Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2018 |
Александра КРЫЛОВА | 17 апреля 2018 |
Интернет вещей: первые ростки
К всеобщей связности людей, вещей и процессов каждая страна движется по своему маршруту, который строит исходя из технологической готовности промышленности и инфраструктуры. С каких вертикальных рынков начала движение к интернету вещей Россия?
Особенности предложения и спроса на решения в области IoT в 2017 г. стали одной из тем исследований iKS-Consulting и фокусом этой статьи.
Первая скрипка – у государства
Внимание, которое уделяется повышению IQ городских хозяйств во всем мире, вполне объяснимо. Процесс урбанизации будет развиваться по нарастающей. Как прогнозируют в ООН, к 2035 г. в городах будет проживать более 60% населения Земли. Понятно, что вместе с ростом численности жителей увеличится нагрузка на инфраструктуру ЖКХ, транспорта, безопасности, здравоохранения, образования и что готовиться к этому муниципальным властям нужно начинать заранее. В самое ближайшее время им предстоит строить «умные» сети распределения электроэнергии, собирать и в режиме реального времени анализировать данные, характеризующие работу всех городских служб и состояние всех инженерных систем, внедрять интеллектуальное видеонаблюдение с функциями распознавания изображений и т.п.
Как показывает опыт самых известных «умных» городов (в их числе обычно называют Сингапур, Лондон, Барселону и Нью-Йорк), повсеместная установка разнообразных сенсоров и датчиков позволяет не только осуществлять мониторинг отдельных городских инженерных подсистем, ответственных за освещение, распределение и учет потребления ресурсов, но и обеспечить существенную экономию потребляемых ресурсов. Более того, анализ данных позволяет городским властям уже сегодня решать насущные проблемы.
«Умный» город является самым емким сегментом рынка интернета вещей и в нашей стране (рис. 1). Как свидетельствуют результаты исследования iKS-Consulting «Рынок технологий интернета вещей в России – 2017», государство является ведущим потребителем решений на базе технологий IoT. Доля B2G-сектора в структуре пользовательских сегментов интернета вещей, по оценке аналитиков, в 2016 г. превышала 80% (рис. 2).
Рис. 1. Структура российского рынка технологий интернета вещей (в денежном выражении) по основным вертикалям, 2016 г.
Рис. 2. Структура российского рынка технологий интернета вещей (в денежном выражении) по основным пользовательским сегментам, 2016 г.
Ввиду довольно низкого уровня проникновения традиционных систем автоматизации в сферу управления городским и жилищно-коммунальным хозяйством у государства сформировался спрос на программно-аппаратные решения для повышения уровня общественной безопасности и охраны порядка в городах, на интеллектуальные системы для управления дорожным движением и транспортными потоками. Кроме того, государство оказалось заинтересованным в автоматизации учета объектов ЖКХ, в мониторинге их состояния, а также действий служб, ответственных за их эксплуатацию.
К началу 2017 г. в России было реализовано более 100 проектов в области «умного» города, объем рынка в этом сегменте, по данным iKS-Consulting, достиг 63,6 млрд руб. При этом крупнейший сегмент российского рынка интернета вещей практически полностью зависит от государственного финансирования. Государство вкладывает деньги в развитие интеллектуальных транспортных систем, в переоснащение ЖКХ, в системы обеспечения безопасности и здоровья граждан, стремясь развертывать инфраструктуру за счет государственно-частного партнерства.
По итогам 2016 г. в такие отношения с государством вступили более десятка компаний – поставщиков типовых решений. Государственно-частные партнерства создавались для распространения интегрированных интеллектуальных решений в области систем безопасности и видеонаблюдения, уличного освещения, а также реализации программы повышения энергоэффективности и распространения практики энергосервисных контрактов.
В качестве примера можно привести проект в области «умного» ЖКХ, реализованный компанией «Центр2М» на магистральных теплосетях дочерней структуры корпорации СТС «Тепло Тюмени». Благодаря технологиям промышленного интернета вещей процесс теплоснабжения можно контролировать как в целом по городу, так и по отдельным категориям социально-значимых объектов. Собираемые данные стекаются в единый диспетчерский центр, получать информацию из которого могут все заинтересованные стороны. Корпорация СТС, вложившая в проект около 30 млн руб., рассчитывает окупить свои инвестиции менее чем за год за счет снижения расходов на эксплуатацию всей теплосети.
