Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 7 2007 |
01 июля 2007 |
SMB-страдания
«ИКС»: Какое место под солнцем на рынке ИКТ занимают предприятия SMB?В. КРОХИН, директор по маркетингу LETA-IT: Пока маленькое, но гордое. В сфере ИТ старые «звезды» уже не обгоняют рынок по темпам роста, так как привыкли работать с определенным и давно известным кругом клиентов. Они стали «слонами, которым трудно научиться танцевать». А у небольших компаний есть возможности лавировать и «партизанить». В этом их главная сила.
Ю. ЗИГУЛЯ, гендиректор «Манго Телеком» : Какоето место занимают, но далеко не под солнцем.
Н. ЛИТВИНЕНКО, директор по маркетингу «ЮАФИ-Т»: Отечественные средние и малые интеграторы в основном возникли в конце 90-х, когда подросли и оперились представители нового поколения потенциальных бизнесменов. Во времена ИТ-бума все складывалось неплохо, несмотря на дикий рынок. Сейчас среднего интегратора выталкивают с рынка, ибо у него нет главного конкурентного преимущества, которым обладает крупный интегратор, – административного ресурса. Его знакомые и друзья еще не доросли до значимых постов, а прибыль компании не позволяет платить крупные лоббистские гонорары. Так что свое место под солнцем он пытается сохранить ценой неимоверных усилий.
А. ВАСИЛЬЕВ, вице-президент Ассоциации домовых сетей и компьютерных клубов Москвы: Крупные операторы связи стремятся любыми путями завоевать московский рынок. Нас тут слишком много, по оценкам АКТР – от 400 до 700 SMB. Поэтому новичкам пробиться практически невозможно. Опыт показывает, что компании, у которых менее 500 абонентов, очень быстро умирают. Сегодня хорошо держатся на плаву «пятитысячники». Интенсивно идет процесс поглощения крупными компаниями более мелких либо объединения нескольких компаний, работающих на одной или соседних территориях. Года через два-три SMB на кабельном рынке в Москве практически исчезнут.
Е. САНДОМИРСКИЙ, коммерческий директор «Мастертел»: ИТ-рынок не избалован сервисом, а требования клиентов растут как на дрожжах, и только SMB-компании могут предоставить достойный уровень обслуживания заказчиков.
О. СКОКОВ, гендиректор «БиАй Телеком»: В сфере интернет- и VAS-услуг, особенно в регионах, рыночная доля SMB-компаний превышает 50% (пример – домашние сети). Практически все системные интеграторыи большинство разработчиков ПО относятся к этому сегменту. По сути, вся отрасль ИКТ на них держится. Необходимо принять нормативную базу по демонополизации отрасли связи, с тем чтобы компании SMB имели недискриминационный доступ к базовым услугам связи монополий, на основе которых должны развиваться многочисленные сервисы для клиентов. Это повлечет за собой развитие всей цепочки создания ценности. Сейчас же вокруг монополистов МРК крутятся «приближенные» интеграторы, а эффект от такого «симбиоза», как правило, не тот, который можно было бы ожидать. Задача государства – обратить особое внимание на поддержку SMB в ИКТ.
«ИКС»: В каких сегментах рынка предприятия SMB ждет удача, а в каких нет? Почему?
В. СТРЕЛЬЧУК, зам. гендиректора «РОМБО»: Наивысшего успеха можно добиться в ИТ-аутсорсинге, услугах, консалтинге. Эти сегменты рынка в России пока слабо развиты. Но компании начинают понимать, что затраты на содержание системных администраторов, инженеров, программистов неоправданно высоки, и многие просто не могут себе позволить содержать огромный бэк-офис. Так как основными потребителями ИТ-услуг будут предприятия SMB, то крупным ИТ-компаниям будет сложно и неинтересно конкурировать с ними на этом поле.
А. ВАСИЛЬЕВ: В оказании новых услуг – высокоскоростного доступа в Интернет (поскольку до каждого дома проложены оптические кабели), в области ЖКХ (подключение приборов учета воды, электросчетчиков, видеонаблюдение в подъездах и т.д.).
Ю. ЗИГУЛЯ: По сути, каждое SMB в сфере ИКТ представляет собой венчурный проект, финансируемый за счет средств участников проекта, их друзей и знакомых, а если повезет, то и прибыли.
Н. ЛИТВИНЕНКО: Наиболее успешным может быть софтверный бизнес – минимум накладных расходов.
