверного ландшафта на готовность к цифровой трансформации в 80% случаев стала приводить заказчиков из сегмента enterprise к решению существенно поменять формат ИТ-инфраструктуры. Не просто «подвинтить» в ней что-то, что даст возможность как-то растянуть ее использование еще на год-два, а сделать ИТ-инфраструктуру намного более гибкой, отказоустойчивой, масштабируемой и лучше успевающей за темпом изменений, который задает бизнес. Стремление к «инфраструктуре 2.0» автоматически привело к росту запросов на ИТ-проекты, связанные с внедрением и поддержкой open source. Например, заказчики из крупного бизнеса намного чаще, чем в прошлом году, спрашивают нас про ИТ-аудит Linux-инфраструктур (+50% запросов по сравнению с аналогичным периодом 2018 года), про миграцию на open source или на российское ПО. И о переходе на ОС АЛЬТ с MS Windows (+60% запросов) и на PostgreSQL с MSSQL (+35–40% запросов). При этом количество состоявшихся контрактов на работы по «коммерческому Linux» у нас удвоилось. И все это – из-за осознанного стремления крупного бизнеса уйти от дорогого и обеспечивающего гораздо меньшую гибкость традиционного коммерческого ПО, а также из желания получить, наконец, свободную от «болезней» ИТ-инфраструктуру, исправив серьезные ошибки, допущенные еще при проектировании.
Трансформация ИТ-инфраструктуры делается ради двух целей. Первая – это способность предприятия резко усилить поток нововведений и улучшений при организации основной деятельности. Речь идет об улучшениях, требующих изменения информационных систем и возможных лишь благодаря этим изменениям. Год назад такие проекты были единичными в масштабах всего ИТ-рынка, а теперь стали одной из постоянных тем. Вторая цель – создание и скорейший запуск микросервисов, улучшающих взаимодействие с потребителями, к примеру, сразу в масштабе всей сети ресторанов или магазинов. Для усиления клиентоориентированности трудно придумать какие-либо новые организационные меры, а ИТ открывают здесь широкие возможности. И это позволяет заказчику вырваться вперед в конкурентной борьбе.
Госзаказчики же пока все больше ждут. Ждут, что государство выделит значительные целевые средства на крупные проекты по импортозамещению, а накопившиеся нестыковки в нормативной базе не помешают их запуску. Что технически сложные задачи, из которых на практике состоит импортозамещение в ИТ, начнут ставиться повсеместно, а не точечно. В общем, что выстрел из стартового пистолета, наконец, прозвучит. Парадокс в том, что и потенциальные заказчики, и компетентные исполнители импортозамещающих проектов живут в режиме ожидания уже четвертый год. При этом общая задача импортозамещения (а теперь и цифровой трансформации предприятий) президентом поставлена, нормативная база есть, рычаги воздействия на заказчика – тоже. Программа импортозамещения давно согласована (хотя и не без некоторых противоречий), соответствующая нормативная база для ИТ ужесточается едва ли не каждый квартал. Столь большие задержки опасны для формирующегося рынка. Сделавшим ставку на импортозамещение передовым сервисным и ИТ-компаниям, особенно небольшим, сложно, тяжело и невыгодно быть «инвесторами импортозамещения». Им нужно, чтобы государство правильно расставило приоритеты (и в сфере импортозамещения, и в сфере цифровой трансформации). И чтобы возврат инвестиций частных ИТ-компаний в эти области резко ускорился. Чтобы победы в интересных технологических тендерах (как, например, наши – на работы для Федерального агентства связи или ДИТ Югры) перестали быть «трендом конца года».
Айтишников снова не хватает
В 2018 году и для коммерческих, и для государственных организаций вновь обострился кадровый голод в ИТ, в котором появилась новая составляющая – нехватка постоянного потока Linux-компетенций. Запас специалистов в Москве и Петербурге исчерпан – дело ограничивается постоянной, очень дорогой «перекупкой» людей. При этом свои немногочисленные кадры, умеющие работать с open source, компаниям все время приходится дообучать и переобучать, что тоже процесс сложный и небыстрый.
Разработчики ПО точно также страдают в этой ситуации. Им тоже не хватает квалифицированных кадров с фундаментальными знаниями. И это не единственная их проблема. Потому что как только их продукт попадает в реестр отечественного ПО и госзаказчики проявляют к нему повышенный интерес, их захлестывает вал работы – не только связанной с быстрой доработкой ПО, но и непрофильной. Например, поддержки продуктов по всей России в режиме 24х7. На создание необходимой для этого сети у разработчика нет ни средств, ни времени, да и бизнес-модель слишком усложняется и выходит за рамки его компетенций. Интеграторы тем более не готовы брать на себя поддержку российского ПО. И у разработчика единственный выход – вступить в альянс с сервисной компанией, научившейся работать с отечественным софтом и встраивать разработчиков в собственную, уже существующую вокруг нового российского ПО экосистему. Но у подавляющего большинства разработчиков взаимоотношения с сервисными компаниями не выстроены, а доверия к глубокой кооперации и готовности к аутсорсингу бизнес-функций зачастую нет.
