Rambler's Top100
Статьи ИКС № 3 2018
Татьяна ТОЛМАЧЕВА  14 ноября 2018

Pro IoT: «как много в этом звуке»

Несмотря на различия в терминологии и функциональных возможностях, во многих отраслях экономики реализуется все больше проектов в сфере интернета вещей.

Термин «интернет вещей» хоть и стал привычным, но даже в рамках одной отрасли для разных компаний его наполнение неодинаково. Причина -- в многогранности и многоликости самого рынка. Понятие интернета вещей тесно связано со смежными понятиями -- «умными» технологиями, цифровизацией, автоматизацией, а в его решениях, как правило, используются сразу несколько технологий. Именно поэтому часто встречаются некоррелирующие между собой определения и оценки рынка. Это многообразие, вероятнее всего, сохранится и в дальнейшем, либо сам термин трансформируется в новую маркетинговую концепцию.

Точка отсчета: где начинается рынок?

Российский рынок уже насыщен разного рода программно-аппаратными системами автоматизации, телеметрии, диспетчеризации, автоматическими системами учета и контроля (рис. 1), которые значительно различаются по функциональным возможностям, топологии, используемым техническим средствам, носителям, протоколам передачи данных и т.д.

Какие технологии можно отнести к интернету вещей? Телематика, телеметрия, диспетчеризация, в том числе и с помощью технологий М2М, давно вошли в нашу жизнь. Где начинаются «продуктовые границы» рынка? Можно выделить два методических подхода.


Рис. 1. Уровень цифровизации отраслей

В рамках первого подхода интернетом вещей считается совокупность физических объектов, объединенная в сеть.

Согласно второму подходу, интернет вещей имеет ряд особенностей, отличающих его от технологий предыдущих поколений, в частности: а) бОльшие масштабы сети; б) интеграция сети физических объектов с другими информационными системами; в) двунаправленность соединения (от/к физическому объекту); г) более широкие «интеллектуальные» возможности оконечных устройств; д) мультиплатформенность.

С этой точки зрения интернет вещей начинается там, где частные изолированные сети физических объектов, функционирующие со значительным вовлечением человеческих ресурсов, трансформируются в открытые экосистемы сервисов, которые ориентированы на дистанционную передачу данных от оконечных устройств, их анализ в режиме реального времени и телеуправление для оптимизации работы различных систем и ресурсов.

Оба подхода имеют право на жизнь.

 Проникновение программно-аппаратных средств в разных отраслях сильно различается и зависит от специфики отрасли и степени ее технологичности.

При оценке объема рынка будем исходить из первого подхода: учитываются все решения, которые позволяют объединять «вещи» в сеть, даже если эти сети изолированные. Основная причина использования такого подхода – размытость границ между традиционными системами автоматизации и «чистыми» решениями интернета вещей, которые пока не представляется возможным как-либо выделить.

Объем рынка интернета вещей можно оценивать двумя способами:
  1. по расходам потребителей на решения либо сервисы интернета вещей;
  2. по выручке поставщиков IoT-решений от их внедрения.
 Границы рынка между традиционными системами автоматизации и решениями интернета вещей размыты.


Рис. 2. Эволюция инфраструктуры для интернета вещей
 
Источник: iKS-Consulting

Многоликий и многогранный

Интернет вещей – это следующий этап эволюции решений автоматизации бизнес-процессов с вовлечением физических объектов. Эволюция идет от аналоговой инфраструктуры сначала к цифровой, потом к адаптивной и позже к самоорганизующейся (рис. 2). Большинство бизнес-процессов в каждой отрасли уникально, а значит, уникальны и отраслевые IoT-решения. Поэтому рынок интернета вещей имеет ярко выраженную отраслевую специфику. Но и внутри отрасли присутствует множество разных технологических решений, которые решают разные бизнес-задачи конкретного потребителя. Например, есть разные типы транспорта -- общественный наземный, железнодорожный пассажирский, легковой автотранспорт, коммерческий автомобильный грузовой и т.д. Каждый тип транспорта имеет свою специфику, которая учитывается в отраслевом решении. Более того, специфика информационной транспортной системы (ИТС) определяется также типом потребителя, на которого направлен сервис. Например, город решает задачи управления дорожным движением, пассажирам нужны сервисы навигации и информация о движении общественного транспорта, собственникам автопарка – возможности мониторинга и управления водителями и транспортными средствами и т.д. (табл. 1).

