Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 09-10 2017 |
Татьяна ТОЛМАЧЕВА | 07 ноября 2017 |
Посторонним вход запрещен!
Когда доступ к информации закрыт, она становится инструментом для манипуляций, считает Татьяна ТОЛМАЧЕВА, основатель iKS-Consulting.
Монополия на статистику
Мне как внешнему аналитику в исследованиях, касающихся здравоохранения, приходилось сталкиваться с рядом серьезных трудностей.
Во-первых, вопросы вызывает актуальность публикуемого материала. Например, в конце 2017 г. можно ознакомиться со статистикой за 2015 г. Во-вторых, доступ к информации, которая необходима для глубокого анализа состояния здравоохранения, серьезно ограничен. Минздрав ввел монополию на статистику, несмотря на то что эти данные не являются закрытыми. Например, все сведения об информатизации ведомство держит под своим контролем. Оно рекомендует (неофициально) региональным министерствам здравоохранения не открывать эту информацию для внешних аналитиков. Возможно, таким образом формируется картина состояния сектора, которая считается приемлемой. У экспертного сообщества возникают закономерные вопросы: можно ли доверять такой статистике? Закрытая информация всегда становится инструментом для манипуляций. Доступ к данным, которые не содержат государственной тайны, должен быть открыт.
Поэтому за качество и доступность аналитики я бы поставила единицу.
Как в «нулевые годы»
Здравоохранение у нас преимущественно государственное. Поэтому аналитические решения, которые предлагают вендоры, достаточно консервативны и относятся прежде всего к расходованию средств бюджета. В результате блок управленческой аналитики реализован во всех информационных системах. Эти решения позволяют руководителям лечебных учреждений на уровне регионов и в самих министерствах здравоохранения анализировать динамику различных показателей, прогнозировать работу определенных направлений и т.д.
С точки зрения ИТ-специалистов, создающих такие продукты, принятие управленческих решений зависит не от внешних факторов, результатов анализа, а от других причин, которые им хорошо известны. Поэтому они не спешат сотрудничать с внешними аналитиками. Ситуация напоминает мне рынок интеграторов лет 10–15 тому назад.
Иное положение в сегменте коммерческой медицины. Здесь есть запрос на продукты, которые анализируют поведение рынка, дают возможность спрогнозировать работу компании на определенный срок. Однако этот сектор в России пока невелик. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что внешняя аналитика сейчас не востребована.
Вместе с тем хочу подчеркнуть, что в здравоохранении необходимо развивать такой блок, как поведенческая аналитика. Это направление только отчасти реализовано в информационных системах. Подобные модели требуются для управления ресурсами, контроля доступности и качества медицинских услуг, замеров объемов спроса населения на медуслуги. Именно поведение россиян определяет потребность в медицинской помощи. Поясню: есть люди, которые болеют, но приходят на прием к врачу только в экстренных ситуациях, а есть «мнимые пациенты», регулярно посещающие медучреждения. Поэтому именно поведенческая аналитика становится актуальной для развития как частной медицины, так и государственного здравоохранения. В первом случае потому, что за медицинские услуги мы платим из своего кармана, а во втором потому, что государственные клиники перешли на подушевое финансирование. Сегодня лояльность электората, например, к районной поликлинике делается животрепещущим вопросом.
Рычаг в руках регулятора
Если со стороны регулятора будет запрос на аналитику, такие исследования получат толчок для развития. Сейчас обстановка иная. Приведу пример. В одном из исследований мы хотели тщательно проанализировать развитие региональных информационных систем. Наши эксперты запросили информацию у ряда ведомств для того, чтобы сравнить работу регионов, выбрать среди них передовые и изучить их опыт. Однако, ссылаясь на разные обстоятельства, нам так и не предоставили доступ к базовой статистике по данному направлению. А цифрам рейтингов, которые были в нашем распоряжении, мы не поверили: на это у нас были серьезные основания. В результате наше исследование не состоялось.
Но я уверена, что ситуация по мере развития рынка и повышения уровня конкуренции между лечебными учреждениями, государственными и частными, будет меняться, а потребность в анализе – расти. В результате появятся свои in-house аналитики, которые будут оценивать данные информационных систем. Рано или поздно мы к этому придем.