Родом из М2М
Второй по объему и по уровню развития сегмент интернета вещей в России – «умный» транспорт. Транспортные и логистические компании в нашей стране одними из первых начали использовать телематические (М2М) решения. Установленные в автомобили GSM-модули со встроенными специализированными SIM-картами передают в центр управления информацию об их местонахождении, направлении движения, скорости, расходе топлива и о целом ряде других критичных для бизнеса параметров. В 2016 г., по оценке аналитиков iKS-Consulting, было реализовано более 50 проектов в области «умного» транспорта, поставщиками решений для которых стали более 30 компаний. В 2017 г. объем сегмента «умного» транспорта российского рынка интернета вещей достиг 13,1 млрд руб.
Мнение эксперта |
Как войти в IIoT
Предприятию, планирующему внедрение решений IIoT, прежде всего необходимо понять, для чего оно внедряет эти решения и каких целей стремится достичь: например, повысить производительность, перевести логистику на новый уровень оптимизации и т.п. Вслед за этим нужно выстроить стратегию развития для того, чтобы получить преимущества от такой цифровой трансформации. В соответствии с этой стратегией, предприятию предстоит пройти несколько подготовительных этапов. В первую очередь в его распоряжении должны быть устройства и датчики, которые позволяют фиксировать события и параметры оборудования и технологических процессов, предварительно агрегировать и анализировать данные. Для аналитической обработки поступающих с датчиков данных, выполнения и уточнения прогнозных индустриальных моделей ему потребуется внедрить программное решение. Такое решение проектируется и размещается на IIoT-платформе, осуществляющей управление устройствами, а также сбор, предобработку и хранение данных. Кроме того, нужно предусмотреть наличие высоконадежной серверной инфраструктуры и подсистемы безопасности, защищающей от несанкционированных вторжений. Роль штаба для управления проектами в области индустриального интернета вещей отводится центру знаний и идей – отдельному департаменту, в который должны входить сотрудники как минимум трех подразделений: индустриальные технологи, специалисты по глубинному анализу данных и разработке прогнозных моделей (data scientists), а также ИТ-специалисты (разработчики, специалисты по информационной безопасности). |
За годы использования М2М-мониторинга на транспорте компании-потребители не просто накопили ценный опыт, но и формализовали технические и организационные процедуры работы с такими решениями, многие из которых продолжают использоваться по сей день. «Технология, основывающаяся на SIM-картах M2M, развивается достаточно стабильно, – констатирует Татьяна Толмачева, партнер iKS-Consulting, – появляются новые заказчики, базовые решения усложняются, в них добавляются востребованный функционал, дополнительная ценность».
По большому счету в сегменте «умного» транспорта у коммерческих компаний, в частности у розничных сетей и промышленных предприятий, сформировался спрос на типовые комплексные ИТ-решения. За право его удовлетворить развернулась серьезная конкуренция между многочисленными поставщиками программно-аппаратных систем, как зарубежными, так и локальными.
Благодаря решению государства о создании в России сначала системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», а затем и системы «Платон», обеспечивающей взимание платы с грузовиков, которые имеют разрешенную максимальную массу 12 т, транспортные и логистические компании начали переходить от привычного М2М-мониторинга к более сложным интеллектуальным решениям для этого сегмента.
Развитием темы госучастия в стимулировании использования технологий интернета вещей в дорожно-транспортной отрасли можно считать решение об оборудовании автоматических пунктов весогабаритного контроля на всех автомобильных дорогах федерального значения. Его цель – обеспечить сохранность таких трасс путем предупреждения нарушений при движении по ним тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, оперативное возмещение расходов на ремонт и реконструкцию автодорог, получение данных о грузопотоках в режиме реального времени, а также повышение уровня экологической безопасности.
Согласно Единым техническим требованиям к оборудованию автоматических пунктов весогабаритного контроля, приложенным к распоряжению Росавтодора № 1328-р от 20.07.2016, в каждом таком пункте должны быть развернуты стационарное оборудование и программные средства, обеспечивающие измерение весогабаритных параметров грузовых автомобилей без снижения скорости движения, допустимой на данном участке дороги. Для передачи данных из пункта автоматизированного контроля в АИС, ведущую мониторинг интенсивности и состава транспортного потока, должен использоваться выделенный внешний канал связи с рекомендуемой пропускной способностью 2,5–10 Мбит/с (предпочтительно ВОЛС). Также должна быть предусмотрена возможность обмена по этой линии связи данными с информационными системами органов исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные функции.
Очевидно, что участие в этой программе интересно и крупным операторам связи, таким как «Ростелеком», и разработчикам ИТ-решений, в том числе региональным.