Е. САНДОМИРСКИЙ: В телекоме все сложно, поскольку высока цена входного билета в бизнес. Максимум успеха ожидает сектор ПО.
О. СКОКОВ: Успеха SMB может добиться в любой сфере, кроме излишне монополизированной. Все зависит не столько от сферы, сколько от энергии, умения и веры в начатое дело у организаторов нового бизнеса.
В. КРОХИН: Прежде всего в тех сегментах, на которые не обращают внимания или в которые не могут проникнуть большие компании. Это инновации, в первую очередь разработка ПО и оказание новых услуг. Необходимо подчеркнуть, что средним ИТ-компаниям проще работать с сегментом SMB, так как все они сталкиваются с общими проблемами и говорят на одном языке.
«ИКС»: Востребован ли SMB в отрасли, и если да, то велик ли неиспользуемый потенциал?
Ю. ЗИГУЛЯ: К сожалению, открытого конкурентного рынка в сфере ИКТ сегодня нет. Заинтересованность крупных игроков в инновационной деятельности низкая. Потенциал SMB во многом невостребован.
Е. САНДОМИРСКИЙ: ИТ-бюджеты в SMB, хотя и не быстро, но растут. Согласно исследованиям CNews Analytics, SMB заказчики проявляют наибольшую активность в приобретении и внедрении ИТ-решений, в первую очередь в финансовом секторе и сфере услуг (темпы роста по 36,8% в год).
О. СКОКОВ: SMB – двигатель отрасли в развитии новых технологий и услуг, создании конкурентной среды. Конкретная польза может быть самая разнообразная, в зависимости от занимаемого сегмента рынка.
В. КРОХИН: Потенциал велик, и прежде всего в сервис-ориентированном ИТ-бизнесе. А полезны такие компании главным образом тем, что именно у них чаще всего рождаются новые идеи, новые подходы.
А. ВАСИЛЬЕВ: Например, благодаря SMB почти вся Москва покрыта оптикой. Практически решена задача «последней мили». Имеющийся потенциал SMB в сфере ИКТ можно было бы эффективно использовать в ГЦП «Электронная Москва».
«ИКС»: Назовите три главных барьера для развития SMB в отрасли.
О. СКОКОВ: Излишняя монополизированность отрасли связи со всеми вытекающими отсюда последствиями (стагнация рынка, коррупция, неэффективность инвестиций). Высокие налоги. Отсутствие господдержки инновационного (венчурного) бизнеса.
Ю. ЗИГУЛЯ: Высокие отраслевые регуляторные барьеры, отсутствие системы венчурного финансирования и институтов, профессионально берущих на себя инвестиционные и проектные риски, отсутствие ощутимых налоговых льгот для предприятий офшорного программирования.
Е. САНДОМИРСКИЙ: Во-первых, монополизм лидеров отрасли усложняет старт молодых компаний. Нужно быть суперпрофессионалами, чтобы выдержать конкуренцию. Во-вторых, кадровый голод. Несмотря на большое количество профильных вузов, малому бизнесу совсем непросто найти грамотного сотрудника, поскольку особенность работы в такой компании – это исполнение одним работником целого комплекса функций. В-третьих, недостаток серьезных инвестиций.
В. СТРЕЛЬЧУК: Один из основных барьеров на пути SMB – сам характер ИТ-рынка. На практике часто главным является не предложенная цена или лучшие условия поставки, а личные связи и знакомства. Второе – высокие процентные ставки по кредитам. Они не в тех границах, чтобы предприятия могли использовать этот финансовый инструмент в своей деятельности. И наконец, налоговое бремя.
В. КРОХИН: Стремительный рост заработных плат на рынке. Непрозрачность отрасли и, как следствие, «дорогие» по отношению к другим отраслям денежные ресурсы. Особо отмечу относительно малый объем – и в абсолютном, и в долевом выражении – SMB-сектора как потребителя ИТ-продуктов и услуг.
Н. ЛИТВИНЕНКО: Налоговое бремя, отсутствие административного ресурса, коррупция.
Ю. ДОМБРОВСКИЙ, президент Ассоциации региональных операторов мобильной связи: Для любых отраслей вообще – административные барьеры и «государственный рэкет».
А. ВАСИЛЬЕВ: Административные барьеры. Неопределенность правового статуса инженерной инфраструктуры операторов связи в многоквартирных домах, а также сложность и противоречивость российского законодательства в области связи, что часто приводит к некорректности правоотношений, возникающих между операторами связи и владельцами многоквартирных домов
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!