Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 09-10 2016 |
Константин СОЛОДУХИН  Андрей СТОЛБОВ  Александр ГУСЕВ  Максим СЕМЕНОВ  Павел КОРОСТЕЛЕВ  | 08 ноября 2016 |
Методичка для МИС
Методрекомендации для МИС медицинской организации и регионов приняты. Что дальше?
Серьезный шаг к стандартизации
Максим СЕМЕНОВ, заместитель министра, Министерство здравоохранения Московской области
Появление методических рекомендаций Минздрава России по обеспечению функциональных возможностей МИС МО и региональных МИС – значимое событие для всей отрасли, хотя и весьма запоздалое. Если бы рекомендации были выпущены в начале модернизации здравоохранения, то это существенно помогло бы региональным исполнительным органам власти в сфере здравоохранения при составлении технических заданий на создание региональных сегментов ЕГИСЗ. Но и сейчас рекомендации позволят регионам скорректировать планы развития своих информационных систем. Это серьезный шаг к стандартизации и унификации подходов к информатизации здравоохранения.
Одним из самых важных моментов является то, что методические рекомендации, принятые Минздравом, содержат конкретный перечень функций, которыми должны обладать информационные системы как на региональном, так и на учрежденческом уровнях. Сейчас у каждой медицинской организации есть возможность оценить эффективность и полноту внедрения своей МИС и сделать выводы о необходимости изменений.
Понятно, что любое изменение действующих информационных систем влечет за собой финансовые затраты либо на техническую поддержку, либо на разработку нового функционала. Без достаточного финансирования информатизация здравоохранения не получит развития. Так, Московская область ежегодно тратит на информатизацию здравоохранения порядка 300 млн руб. Но и без должного управления на верхнем уровне развитие может пойти в ненужном направлении, чему как раз и призваны помешать обсуждаемые методические рекомендации. ИТ-компаниям, занимающимся информатизацией здравоохранения в регионах, придется оценивать, насколько предлагаемые ими решения и услуги соответствуют изменившимся требованиям заказчиков, и принимать меры, чтобы не потерять рынок.
Стандартизация информационных систем в итоге приведет к появлению у государственных заказчиков спроса на новые технологии, особенно направленные на повышение эффективности и снижение издержек при эксплуатации информационных систем и инфраструктур. К примеру, в Московской области врачами ежемесячно генерируется более 2,5 млн медицинских записей по итогам посещений пациентов. Этот объем постоянно растет и, по прогнозам, уже к середине 2017 г. достигнет 7 млн в месяц, причем без учета стационарного сегмента. Анализировать такие объемы данных без современного инструментария просто невозможно. икс
Требуется работа над ошибками
Андрей СТОЛБОВ, профессор, Высшая школа управления здравоохранением, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
Начнем с того, что это запоздалые рекомендации, которые были нужны «вчера». Оба документа представляют собой главным образом констатацию и обобщение того, что уже сделано и/или делается и описано в различных ТЗ и технической документации, опубликованной на сайтах Минздрава России, территориальных органов управления здравоохранением, МИАЦ и т.д. В этом смысле они, безусловно, полезны и будут востребованы при написании ТЗ, формировании планов и т.д. Однако степень их «регулирующего воздействия» на дальнейшее развитие информатизации здравоохранения, я думаю, не будет очень заметной. Подавляющее большинство тиражируемых МИС, которые сегодня предлагаются на рынке и используются во многих медицинских организациях, в целом формально удовлетворяют описанным требованиям.
Замечу, что в функциональных требованиях к МИС МО не указаны функции поддержки деятельности участкового врача (ведение паспорта участка и т.д.), мониторинга врачебных участков, функции, учитывающие особенности работы дневных стационаров и стационаров на дому, центров медицинской профилактики, центров здоровья, ИТ-поддержки ФАПов, организации работы выездных бригад и др. Ничего не сказано о телемедицинских функциях, в том числе об ИТ-поддержке удаленного мониторинга состояния здоровья и т.д.
Еще одна непростая проблема, которую обошли молчанием авторы этих документов, заключается в том, что в связи с введением в действие с 06.01.2015 новой Номенклатурной классификации медицинских изделий многие виды «медицинского» ПО подлежат государственной регистрации как медицинские изделия (МИ), с обязательным подтверждением качества, эффективности и безопасности. Однако сегодня пока еще не определены правила определения класса потенциального риска применения для целого ряда видов ПО (требование ст. 38 закона № 323-ФЗ), что делает такую регистрацию практически невозможной. Кроме того, из-за достаточно больших затрат и сроков регистрации МИ (10–18 месяцев), по всей видимости, следует ожидать некоторого снижения общих темпов реализации и внедрения в МИС функций, обеспечивающих информационную и интеллектуальную поддержку деятельности врача.
В документе о РМИС есть принципиальные положения, которые, по моему мнению, в корне противоречат общей стратегии создания единого общероссийского информационного пространства в здравоохранении – в разделе 14.1 говорится: «Взаимодействие между РМИС и МИС МО. На уровне региона должен быть подготовлен единый открытый стандарт обмена данными. Данный стандарт должен поддерживаться всеми используемыми в регионе МИС МО, которые взаимодействуют с РМИС». Иными словами, каждому региону предлагается разработать свои «местечковые» стандарты. Очевидно, что в ЕГИСЗ не должно и не может быть 85 разных стандартов обмена одними и теми же данными! Полагаю, что рекомендации к РМИС требуют существенной переработки.