От АСУ к IIoT
Несмотря на то что автоматизацией российские предприятия занимаются не одно десятилетие, именно с внедрением решений из области промышленного интернета вещей и с цифровизацией производства эксперты связывают надежды на преодоление технологического разрыва с конкурентами из развитых стран и на оптимизацию производства и сокращение издержек.
Вместе с тем экспертам понятно, что переход от «классической» автоматизации отдельных направлений деятельности предприятия – финансов, логистики, управления человеческими ресурсами и отношениями с клиентами – к типовым программным и аппаратным решениям для комплексного управления технологическими и бизнес-процессами вряд ли будет революционным. «Сегодня на некоторых предприятиях внедряются сложные системы и решения, разработанные под задачи отдельно взятого заказчика, – констатирует Т. Толмачева, – которые в силу своей кастомизированности, по нашему убеждению, нельзя рассматривать как технологии индустриального интернета вещей. К этой категории мы относим типовые решения для автоматизации конкретных процессов бизнеса определенного типа, которые можно с небольшими доработками тиражировать на других предприятиях отрасли».
В качестве примера аналитик приводит АИС «Диспетчер» – универсальную систему мониторинга работы оборудования, персонала и технологических процессов в режиме реального времени, разработанную ИЦ «Станкосервис». Подключать к ней можно любые станки с ЧПУ и другое универсальное оборудование. Как и все системы класса MDC (Machine Data Collection), АИС интегрируется с системами управления производственными процессами (MES) и управления ресурсами предприятия (ERP) и позволяет оптимизировать загрузку производственных мощностей, сокращать их простои, потери рабочего времени и многое другое.
Заказчики – промышленные предприятия, по мнению Ирины Яхиной из компании Hitachi Vantara, ждут от подобных решений безопасности (зачастую с автоматическим реагированием на основе искусственного интеллекта), высокой доступности и стабильности, а также функциональной эффективности.
Такие комплексные решения в России уже появляются и внедряются: по данным iKS-Consulting, за 2016 г. в этой области было реализовано более 20 проектов. В числе их поставщиков, помимо «Станкосервиса», компании TSOLLA, «ММК-Инжиниринг» и КРУГ. Активность в области промышленного интернета вещей проявляют операторы связи – «Ростелеком», «МегаФон», «Билайн», МТС, системные интеграторы – «Борлас», КРОК, «АйТи», ЛАНИТ и компании, специализирующиеся на разработке решений в области IIoT, такие как Revolta Engineering. В результате объем этого сегмента рынка в денежном выражении на начало 2017 г. оценивался в 3,6 млрд руб.
Появление на рынке типовых решений для объединения в общем информационном поле производственных и управленческих процессов, имеющих в своем составе и сетевую, и платформенную часть, а также средства визуализации собираемых данных, – новый виток эволюции систем автоматизации предприятий. Венцом этого этапа должна стать основанная на технологиях искусственного интеллекта самообучающаяся и самоорганизующаяся инфраструктура, способная действовать с минимальным участием человека или вовсе без него.
Но это в будущем, а пока аналитики отмечают, что промышленный сегмент российского рынка интернета вещей все еще находится на стадии пилотных проектов и экспериментов.
А что же в других отраслях?
Примерно на той же стадии, на перепутье между классической автоматизацией бизнес-процессов, дополненной точечными разработками для мониторинга наиболее важных из них, и внедрением типовых решений в области интернета вещей находятся сегодня в нашей стране и другие вертикальные рынки: «умные» здания, «умный» ритейл и «умный» дом (табл. 1 и 2).
Качественные изменения в «умных» зданиях, их превращение в объекты, вся инфраструктура которых контролируется и управляется из единого центра, сдерживаются консерватизмом девелоперов и неуверенностью инвесторов. Для «умного» ритейла и «умного» дома крайне важен горизонт возврата инвестиций. «Умные» решения в области управления клиентским опытом, анализа поведения покупателей пользуются спросом при условии окупаемости в течение 6–12 месяцев.
Что же касается решений «умного» дома, то их проникновение тормозится нехваткой коробочных предложений, их неоправданной премиальной стоимостью и недостатком продвижения. Преодолев эти сдерживающие факторы, сегмент может, по убеждению аналитиков iKS-Consulting, в период с 2016-го до 2020 г. показать самые высокие среди всех сегментов IoT темпы роста – 25%.
* * *
Ввиду неравномерного развития сегментов российского рынка IoT в перспективе ближайших четырех лет ему еще предстоит совершить переход от стадии евангелизма и пилотных проектов к разработке и активному продвижению разнообразных типовых plug & play-решений в интересах городского хозяйства, транспорта, промышленности, ритейла, интеллектуальных зданий и жилищ.