Факторы сдерживания доминируют
Обострившийся кадровый голод и отсутствие бюджетов на цифровую трансформацию и импортозамещение можно отнести к основным проблемам отечественного ИТ-сектора. Постоянные заявления с высоких трибун о том, что стране очень нужны российские разработчики, их зрелые ИТ-продукты и полностью конкурентные отечественные технологии, скорее обозначают лишь желательный вектор развития рынка. В итоге, при полной готовности к работе на нем российских разработчиков, сервисных компаний и частичной готовности интеграторов эти игроки оказываются в ситуации постоянного повышения рисков и доминирования сдерживающих факторов над факторами развития.
Плюсы 2018 года в том, что с помощью государства уже сформированы хороший перечень зрелых ИТ-продуктов и требования к ним – и в части функционала, и в части совместимости друг с другом. Хорошо обоснована необходимость работы не только на российском ПО, но и на отечественном «железе». А минус в том, что несмотря на мощную риторику и реальную готовность участников процесса к применению импортонезависимых ИТ-решений и их сервисной обвязки, закупок российского ПО и связанных с ним услуг крайне мало.
Поэтому умело сформированные ожидания, которые действительно способны воодушевить и двинуть рынок вперед, в 2018 году начали работать в минус. Частные инвесторы, не видя массовых государственных заказов и не понимая, когда они будут и дойдут ли до частных компаний – разработчиков российского ПО, не рассматривают эти компании как объект инвестирования. Сами разработчики отчасти выдохлись и замедлили полномасштабное портирование своих продуктов на Linux. А сервисные компании начали переключаться на заказы из коммерческого сектора.
Поэтому в следующем году государству нужно решить вопрос с бюджетами, сроками и требованиями к реальным проектам импортозамещения и цифровой трансформации и массово такие проекты запускать, адекватно планируя этапы, отслеживая их ход и широко анонсируя результаты. Для этого созданы Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ и экспертный совет по импортозамещению при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Не первый год работает и Ассоциация разработчиков программных продуктов.
Основные тренды следующего года
В 2019 рынок будет «делать» крупный коммерческий сектор, который постепенно вошел во вкус ИТ-проектов на Linux. Переходя на принципиально иную ИТ-инфраструктуру – более пластичную, современную и недорогую – компании из сегмента enterprise стали еще больше, чем в предыдущие два-три года экономить на лицензиях. Программно управляемая инфраструктура становится все более привлекательной и реальной (в том числе из-за гибридных и облачных частей), именно она начинает восприниматься как оптимальный базис для построения «тяжелых», но эффективных личных кабинетов, крупных интернет-магазинов, бэк-офисов, систем взаимодействия с клиентами (и не только CRM, примером чего является портал Москвы) и партнерами (в рамках кластеров разного типа и деловых сетей). Благодаря «ИТ-инфраструктуре 2.0» крупный бизнес избавляется от огромных лицензионных отчислений за ПО, получает требуемую гибкость и техническую поддержку из «одного окна» всех участков своей ИТ-инфраструктуры (традиционной, облачной и гибридной) и прикладного ПО. Если такой серверный ландшафт спроектирован, построен и поддерживается правильно, то он вмещает в себя все нужные данные, сохраняет резервные копии, не теряет в быстродействии и надежности. То есть полностью оправдывает ожидания большого бизнеса.
Сохраняется надежда на запуск в следующем году большого числа крупных проектов внедрения и поддержки импортонезависимого ПО в госструктурах. И на превращение «ручейка», поддерживаемого энтузиастами (руководителями организаций, квалифицированными штатными айтишниками, разработчиками российского ПО, сервисными компаниями), в поток масштабных, хорошо спланированных проектов. Или хотя бы крупных «пилотов». Важно, чтобы рыночная ниша не «сдулась» и не деградировала. Привлекательный для чиновников альтернативный способ формирования псевдорынка (через распределение денежных потоков между несколькими крупными «уполномоченными» госкорпорациями) – это тупик, что хорошо понимают участники ИТ-рынка.
Оптимизм вызывает появившийся, наконец, фокус госкомпаний-заказчиков на готовых решениях для импортозамещения (программно-аппаратных комплексах на российском ПО и «железе»). Такие ПАК значительно упрощают и ускоряют проекты импортозамещения. Например, начинается практическое применение отечественных процессоров. Уже доступны комплексы для службы каталогов, почтовой системы и системы унифицированных коммуникаций на базе CommuniGate Pro. Эти и другие ПАК, созданные на базе ОС АЛЬТ, работают в том числе и на отечественных процессорах «Эльбрус».
В этом году поддерживать высокий темп создания таких ПАК помогло пришедшее к госкомпаниям и другим потенциальным заказчикам понимание того, что успех проектов импортозамещения зависит не только от возможностей программных продуктов, но и от того, как они будут внедряться, работать и поддерживаться. А если речь идет о поддержке комплекса ПО и «железа», то с какими параметрами качества (SLA), общими для всего стека ПО и аппаратного обеспечения. ПАК упрощают планирование, внедрение, сопровождение и развитие импортонезависимых решений, снимают многие риски. Это хорошая новость.
А вот кадровый вопрос вызывает пессимизм. Даже если массовое обучение Linux-специалистов (а нужны ведь не только они!) начнется сегодня, качественные результаты будут видны только через три-четыре года. Это большой срок. Но чтобы он стал реальным, в 2019 году необходимо объединить, наконец, усилия профильных ВУЗов, разработчиков российского ПО и зрелых сервисных компаний и выстроить целостную систему обучения и поставки кадров, специализация и квалификация которых действительно отвечает потребностям современного ИТ-рынка.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!