Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 09-10 2016 |
Олег ХИЛОВ  | 08 ноября 2016 |
Телерадиология: лучевая диагностика для масс
Технологическая база телерадиологии на региональном и федеральном уровнях создана, и ее нужно использовать – убежден Олег ХИЛОВ, директор обособленного подразделения «РТ Лабс» в г. Казань.
– Олег, чем Центр компетенций МИС обосновывает свой профессиональный интерес к телерадиологии?
– Экономическая эффективность телемедицины, частью которой является телерадиология, все меньше нуждается в обоснованиях. По данным федеральных телемедицинских центров, в 40% случаях телеконсультации позволяют отказаться от использования санитарной авиации, в 10–15% выезд врача может быть отсрочен на 12 и более часов; затраты на внедрение и эксплуатацию телемедицинских систем в разы меньше расходов на транспортировку пациентов и доставку специалистов.
Если для некоторых направлений телемедицины законодательное поле не урегулировано окончательно, то для развития телерадиологии «хватает» действующего 323-ФЗ. Телерадиология позволяет приблизить к населению информативные высокотехнологичные методы лучевой диагностики (компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию, маммографию и рентгенографию, УЗИ) и оптимизировать использование распределенных ресурсов с привлечением профильных высококвалифицированных и при необходимости узкоспециализированных консультантов, часто отсутствующих на местах. Во многих развитых странах телерадиология внедрена в повседневную практику.
– Приведите, пожалуйста, пример модели использования телерадиологии в целях массового дистанционного обследования людей.
– Скажем, результаты маммографии женщин, проведенной в центральных и районных больницах, в цифровом виде передаются в региональный маммологический центр для описания и постановки диагноза, а также архивируются в информационной базе регионального архива изображений. В случае затруднения интерпретации клинических данных и/или при сложных диагностических случаях запросы на проведение удаленной консультации направляются специалистам медцентров в других регионах, которые изучают диагностическое изображение и предоставляют коллегам юридически значимое и обоснованное клиническое заключение.
В итоге экономится время, повышается уровень выявления онкологических заболеваний молочной железы на ранних стадиях, сокращаются затраты на длительный диагностический процесс, а современная медпомощь становится более доступной для населения.
– Конкретные проекты работают?
– Да, и не один. В 2013 г. во исполнение Указания Президента РФ от 07.06.2013 № Пр-1286 и поручения заместителя председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец ПАО «Ростелеком» на технологической базе архива медизображений и с применением методологии «Телерадиология» реализовало пилотный проект создания системы дистанционной лучевой диагностики, в котором приняли участие 11 медицинских организаций из пяти регионов (Приморский и Хабаровский края, Амурская и Костромская области, Республика Башкортостан). Консультационным центром дистанционной диагностики выступило ФГБУ «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава. В рамках проекта была доказана реальность и эффективность работы удаленных центров компетенции как для первичной, так и для экспертной консультации при оказании услуг лучевой диагностики, выявлены «узкие» места и направления развития практики дистанционной интерпретации результатов диагностических исследований в рамках телерадиологии.
Кроме того, ранее на основе методологии «Телерадиология» был создан Центральный архив медицинских изображений (ЦАМИ) в Республике Татарстан (2009 г.) и в Тамбовской области (2010 г.); с 2012 г. работает Региональный архив медицинских изображений в Республике Саха (Якутия). В 2015 г. более 30 единиц подключенного оборудования было объединено в единый региональных архив изображений и систему телерадиологии Владимирской области, которые интегрированы в региональный сегмент ЕГИСЗ.
– Как вам видится экономическая модель функционирования системы телерадиологии и архивов медизображений?
– Телерадиология как бизнес-процесс может функционировать в рамках системы ОМС – при разделении тарифа диагностических услуг на собственно «сканирование» пациента и интерпретацию результата диагностического исследования с опцией аутсорсинга. Также возможно финансирование консультации из средств ДМС, бюджета (например, в рамках высокотехнологичной медпомощи), государственно-частного партнерства (скажем, благотворительные фонды) и средств пациента (как услуга «второе мнение»).
Вопросы задавала Наталия КИЙ