Поскольку в этих документах нет ничего существенно нового, то и каких-либо дополнительных затрат федерального и региональных бюджетов на реализацию рекомендаций не потребуется. икс
Импортозамещение не требуется
Константин СОЛОДУХИН, генеральный директор, Национальный центр информатизации
Согласно отчету Минздрава России, на конец 2015 г. в 81 субъекте РФ были внедрены медицинские информационные системы, в которых ведутся ЭМК пациентов. В целом 53% автоматизированных рабочих мест медперсонала подключено к медицинским информационным системам.
За время с начала процесса построения ЕГИСЗ в России возник новый высокотехнологичный рынок информационных технологий, на котором преобладают отечественные разработчики – до 80% этого рынка занято ими.
Однако в рамках создания региональных сегментов ЕГИСЗ, начиная от медицинской организации и заканчивая управленческим уровнем, медицинские ИС зачастую развиваются без единого плана, без взаимоувязки их функциональных возможностей. Вследствие такого подхода потом требуются дополнительные расходы на интеграцию и организацию информационного взаимодействия между различными системами.
Поэтому в развитии федеральных компонент ЕГИСЗ и ИЭМК мы изначально придерживаемся комплексного подхода, создаем единую технологическую платформу, объединяющую все компоненты федерального сегмента ЕГИСЗ.
Особое внимание мы будем уделять системам ведения ИЭМК, аутентификации и идентификации пользователей ЕГИСЗ, единой системе ведения нормативно-справочной информации. Получит свое развитие система управления имеющимися в государственной системе здравоохранения ресурсами, система нозологических регистров. Также планируем участвовать в создании системы электронного юридически значимого медицинского документооборота, так как Минздрав видит это одним из магистральных направлений информатизации в отрасли здравоохранения. икс
В перспективе – позитивный эффект
Александр ГУСЕВ, заместитель директора по развитию, К-МИС
Требования о поддержке положений методических рекомендаций Минздрава России по обеспечению функциональных возможностей региональных МИС, несомненно, будут постепенно включаться в технические задания на развитие и сопровождение региональных сегментов ЕСГИЗ. Это приведет к стандартизации ключевых требований к МИС медицинской организации, развитию предлагаемых на рынке решений в одном общем направлении, а также к замене тех решений, которые не соответствуют требованиям регулятора. Таким образом, появление обоих документов должно дать позитивный эффект, заключающийся в основном в совершенствовании существующих МИС, сглаживании неравенства между регионами в плане функциональных возможностей применяемых продуктов и, как следствие, к более эффективному их применению. Результатом станет более широкое внедрение ИТ в здравоохранении.
Правда, на начальном этапе эти документы, скорее всего, усложнят взаимодействие заказчиков и ИТ-компаний, так как появление новых требований заставит разработчиков нести дополнительные финансовые и трудовые затраты на доработку своих систем. Но в более отдаленной перспективе это, наоборот, должно упростить их взаимодействие, поскольку теперь есть фактически федеральный единый набор требований, который и заказчик, и ИТ-компания вынуждены соблюдать. Поэтому споров и конфликтов по поводу обязательности наличия тех или иных возможностей в МИС будет меньше. В любом случае стандартизация и детально прописанные правила игры будут способствовать повышению эффективности отрасли и выполняемых проектов.
Затраты на приведение МИС разного уровня в соответствие с методическими рекомендациями Минздрава лягут либо на регионы, если они сами создавали свои РМИС, либо на ИТ-компании, разрабатывающие МИС для медицинских организаций. Чем хуже развита МИС, тем больше будут затраты на ее доведение до требований регулятора. Возможно, некоторые разработчики МИС постараются переложить эти расходы на заказчиков, но удастся им это или нет, зависит от условий госконтрактов, договоренностей между ИТ-бизнесом и заказчиками МИС МО и особенностей их взаимоотношений. икс
МИС без опасности
Павел КОРОСТЕЛЕВ, менеджер по маркетингу продуктов, «Код безопасности»
В методических рекомендациях помимо требований к функциональным возможностям МИС уровней региона и медицинской организации указывается, как должна обеспечиваться информационная безопасность медицинских систем. При этом, к сожалению, остается много вопросов, связанных со специфическими рисками инфобезопасности, характерными именно для медицины. Если специалисты медучреждений из любой точки страны смогут получить доступ к медкарте (т.е. к полной медицинской информации) любого гражданина, то это как минимум смущает. Пока непонятно, каким образом будет обеспечиваться защита, но уже ясно, что утечка таких данных может стать серьезной проблемой.
У медучреждений особый профиль угроз информационной безопасности, отличный от других отраслей. Например, медицинским организациям, в которых предусмотрена интенсивная терапия, требуется обеспечить непрерывный доступ к жизненно важной информации пациента (чем его лечили раньше, что ему помогало, есть ли противопоказания к применению каких-либо препаратов). Для таких учреждений критичным будет риск заражения компьютеров, например вирусами-шифровальщиками (данные шифруются, а за расшифровку злоумышленники требуют денег). Это большая проблема: известно немало случаев, когда западные медицинские организации вынуждены были платить шантажистам. Ведь нельзя рисковать жизнью и здоровьем пациентов, а также своей репутацией. Чтобы избежать таких рисков, следует особое внимание уделить комплексной защите рабочих станций и серверов.
Второй аспект – защита на уровне архитектуры сети. Пользователи МИС не должны посещать подозрительные сайты, но это не значит, что медучреждению надо запретить доступ в интернет. Он обязательно должен быть хотя бы потому, что многие МИСы реализованы по принципу SaaS: медцентры покупают сервис у стороннего провайдера и получают к нему доступ. Но при этом обязательно нужно разделить пользовательскую и серверную подсети. Тогда даже если зловред скомпрометирует рабочую станцию, то данные внутри организации по-прежнему будут доступными и целостными. икс