Rambler's Top100
Статьи
27 ноября 2017

Данные – кровь цифровой трансформации

Без решения задачи сбора, хранения и обработки данных цифровая трансформация невозможна, считает директор по продуктам и стратегии NetApp Жан-Франсуа Мари.

– Жан-Франсуа, какую роль играют системы хранения и обработки данных в процессах цифровой трансформации?

– Цифра – это данные. Цифровая трансформация – изменения, проведенные на базе анализа данных. Для нефтяной компании главное не выкачать нефть, а найти место, где ее можно качать. После этого вопрос добычи становится техническим. Так же и с бизнесом. Нужно найти новое место, где можно «качать нефть».

Данные – главные ресурсы цифровой трансформации, ее кровь. Но сами по себе они не нужны. Нужно то, что мы видим с помощью данных, проводя цифровые преобразования, их обработку в системах аналитики, машинного обучения, глубокого обучения, виртуальной и дополненной реальности. То, что мы можем предложить клиенту на основе этих данных. Простой пример – покупка одежды. Любите ходить по магазинам?

– Нет.

– Тогда вам понравится вариант, при котором надо один раз сходить в магазин, отсканировать тело и в дальнейшем подбирать костюмы при помощи виртуальной реальности. Это пример трансформации торгового бизнеса, отвечающего на запросы клиента.

Другой пример – автомобиль. Однажды моя жена, ведя машину, слышала подозрительный шум. Когда я завел мотор, никакого шума не было. Если бы машина все время записывала данные, то можно было бы предъявить их автомеханику. А еще лучше иметь подключенный к сети автомобиль, который позволял бы проводить оперативную аналитику данных. Цель цифровой трансформации заключается в том, чтобы помочь человеку, в нашем примере – автомеханику, выполнить работу лучше.

– Какие мировые тренды в управлении данными представляются вам наиболее важными?

– Прежде всего это переход к флэш-накопителям, которые существенно увеличивают скорость обработки данных. Флэш-СХД становятся все более доступными по цене, и их емкость постоянно растет. Сегодня максимальная емкость флэш-устройства составляет 15 Тбайт, завтра увеличится до 50 Тбайт.

Еще один тренд – снижение сложности для заказчика с помощью гиперконвергенции. Раньше вы собирали систему сами, выбирали лучший RAID-массив, проводили интеграцию и апгрейд устройств, выступали в качестве архитектора СХД и приложений. Теперь это не нужно. Достаточно купить и поставить гиперконвергентную систему – и все будет согласовано и настроено. Причем система будет легко масштабироваться. Гиперконвергенция – большой тренд с ежегодным ростом рынка на 50%. Согласно прогнозам Gartner, мировой рынок гиперконвергентных интегрированных систем достигнет в 2021 году $10 млрд.

Если хотите вычислять быстрее, то нужен не только скоростной компьютер, но и быстрое предоставление данных. При использовании облачных вычислений дата-центры могут находиться на разных концах Земли. Время распространения сигнала ограничено скоростью света, поэтому нужно управление потоками данных, оптимальный выбор дата-центров и провайдеров облачных услуг.

Сейчас водители на дорогах действуют в соответствии с правилами дорожного движения. В будущем регулирование будет происходить автоматически на основе анализа Big Data, машинного обучения, систем искусственного интеллекта. Аналогичная ситуация будет и в других областях. Причем само количество обрабатываемых данных резко возрастет. Этому будет способствовать и развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Лавинообразное увеличение собираемых данных – один из основных трендов современного мира.

– Почему компания NetApp решила двигаться от производства «железа» к производству сервисов, в том числе облачных услуг?

– Компания не уходит от продажи оборудования. Это существенная часть нашего дохода. Мы проводим трансформацию бизнеса, так как продажа оборудования (за редким исключением) является падающим рынком. Если останемся на этом рынке – умрем. Компания переходит не к предоставлению услуг в облаке, а к предоставлению услуг передачи данных. Например, поставщики DaaS (Desktop-as-a-Service) используют наши службы передачи данных, чтобы предлагать собственные сервисы. NetApp не станет предлагать собственные облачные сервисы, но будет помогать своим партнерам предоставлять такие услуги.

Возьмем пример: клиент работает с Microsoft Office 365. Использовать облако Microsoft удобно, можно не думать об установке и обновлении программ. Но если пользователь потеряет компьютер, то потеряет данные. Мы же предоставляем услугу защиты данных в MS Azure или облаке партнеров, даем возможность скопировать их в заданные пользователем дата-центры провайдеров, например в Москве, или хранить их on-premise. Таким образом будут выполняться требования регуляторов и обеспечиваться безопасность данных.

Контейнер с данными может быть подключен к нескольким облачным провайдерам. Не понравилось работать с MS Azure, можно «на лету» перейти на работу с AWS или IBM и пользоваться их облачными сервисами, причем без необходимости переноса самих данных.

– Как изменился рынок СХД за последние годы и чего ждать в будущем?

– Традиционный рынок продаж аппаратных средств уменьшается на 10–15% в год. Это связано с развитием облачных технологий и сервисных моделей. При этом самих данных становится все больше. Пользователям нужны скорость, гибкость и контроль. Компании хотят понимать, какими данными пользуются клиенты и сотрудники, и знать, что информация находится в нужном месте.

– Компания продолжит внедрять инновации в флэш-технологии, чтобы добиться большей скорости и производительности накопителей данных. Другое направление – повышение простоты и удобства использования наших решений. Третье – предоставление сервисов управления данными на основе концепции NetApp Data Fabric. Это трудные, но очень интересные задачи.

Беседу вел Николай Носов 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!