Таблица 1. Задачи, решаемые с помощью систем интернета вещей на транспорте

Группа ИТС

Сервисы для пользователей ИТС

Управление дорожным движением

Поддержка транспортного планирования
Управление дорожным движением
Управление в чрезвычайных транспортных ситуациях
Управление требованиями по транспортировке
Политика в области регулирования дорожного движения
Управление технической эксплуатацией инфраструктуры
Информация для пользователей транспорта
Информация перед поездкой
Информация для водителей во время движения
Информация для общественного транспорта во время движения
Индивидуальные информационные услуги
Дорожные руководства и навигация

Системы транспортных средств

Улучшение распознавания
Автоматизированное управление
Предупреждение лобовых столкновений
Предупреждение боковых столкновений
Системы безопасности
Системы предотвращения аварий
Коммерческие транспортные средства
Предтаможенные операции на коммерческом транспорте
Административные процессы на коммерческом транспорте
Автоматизированная инспекция безопасности на дорогах
Мониторинг безопасности в коммерческих автомобилях
Управление парком коммерческих транспортных средств
Общественный транспорт
Управление общественным транспортом
Управление транспортом по требованию
Управление комбинированным транспортом

Управление в чрезвычайных ситуациях

Сигнализация об опасной ситуации и личная безопасность
Управление аварийно-спасательным транспортом
Опасные грузы и предупреждение инцидентов

Электронные платежи

Электронные финансовые перечисления

Безопасность

Безопасность в общественном транспорте
Безопасность инвалидов
Интеллектуальные перекрестки

Источник: PIARC, Ространспорт

Такая же ситуация и в других отраслях экономики. В результате мир отраслевых решений интернета вещей очень многообразен. Поэтому при оценке и анализе спроса нужно отталкиваться от IoT-сервисов, которые предоставляются в конкретной сфере экономической деятельности определенным типом IoT-решений. Этот перечень уже достаточно внушителен и постоянно расширяется.


Вендорский vs потребительский

Чтобы предложить потребительский сервис, приходится разрабатывать комплексные решения, которые включают физические объекты («вещи»), сетевые компоненты и каналы связи для передачи данных от объектов, место для хранения этих данных и различные программные компоненты для собственно создания сервисов, нацеленных на конечных потребителей. На текущем этапе технологического развития рынка велика роль системных интеграторов, которые «собирают» решения интернета вещей под конкретного заказчика, тиражируют его сначала в этой же отрасли, а потом – в смежных.

По данным IoT Analytics, глобальный вендорский IoT-рынок представлен более чем четырьмя сотнями IoT-платформ. Сегодня сформировались четыре основных сегмента IoT-платформ, различающиеся функциональными возможностями:
  1. Платформы управления устройствами и IoT-шлюзы.
  2. Платформы управления сетевой связностью.
  3. Платформы управления данными.
  4. Платформы управления приложениями.
Многие международные аналитические компании под термином «IoT-платформа» понимают только полнофункциональные платформы управления данными и приложениями. При этом следует понимать, что «IoT-платформа» -- термин зачастую в значительной степени маркетинговый, который используется для позиционирования продукта. Оценить функциональные и технические возможности решения можно только путем детального анализа его технической документации. Нужно также учитывать, что IoT-платформы постоянно развиваются, дополняются и дорабатываются.

По критерию «сфера применения/отраслевая специализация» выделяют две основные группы IoT-платформ:
  1. Полнофункциональные (или горизонтальные), например, PTC ThingWorx, Hitachi Lumada, Software AG Cumulocity IoT, Rightech IoT Cloud.
  2. Специализированные вертикальные (отраслевые), например, Unilight от ГК «АйТи», GE Predix, EcoStruxure Schneider Electric.
На российском рынке присутствуют несколько десятков вендоров IoT-платформ, большая часть из которых – международные компании. Для многих из них IoT-бизнес является новым развивающимся направлением, и лишь некоторые уже имеют и реализуют локальные IoT-стратегии при наличии глобальных центров компетенций и коммерческих представительств в России. Практически все инвестируют и время, и финансовые средства в продвижение собственных IoT-разработок и евангелизацию технологий интернета вещей. Основная причина низкой активности международных IoT-вендоров на российском рынке – приоритизация географических рынков для развития по критерию «потенциал – простота реализации» не в пользу России.

Таблица 2. Международные IoT-вендоры, которые присутствуют в России, но для которых IoT-бизнес не является основным

IoT-платформа

Компания

Происхождение

Основной бизнес

ABB Ability

ABB

Швейцария

Оборудование для энергетики

Bosch IoT Suite

Bosch SI

Германия

Бытовая техника

Predix

GE

США

Медицинское оборудование

Lumada

Hitachi

Япония

Электротехника, инструменты

Uniformance

Honeywell

США

Системы автоматизации

Watson IoT Platform

IBM

США

Программное обеспечение, компьютеры и устройства

Oracle IoT

Oracle

США

СУБД, программно-аппаратные комплексы

CityTouch

Signify (ранее Philips Lighting)

Нидерланды

Светодиодные и традиционные лампы

ThingWorx

PTC

США

Системы автоматизации

ARTIK Smart IoT Platform

Samsung

Южная Корея

Электронная техника

EcoStruxure

Schneider Electric

Франция

Оборудование для энергетики

Siemens Mindsphere

Siemens

Германия

Машиностроение

Источник: iKS-Consulting

Существуют разные сценарии внедрения IoT-решений:

  • внедрение на крупном предприятии;
  • внедрение на среднем / малом предприятии (как правило, при разработке собственных IoT-сервисов);
  • использование IoT-платформы производителем оборудования и оконечных устройств;
  • внедрение IoT-платформы для разработки и предоставления различных коробочных IoT-сервисов для вертикальных рынков.
В зависимости от реализуемого сценария различаются и технические стратегии внедрения. Эти различия определяются:
  • степенью самостоятельности заказчика / участием во внедрении системного интегратора (как правило, большие сложные проекты требуют отраслевых и технологических компетенций);
  • степенью интеграции IoT-платформы с существующими корпоративными информационными системами (биллинг, CRM, личные кабинеты заказчиков и пр.);
  • потребностью в преднастроенных инструментах (для автоматизации биллинга, визуализации, анализа данных, разработки собственного брендированного пользовательского интерфейса и т.д.);
  • объемами капитальных либо операционных затрат.
В России за последние несколько лет IoT-платформы внедрялись в основном на крупных предприятиях. Как правило, это вертикальные решения, нередко созданные в партнерстве с международными компаниями.

Например, Softline на платформе Microsoft Azure IoT разработала для компании «Криогенмаш» IoT-сервис удаленного мониторинга работы воздухоразделительной установки и сбора данных с определенным набором метрик для последующей разработки математической модели оптимизации процесса технического обслуживания и ремонта оборудования и ряда сопряженных бизнес-процессов (управление закупками, поставками, взаимоотношениями с поставщиками, финансовое и производственное планирование).

Philips Lighting сотрудничает с компанией «АйТи Энергофинанс» с целью создания комплексной интегрированной системы управления освещением на базе платформы Unilight.

 Большинство реализованных кейсов в области IoT в России -- это штучные комплексные проекты, реализуемые для крупных заказчиков при активном участии системных интеграторов.

В 2017 г. было много объявлений о намерениях и стратегических планах. Так, «Роснефть» (через дочернюю компанию ИК «Сибинтек») и General Electric подписали акционерное соглашение о создании совместного предприятия для развития в России промышленного интернета и внедрения передовых цифровых решений на объектах «Роснефти» и в российской нефтегазовой отрасли.

ГК «Ренова» объявила о создании компании «Цифра», которая будет разрабатывать собственные продукты, развивать существующие решения группы и вкладывать средства в перспективные технологии промышленного интернета и искусственного интеллекта в России и за рубежом. «Цифра» инвестировала в IIoT-систему мониторинга промышленного оборудования «Диспетчер», разработанную смоленской компанией ИЦ «Станкосервис». В рамках заключенной сделки объем капиталовложений до конца 2019 г. составит 850 млн руб.

Газпромбанк, «Мегафон», «Ростех» и USM Group организовали совместное предприятие «МФ Технологии», которое будет развивать проекты в сфере цифровой экономики, блокчейна и IoT.

Не остаются в стороне и другие операторы связи, которые активно наращивают свои возможности в сфере интернета вещей, в том числе через развертывание IoT-платформ, позволяющих создавать и предоставлять клиентам собственные IoT-сервисы. «Билайн» запускает свои сервисы на платформе Cisco Jasper. МТС тестирует решения на базе платформы Nokia Impact, уже упомянутый «Мегафон» -- на платформе «Петер-Сервис» (летом 2018 г. «Мегафон» проводил закрытый конкурс на выбор новой полнофункциональной IoT-платформы). «ЭР-Телеком» строит свою IoT-сеть на базе платформы управления сетевой связностью Actility. Практически все операторы имеют в продуктовом портфеле свой набор IoT-сервисов.

Подводя итоги 2018 года

Очевидно, что при сохранении текущих темпов роста уходящий год не станет прорывным для российского рынка интернета вещей. Основной результат – создание в разных отраслях новых частных изолированных сетей физических объектов. Количество и качество таких частных сетей растет. Этому во многом способствуют IoT-вендоры, системные интеграторы и инжиниринговые компании.

Текущая рыночная конъюнктура сдерживает масштабные IoT-эксперименты и ограничивает количество долгосрочных проектов. Тем не менее разработка IoT-технологий продолжается, в том числе отечественными компаниями, среди которых Tibbo Systems, Rightech. В России создано много локальных отраслевых решений, например, в сфере ЖКХ -- «Элдис», в сфере энергоэффективности -- Unilight, на транспорте -- «ЕвроМобайл», в промышленности -- «Диспетчер». И этот список постоянно расширяется. Надо полагать, что с изменением экономической ситуации рынок заметно ускорит свое развитие.

Татьяна Толмачева, партнер, iKS-Consulting
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!